ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В 3 « В « КЛАССЕ.
Актуальность программы
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, — актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому гимназия № 4 в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
-
не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
-
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
-
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
-
выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
-
развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
-
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
-
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
-
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
-
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
-
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
-
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
— призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
— развитие творческого и логического мышления учащихся;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Основные направления реализации программы.
-
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
— внедрение передовых образовательных технологий;
— укрепление материально-технической базы;
— нормативно-правовое обеспечение деятельности;
— формирование банков данных по проблеме одарённости.
-
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
— повышение профессионального мастерства педагогов;
— организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
— научно-методическое и информационное обеспечение программы.
-
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
План работы с одарёнными детьми на 2014/2015 учебный год.
Мероприятия | |
1 | Мониторинг учебной успеваемости учащихся для выявления и развития одаренных детей |
2 | Анализ результатов участия детей в конкурсах за предыдущий год. |
3 | Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам |
4 | Вовлечение учащихся в кружки по интересам, краткосрочные курсы «Школа вежливых наук» «Волшебный сундучок» « Умка» |
5 | Организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми |
6 | Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня. |
7 | Участие в дистанционных конкурсах всероссийского уровня. |
8 | Участие в школьных неделях по предметам. |
9 | Участие в предметных школьных олимпиадах среди учащихся 3-4 классов. |
10 | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» «Почемучка» «Старт» |
11 | Поощрение учащихся на уровне класса, школы (ежегодном итоговом празднике «Олимпионике»). |
12 | Ведение портфолио одаренных детей. Конкурс в классе на лучшее портфолио. |
13 | Проведение просветительской работы с родителями одарённых детей (беседы, индивидуальные встречи, консультации) |
14 | Оказание методической помощи детям, родителям при выборе средств развития способностей учащихся. |
15 | Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
|
16 | Проведение семейной игры “Кто хочет стать миллионером”.
|
Главные принципы реализации программы.
-
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
-
Гуманизм в межличностных отношениях.
-
Научность и интегративность.
-
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
-
Применение принципов развивающего обучения.
-
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
— интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
— задания с отсроченным вопросом,
— интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; — задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
— решение частично-поисковых задач разного уровня,
— творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
— проведение массовых мероприятий внутри объединения;
— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
-
объединения дополнительного образования;
-
групповые занятия с сильными учащимися
-
занятия исследовательской и проектной деятельностью
-
факультативы;
-
кружки по интересам;
-
работа по индивидуальным планам
-
конкурсы и конференции;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах.
Работа с родителями.
-
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. — КВН по русскому языку.
-
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
-
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
-
Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
-
Лекция “Развитие личности ребенка”.
Ожидаемые результаты программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
-
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
-
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
-
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
-
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
-
Учёт посещаемости занятий .
-
Создание каждым учеником данной группы портфолио.
-
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
Мониторинг результативности работы с учащимися
-
отслеживание уровня развития творческого мышления.
-
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
— призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
— развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
-
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
-
определять учебную задачу;
-
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-
владеть своим вниманием;
-
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
-
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
-
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
-
самостоятельно мыслить и творчески работать;
-
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Список одаренных учащихся 3 «В» класса
-
Кирякина Полина
-
Майорова Алина
-
Соколов Артем
-
Васькин Захар
-
Гурский Владислав
-
Кропачева Арина
-
Федорова Татьяна