Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»
Тальменского района Алтайского края
Утверждено на заседании Утверждаю директор
Педагогического совета Н.Л.Алексеева_____________
от __ __ 2014 г. Протокол №___ приказ от __ __ 2014 г. №___
Рабочая программа курса по выбору
«Статус ребенка в правоотношениях Российской Федерации»
9 класс
(основное общее образование)
на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы «Обществознание» для основной общеобразовательной школы
составитель:
учитель истории и обществознания
Роут Наталья Петровна
Тальменка
2014
Пояснительная записка
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003г №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», рекомендации Министерства образования РФ предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательных учреждений, разработана данная программа курса по выбору «Статус ребенка в правоотношениях Российской Федерации»
Ведущими современными тенденциями реформирования системы образования являются: гуманизация, которая предполагает большое внимание к личности ее психологии, интереса запросам, потребностям; а также профилизация. Гуманитарный профиль предполагает углубление знаний учащихся по основам правовых знаний, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в ВУЗ на соответствующие специальности. Программа курса составлена на основе программы Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов метод. Пособие / сост.: О.А.Северина, Е.Н.Сорокина, Е.Н.Сорокина.
Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
В связи с проведенным опросом учащихся выявлен интерес к знакомству с профессиями гуманитарного направления. В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов гуманитарных дисциплин. Однако их знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его отношение к прошлому, настоящему и будущему. Курс по выбору для девятиклассников призван развивать интерес к гуманитарным наукам, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору гуманитарному профилю обучения. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области обществознания.
Актуальность. Приоритетными ориентирами для личности в период ее осмысленного взросления становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и паатриота своего Отечества.
Задачи курса
-
Повысить правовую грамотность и правовую культуру детей.
-
Активизировать гражданскую позицию, сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников.
-
Вовлечь детей в практическую правозащитную работу.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысит мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Планируемые результаты образования
Освоение правовых аспектов содержания программы способствует формированию навыков использования в личной жизни правовых норм.
Курс рассчитан на 8 часов. Режим проведения занятий может быть традиционным (1 или 2 часа), приемлемы и другие варианты. Завершает курс защитой творческих работ по темам курса.
тематический план
-
№ занятия
Тема занятия
Форма занятия
Количество часов
1
Статус ребенка в уголовных правоотношениях (теория).
Теория
1
2
Статус ребенка в уголовных правоотношениях (практика).
практика
1
3
Подросток как участник административных правонарушений (теория)
Теория
1
4
Производство по делам об административных правонарушениях (практика).
практика
1
5
Гражданские правоотношения.
Теория практика
0,5
0,5
6
Правоспособность.
Теория практика
0,5
0,5
7
Дееспособность несовершеннолетних.
Теория практика
0,5
0,5
8
Защита проекта «Подросток и закон».
практика
1
Содержание программы
Занятие №1. Занятие №2. Статус ребенка в уголовных правоотношениях.
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.
Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягощающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятий: метод «Займи позицию», групповая работа, практикум, лекция.
Занятие № 3. Подросток как участник административных правонарушений
Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».
Занятие №4. Производство по делам об административных правонарушениях
Цель: охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест, административное право.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».
Занятие №5. Гражданские правоотношения.
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.
Занятие №6. Правоспособность.
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.
Занятие №7. Дееспособность несовершеннолетних.
Цель: охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права с соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа. Практикум.
Занятие №8. Защита проекта «Подросток и закон».
Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый стол».
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
-
Выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
-
Создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
-
Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
-
Проводить самооценку собственных знаний и умений.
Основные понятия
Административное право – отрасль права, объединяющая правила, посвященные деятельности исполнительных (административных) органов власти. Специальный раздел административного права посвящен административным правонарушениям (проступкам) – менее опасным по сравнению с уголовными преступлениями нарушениями права.
Гражданские права – то же, что и личные права.
Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности.
Правонарушение – поступок, вредный для общества и запрещенный законом.
Правоспособность – способность лица иметь права и нести обязанности.
Уголовный кодекс – большой закон, объединяющий самые важные запреты.
Юрист – специалист по праву.
Список литературы
1. Володина, С.И. Основы правовых знаний учебник для 8 – 9 классов в двух книгах российский фонд правовых норм / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина – М., 2003.
2. Всеобщая декларация прав человека (в сокращенном изложении).
3. Гражданский кодекс РФ (извлечения).
4. Иоффе, А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: учебное пособие / А.И.Иоффе – М., 2003.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения).
6. Конвенция о правах ребенка ( в сокращенном изложении).
7.Конституция РФ.
8. Мушинский, В.О. Азбука гражданина: учебник для основной школы / В.О.Мушинский. – М., 1998.
9.Уголовный кодекс РФ (извлечения).
Сайты, учебные материалы по юриспруденции
● allpravo .ru — сайт «Право России» Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on—line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.
● law.pp.ru — «Юридический факультет» Все, что нужно студенту Юридического факультета — рефераты (мало), учебники (114), статьи, шпаргалки (много), лекции (оч. мало). Раздел шпаргалок — выбрать курс (с1-го по 5-ый) — вопросы, ответы. В английском языке — топики по праву, конституции, законодательству.
● tarasei.narod.ru — «Все о праве». Рефераты, курсовые, учебники и пр. В частности: — эксклюзивная коллекция рефератов и курсовых по 23-м темам; — правовая библиотека (учебники, пособия, лекции); — большая коллекция ссылок «Все юридические ресурсы русского Интернета»
● oprave .ru Юридический портал «Правопорядок» — Статьи, Новости, Судебная практика, Курсовые, Доклады, Книги и др.
● yurclub.ru ЮрКлуб — виртуальный клуб юристов. В разделе «Материалы» публикации по двум десяткам тем.
● interlaw .dax .ru — Студенту — юристу.