Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Ноябрьск
Внеклассное занятие по произведениям М.Ю.Лермонтова
в 3 классе
Тема «Поэзия Лермонтова в творчестве детей»
Подготовила
учитель начальных классов
Икрянова Галина Александровна
2013 год.
Внеклассное занятие по произведениям М.Ю.Лермонтова.
Тема занятия. «Поэзия Лермонтова в творчестве детей»
Форма проведения – творческая мастерская. Иллюстрирование стихотворений в технике «Мозаика».
Технология – организация группового взаимодействия.
Задачи занятия: прививать интерес к русской классической литературе через поэзию М.Ю. Лермонтова; развивать творческое воображение, коммуникативные навыки.
Оборудование: портрет Лермонтова, презентация «Поэзия Лермонтова в творчестве художников», карточки для работы в группе, рваная бумага для аппликации, листы формата А-4, клей, чистый лист формата А-3.
Подготовка к занятию. Указом президента Российской Федерации 2012 год объявлен Годом российской истории, это сделано с целью привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе. На 2012 год выпадает несколько важнейших исторических юбилеев, в числе которых 1150 – летие создания Русского государства и 200 лет со дня Бородинского сражения. В целях патриотического воспитания детей в моём классе было проведено несколько мероприятий на тему «Знакомимся с Лермонтовым»:
классный час «Детство Лермонтова», заочное путешествие «В Тарханы», конкурс чтецов и рисунков «Стихи Лермонтова для детей», экскурсия в музей на просмотр выставки «1812», поэзия Лермонтова в творчестве композиторов и художников.
Это занятие – итоговое, на котором дети проиллюстрируют любимое стихотворение Лермонтова не красками, а в виде аппликации.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | |
Орг. момент. Определение к деятельности. | Вступительное слово: — «Здесь всюду властвуют его стихи. Далёкие, зовущие, живые» Я рада очередной встрече в нашей творческой мастерской. Занятие сегодня будет необычное, но очень интересное. | Дети слушают учителя. | Портрет Лермонтова |
Определение темы, постановка учебной задачи. | Организует определение темы, постанов-ку учебной задачи. — Прочитайте тему занятия, записанную на доске: «Поэзия Лермонтова в творчестве детей». — Попробуйте определить вид нашей деятельности. Обобщает. — Сегодня мы завершаем прекрасное путешествие в творчество русского поэта М.Ю.Лермонтова. Наше занятие посвятим иллюстрированию любимых стихов поэта, но не красками, а с помощью мозаики. Работу можно выполнять как индивидуально, так и в малой группе, но не более 4-х человек. | Самостоятельно читают тему занятия с доски «Поэзия Лермонтова в творчестве детей», предлагают варианты своей деятельности. | На доске: «Поэзия Лермонтова в творчестве детей».
|
Беседа | Организует беседу. — Поэзия Лермонтова нашла своё отражение в различных видах искусства. Можете назвать, в каких? Обобщает. — Около 800 композиторов писали музыку на стихи Лермонтова. Среди них такие имена, как Чайковский, Рахманинов, Глинка. Написаны различные музыкальные жанры: опера (Рубенштейн), вальс (Хачатурян), романс (Варламов). Иллюстрации, гравюры, рисунки украшают произведения Лермонтова (И.Шишкин) — А какие стихи вам бы хотелось проиллюстрировать? | Делают 2-3 минисообщения (в устной форме), подготовленные дома, воспринимают дополнения учителя. | Фронтально.
Презентация «Поэзия Лермонтова в творчестве художников» |
Игра «Угадай-ка» | Организует игру. — Прочитайте отрывок из стихотворения, а остальные попробуют угадать название. Подводит миниитог. — Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы. Волшебные строки стихов поэта тонко передают настроение; замечательно, что каждый из нас смог найти в них своё душевное состояние. — Попробуйте передать это душевное состояние в своей творческой работе. | Читают отрывок из любимого стихотворения в группе, остальные – угадывают название. |
|
Творчес-кая работа. | Организует работу в группах. Просит представителя каждой группы получить карточку и даёт инструктаж по выполнению творческой работы: — Объединитесь в группы по интересам. — Вспомните правила группового взаимодействия. — Определите стихотворение для иллюстрирования. — Обсудите рисунок. — Выполните рисунок карандашом. — Выполните иллюстрацию. — Оцените свою работу, поставьте на выставку. — Во время творчества вы услышите музыку, написанную на стихи Лермонтова. — Желаю всем приятной работы! | Организуются в группы по интересам, получают карточки, выполняют задание по инструктажу; после окончания работы выставляют аппликацию на выставку. | Карточка-инструктаж.
Звучит музыка на стихи М.Ю.Лермонто-ва. |
Итог. | Подводит итог занятиям. Показывает любую работу (группа, выполнявшая её, встаёт) и задаёт вопрос: к какому стихотворению иллюстрация? | Группа, которая выполняла указанную работу, встаёт и определяет правильность ответа. | Выставка творческих работ. |
Рефлек-сия | — Ну вот, наше путешествие в творчество Лермонтова подошло к концу. Покажите ваше впечатление от этого путешествия листочками разного цвета, которые лежат на столе учителя, прикрепив их на чистом листе ватмана. Спасибо за приятное путешествие! | Обучающиеся выбирают листочек, опираясь на внутреннее ощущение, прикрепляют его к чистому листу ватмана. | Чистый лист ватмана прикреплён на доску. |
Используемая литература.
1.http ://festival .1september .ru /articles /413202/
2.http://poetry4kids.ru/lermontov.htm
3.Журнал «Начальная школа» №11 за 1992 год.