Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №294 Центрального района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Председатель МО учителей

Леонтьева Г.П.

/______________         /

ФИО

Протокол № 1  от

«28»августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

Клюева И.А.

/______________         /

ФИО

«28» августа 2014

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа №294 >

Замотина Н.Ю.

/______________         /

ФИО

Приказ №  217 от

«29»августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

курса «Азбука нравственности»

духовно – нравственное направление

для 1 класса

Утверждена на педагогическом совете ГБОУ школа №294, протокол №_1_ от

«28» августа 2014 г.

Срок реализации программы: 2014/2015 уч. год.

Автор-разработчик: Пимахова Ю.Н.

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями ФГОС.

«Азбука нравственностиа» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 34 часа.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Ценностные ориентиры.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Планируемые результаты освоения обучения программы курса внеурочной деятельности:

Изученный курс  позволяет выпускнику начальной школы:

— осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

— понять внутренний мир другого человека и свой собственный, оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные критерии;

— стремиться быть нравственным;

— подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми;

— обобщить нравственные ценности, исторически принятые в обществе.

     В конце каждого учебного года проводятся обобщающие занятия, на которых подводятся итоги. Форма подведения итогов зависит от возраста учащихся. В 1-2 классах это может быть выставка детских творческих работ, инсценировка сочиненных сказок о добре и зле, проведение совместных игровых ситуаций с родителями. В 3-4 классах помимо выставки, проводятся мастерские, на которых ребята создают свою творческую работу, обосновывая свой выбор, игры по станциям для учащихся одной параллели. Формируется папка-портфолио каждого ребенка, в которой наглядно видна динамика развития школьника. На все итоговые занятия приглашаются родители младших школьников, которые помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки. В результате проведенного итогового занятия ребенок должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность. Уже само желание ребенка быть лучше, добрее, чище является нравственным.

К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Учебно-методический план программы

Учебно-тематический план курса.

      Программа является основой построения сквозной системы нравственного образования в 1-4 классах.

Класс

Количество часов за год

Теоретическая часть

Практическая часть

1 класс

33

18

15

2 класс

34

19

15

3 класс

34

25

9

4 класс

34

48

24

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Школьный этикет

1

2

3

3

Правила общения

4

4

8

4

О трудолюбии

4

4

8

5

Культура внешнего вида

3

2

5

6

Внешкольный этикет

4

3

7

7

Обобщение: представление о нравственных качествах

1

1

18

15

Итого

33 ч

1 класс (33 часа).

Введение. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила к поведению. Оценки нравственных поступков на примере героев фольклора и детской литературы.

Тема 1. Школьный этикет.

Как вести себя на уроке и перемене. Мы раздеваемся в гардеробе. Поведение в школьной столовой. На школьном дворе.

Тема 2. Правила общения.

Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Мой учитель. Мои товарищи. Вежливое обращение со сверстниками. Думай о других: сочувствие – как его выразить. Традиции вежливости нашего народа: уважение к старшим, почитание отца и матери, забота о младших.

Тема 3. О трудолюбии.

Старательность в учебе. Наш труд дома и в классе. Каждой вещи – свое место. Воспитание трудолюбия у нашего народа. Пословицы о труде. Наша мастерская «Самоделкин».

Тема 4. Культура внешнего вида.

Наш друг — Мойдодыр. Опрятность и аккуратность в одежде. Культура внешнего вида у нашего народа. Народный костюм.

Тема 5. Внешкольный этикет.

Правила поведения на улице, в транспорте, в общественном месте.

Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах.

Доброжелательность. Вежливость. Сочувствие. Старательность. Опрятность. Добрые и недобрые поступки. Фольклор о добре и зле.

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Школьный этикет

1

1

2

3

Правила общения

4

4

8

4

О трудолюбии

4

4

8

5

Культура внешнего вида

4

2

6

6

Внешкольный этикет

4

3

7

7

Обобщение: представление о нравственных качествах

1

1

19

15

Итого

34 ч

2 класс (34 часа).

Введение.

Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (родители, учитель, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания: от поступка – к нравственным качествам на основе правил.

Тема 1. Школьный этикет.

Повторение содержание правил 1 класса. Что такое дисциплина в школе? Правила поведения в библиотеке. Люби книгу. История книгопечатания. Твой класс, твоя школа: соблюдение чистоты и порядка.

Тема 2. Правила общения.

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь). Правило обязательности: дал слово – держи его. Как ты разговариваешь с товарищами? Доброжелательность в общении. Ты и поступки окружающих. Правдивость. Нравственные устои русского народа. Народные праздники.

Тема 3. О трудолюбии.

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Что значит быть бережливым. Традиционная помощь взрослым. Крестьянские дети. Праздник урожая.

Тема 4. Культура внешнего вида.

Как мы выполняем правила гигиены. Почему встречают по одежке? Одежду надо беречь. Убранства народного костюма. Чистота – залог здоровья. Что такое гигиена?

Тема 5. Внешкольный этикет.

Правила поведения в кино, театре, музее, на выставке. Меня пригласили на день рождения. Бережное отношение к природе. Земля – наш общий дом. Как наши предки берегли природу? Народные приметы.

Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах.

Бережливость. Честность, правдивость, обязательность. Внимательность к людям. Самостоятельность. Чистоплотность. Хочешь иметь друга – будь им.

Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Школьный этикет

2

1

3

3

Правила общения

5

2

7

4

О трудолюбии

5

2

7

5

Культура внешнего вида

5

2

7

6

Внешкольный этикет

5

2

7

7

Обобщение: представление о нравственных качествах

2

2

25

9

Итого

34 ч

3 класс (34 часа).

Введение.

Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Дети подводятся к пониманию ответственности за свой выбор поступка. Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам.

Тема 1. Школьный этикет.

Взаимопомощь в учебе и труде. Береги школьное имущество. В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа).

Тема 2. Правила общения.

Точность: береги свое время и время других. Твоя речь: слово лечит, слово ранит. Твои друзья и ты. Коллективизм. Что такое справедливость? Герои русских былин.

Тема 3. О трудолюбии.

Труд кормит, а лень кормит. Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в культуре. Чьим трудом славен наш город?

Тема 4. Культура внешнего вида.

Мой гардероб и уход за ним. Будничная и праздничная одежда. Аккуратность. Одежда Древней Руси. Элементы народного костюма. Рукоделие, плетение.

Тема 5. Внешкольный этикет.

У меня зазвонил телефон. Правила поведения в гостях. Я пишу письмо. Почему письмо – зеркало души? Правила поведения на природе. Мы – петербуржцы. Поведение на улицах нашего города. Твой любимый музей.

Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах.

Коллективизм. Взаимопомощь. Справедливость (в решении спора; в оценках и т.п.). Точность, обязательность. Дружба, товарищество. Забота о природе. Сохраним красоту нашего города.

Учебно-тематический план 4 года обучения

п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Школьный этикет

1

1

2

3

Правила общения

4

2

6

4

О трудолюбии

5

2

7

5

Культура внешнего вида

5

2

7

6

Внешкольный этикет

6

2

8

7

Обобщение: представление о нравственных качествах

2

1

3

24

10

Итого

34 ч

4 класс (34 часа).

Введение.

Продолжение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и как условие торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Тема 1. Школьный этикет.

Уважительное отношение к учителям, одноклассникам, окружающим. Заботливость: забота о младших. Помощь первоклассникам. Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.

Тема 2. Правила общения.

Главные правила вежливости. Игра «Путешествие по городу вежливости». Какой я? Самооценка. Нравственная позиция в оценке поведения окружающих. Как общались наши предки?

Тема 3. О трудолюбии.

Что значит быть трудолюбивым? («Золотые руки»). Правила культуры труда: физического и умственного. Герои труда (патриотизм). Труд – основа жизни.

Тема 4. Культура внешнего вида.

Что мы понимаем под культурой внешнего вида? Одежда и осанка. Внешний вид и вежливость. Праздничные и деловые костюмы. Стиль.

Тема 5. Внешкольный этикет.

Праздники: приглашение, подарки, поведение. Правила: «так надо», «так нельзя» — во дворе, подъезде, на улице, на природе. Народные праздники.

Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах.

Уважительность. Заботливость. Ответственность. Трудолюбие. Организованность. Самостоятельность. Патриотизм (любовь к дому, школе, природе, труду). Чему мы учимся у предков?

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

— Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

— Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

— Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

— Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

— Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

— Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

— Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

— Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

— Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

— Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

— Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

— Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

— Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

— Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Информационно-методическое обеспечение:

Литература

1.Цифровые образовательные ресурсы (печатные пособия)

п/п

Автор

Название

Издательство, год издательства

1

Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д.

Азбука нравственного взросления

СПб.:Питер, 2007

2

И.Арзамасцева, Э.Иванова, С.Николаева

Хрестоматия по детской литературе

М.: Academia, 2000;

3

Н.А. Леонова

Младший школьник: опыт нравственного поведения

«Начальная школа» (научно-методический журнал), 2010, №5 –

2.Цифровые ресурсы

-http://www.portal-slovo.ru/

-http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

 Предполагаемые результату учебной деятельности

1. Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

2. формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

3. приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Выход за пределы аудитории (организации мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ)

Портфолио учащихся (по итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, которые становится частью его портфолио)

— участие детей в праздниках и мероприятиях школы в рамках духовно-нравственного воспитания;

— умение обосновать учащимися свой нравственный выбор в разных ситуациях ( устно и письменно);

— активное стремление учащихся помогать и заботиться о других;

— выставки детских работ, папок-портфолио на базе школы, а в дальнейшем – района.

— поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей и т.д..

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Мы пришли на урок.

1

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

01.09

2

Правила поведения на уроке

1

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

08.09

3

Зачем нужны перемены?

1

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

15.09

4

Правила поведения на перемене

1

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

22.09

5

Мы – в школьной столовой.

1

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

29.09

6

Правила поведения в столовой

1

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

06.10

7.

Как быть прилежным и старательным.

1

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

13.10

8

Зачем нужны «вежливые» слова

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

20.10

9

Доброжелательность

1

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

27.10

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

10.11

11

Общение по телефону

1

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

17.11

12

Мой учитель.

1

Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

24.11

13

Общение со взрослыми

1

Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

01.12

14

Добро и зло.

1

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

08.12

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

15.12

16

Эмоции.

1

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.

22.12

17

Наши имена.

1

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

12.01

18

Моя семья.

1

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

19.01

19

Старательность — помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

26.01

20

Старательность — помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

02.02

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Конкурс рассказов.

16.02

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Дидактическая игра.

23.02

23

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

02.03

24

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в кабинете.

09.03

25

Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

16.03

26

Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

06.04

27

Учимся не болеть.

1

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

13.04

28

Каждой вещи свое место.

1

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

20.04

29

Правила поведения на улице.

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

27.04

30

Правила поведения в транспорте.

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

04.05

31

Правила поведения в гостях.

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

11.05

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Игра в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

18.05

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.

Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов курса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here