Программа развивающего курса для 1б,1в класса

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык — это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период — одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка — дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Цель занятий, проводимых по данной программе, — способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Здоровьесберегающие технологии

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо проведение физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Формы организации учебного процесса при реализации курса «Развитие речи» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Развитие речи»

является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения.

ПРОГРАММА «Развитие речи» 1 класс.

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова — «родственники». Слова — «родственники» и слова — «друзья» (синонимы). Слова — «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова — «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова — «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов — «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова — «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова — выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова — выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами — выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Тематическое планирование

урока

Тема

Всего часов (33ч.)

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Речь(2ч.)

Речь.

1

Определить роль речи в жизни людей.

Тише, громче.

1

Формирование навыков выразительной речи.

Слово(15ч.)

Слова, слова, слова.

1

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

Озорные буквы.

1

Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Слова играют в прятки.

1

Развитие внимательного отношения к слову.

Слово и его значение.

1

Формирование понятия о лексическом значении слова.

Прямое и переносное значение слова.

1

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

Многозначные слова.

1

Формирование понятия многозначности слова.

Омонимы.

1

Формирование первичного представления об омонимах.

Синонимы.

1

Формирование первичного представления о синонимах.

Антонимы.

1

Формирование первичного представления об антонимах.

Тематические группы слов.

1

Познакомить с тематическими группами слов.

Наш цветной мир.

1

Формирование первичного представления об образности.

Что на что похоже

1

Формирование первичного представления о сравнении.

Голоса природы.

1

Развитие познавательного интереса к языку.

Проверочная работа.

1

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Загадки.

1

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения (5ч.)

  1. -19

Культура речи. Вежливые слова.

2

Прививать навыки культурной речи.

20.

Пословицы.

1

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

21-22

Учимся рассуждать.

2

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Текст.(10ч.)

23.-24.

Текст.

2

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

25.

Заглавие текста.

1

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

26.

Тема текста.

1

Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.

27.

Повторение пройденного.

1

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

28.

Опорные слова.

1

Формирование навыка составления текста по опорным словам.

29-30

Мы строим текст.

2

Формирование навыков построения связанного текста.

31-32

План текста.

2

Формирование навыков составления плана текста.

33.

Проверочная работа.

1

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Календарно – тематическое планирование.

урока

дата

тема занятия

основные элементы содержания

планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

контроль и примечание

1

Речь.

Знакомство с ролью речи в жизни людей.

Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем.

2

Тише, громче.

Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни.

Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию)

3

Слова, слова, слова.

Формирование представлений о слове как комплексе звуков.

Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами

4

Озорные буквы.

Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Уметь видеть и исправлять ошибки,

допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила.

5

Слова играют в прятки.

Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову.

Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно.

6

Слово и его значение.

Сведения о лексическом значении слова.

Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов.

7

Прямое и переносное значение слова.

Сведения

о прямом и переносном значении слова.

Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену.

8

Многозначные слова.

9

Омонимы.

Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи.

Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи.

10

Синонимы.

Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи.

Уметь различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов)

11

Антонимы.

Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи.

Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками.

12

Тематические группы слов.

Познакомить с тематическими группами слов

Уметь работать со словами различных тематических групп.

13

Наш цветной мир.

Формировать первичное представление об образности.

Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.

14

Что на что похоже.

Формировать первичное представление о сравнении.

Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения .

15

Голоса природы.

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом.

16

Проверочная работа.

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения.

17

Загадки.

Формировать умения отгадывать загадки.

Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения.

18-19

Культура речи. Вежливые слова.

Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости.

Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком.

20

Пословицы.

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей.

21

Учимся рассуждать.

Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями.

Уметь устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку.

22

Учимся рассуждать.

Подбор слов , наиболее точно передающих мысль.

Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения.

23

Текст.

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

24

Текст.

Обсуждение целостного единства предложений в тексте

Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему.

25

Заглавие текста.

Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

26

Тема текста.

Определение темы текста и составление текста на определенную тему.

Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу.

27

Повторение пройденного

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста.

28

Опорные слова.

Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов.

Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст.

29

Мы строим текст.

Отработка навыков построения связного текста.

Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему.

30

Мы строим текст.

Сформирование сведений построения связного текста.

Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.

31

План текста.

Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Уметь определять последователь -ность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план.

32

План текста.

Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста.

Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям.

33

Проверочная работа.

Выявить уровень усвоения изученного материала.

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Литература:

  1. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.

  2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 1 класс; М: Издательство РОСТ, 2013 г.

  3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  5. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

  6. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

  7. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

  8. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here