Рассмотрено на заседании Утверждаю методического совета приказ № ______ протокол № _________ от «___»__________2013г. от «___»__________ 2013г. Директор школы
Руководитель МО _______ Биштова З.Н.___________
Комитет по образованию Мо «город Майкоп»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа учебного предмета Адыгейский язык 3 класс Учитель Даурова Ф. С.
Майкоп 2013
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МО «ГОРОД МАЙКОП»
Муниципальное образовательное учреждение « МОУ СОШ № 15»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
__________________адыгейский язык_________________________
(указать учебный предмет, курс)
______________________3 класс________________________
(указать класс)
Майкоп 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адыгейский язык | |
Статус учебного предмета (курса) | Обязательный |
| (обязательный, по выбору, элективный) |
Профиль (предпрофиль) |
|
Объем учебного предмета (курса) | 68 |
| (общий объем учебного предмета (курса), час) |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Аудиторные занятия | Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся | Форма итоговой аттестации | |||||
всего | творческие | исследовательские | проекты | домашние задания | |||
I | 16 | 16 | — | — | — | 16 | — |
II | 17 | 17 | — | — | — | 17 | Контрольная работа |
III | 18 | 18 | 9 | — | — | 18 | — |
IV | 17 | 17 | 8 | — | — | 17 | Контрольная работа |
Итого | 68 | 8 | 17 |
|
| 68 | 2 |
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по Каратабан А. Ю. 2002 год.
Составитель(ли) Даурова Ф. С.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического объединения (методического совета)
Протокол №____
«____»____________2013 года
Руководитель методического
объединения ___________________________
Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования
Адыгейский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерная программа начального/основного общего образования по адыгейскому языку(2011год). В связи с тем, что адыгейский язык обязательный в примерную программу были внесены следующие изменения:
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов (по 2 часа в неделю) по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирования языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.
Программа по адыгейскому языку МОУ «СОШ № 15» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.
Общей целью курса адыгейского языка в 3 классе является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения адыгейским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования адыгейского языка как язык общения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Согласно учебному плану МОУ « СОШ №15» на 2011 – 2012 учебный год на изучение адыгейского языка в 3 классе отводится 68 учебных часов в году. Адыгейский язык изучается в течение четырех четвертей. Адыгейский язык изучается в следующем режиме:
2 часа в неделю | |
II учебный период | 2 часа в неделю |
III учебный период | 2 часа в неделю |
IV учебный период | 2 часа в неделю |
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
2 ч | |
лабораторных работ | — |
практических работ | — |
творческих работ | 4 ч |
Экскурсий | 2ч |
Проектов | — |
исследований | — |
Общая характеристика учебного предмета.
Практическую направленность обучения определяет компетентный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 3 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Программа по адыгейскому языку предусматривает в 3 классе взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Данный УМК по адыгейскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений включает:
Учебник
Рабочую тетрадь
УМК создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в стандарте начального общего образования по адыгейскому языку и авторской программе курса адыгейского языка к УМК для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора Каратабан А.Ю.
Обучение адыгейскому языку предполагает развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для каждой ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения.
Адыгейский язык как предмет расширяет спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных особенностей на разных этапах обучения. На разных этапах обучения формируются представления учащихся о республике, об их традициях и культуре, основных достопримечательностях, образе жизни людей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами адыгейского языка в условиях межкультурного общения. Предмет развивает специальные учебные умения, такие, как умение пользоваться двуязычным словарём.
Специфика адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв адыгейского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами адыгейского правописания (без введения терминологии).
Цели:
Изучение адыгейского языка в школе направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать своё речевое и не речевое поведение.
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению адыгейским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению адыгейского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию адыгейского языка в других областях знаний.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
На каждом уроке дети должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной интенции, пересказать содержание прочитанного.
Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Самостоятельно составлять предложения на предложенную тему, по картине.
Изучение адыгейского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация);
• формирование умения общаться на адыгейском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников;
• развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению адыгейского языка;
• воспитание дружелюбного отношения к представителям другого народа; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
• приобщение к новому социальному опыту с использованием адыгейского языка: знакомство с детским стихотворным и сказочным фольклором.
Для достижения поставленных целей изучения адыгейского языка в 3 классе необходимо решение следующих практических задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка;
-
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
-
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к адыгейскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-
побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Адыгейский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что адыгейский язык является государственным языком Республики Адыгея, родным языком адыгского народа. Изучение адыгейского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения адыгейского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к адыгейскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках адыгейского языка ученики получают начальное представление о нормах адыгейского литературного языка и правилах речевого этикета.
Адыгейский язык является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении адыгейского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисными учебными планами для общеобразовательных учреждений с адыгейским языком обучения. Изучения адыгейского языка рассчитано на 68 часа
Адыгейский язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
-
осознание роли адыгейского языка как государственного языка РА, как средство общения и как инструмент познания окружающей деятельности;
-
осознание себя жителем Адыгеи, чувство ответственности за сохранение её языка;
-
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему языку, выражающееся в интересе к его языку, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях своей республики;
-
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Адыгеи;
-
уважение к истории и культуре всех народов Адыгеи на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств.
Метапредметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей языка;
-
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
-
умении и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
способность к общению на адыгейском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
-
умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные правила.
-
умение составлять диалог на заданную тему, давать ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
-
способность общаться на изучающем языке.
Предметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
-
умение и навыки аудирования; восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
-
усвоение первоначальных сведений о языке;
-
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
-
умение наблюдать, говорить, фиксировать, проводить исследования языка; выделять характерные особенности языка; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
-
овладение основами грамотности, элементарными правилами адыгейского языка;
-
понимание роли и значения родного языка в её современной жизни;
-
понимание места своей семьи в прошлом и настоящее Республики Адыгея, в истории и культуре России;
Технология обучения:
деятельностно-компетентностный подход;
дидактическая система развивающего обучения А.Ю.Каратабан.
Методические особенности изучения предмета:
Адыгейский язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (например, литературы, искусства, окружающего мира, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Владение адыгейским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Адыгейский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению адыгейскому языку.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре изучаемого языка, лучшее осознание своей культуры, умение ее представить средствами адыгейского языка, включение школьников в диалог культур.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Содержание адыгейского языка
В 3 классе в школе с адыгейским языком обучения:
-
устный курс;
-
обучение адыгейской грамоте;
-
развитие устной и письменной речи.
На устный курс адыгейского языка в 3 классе отводится 68 часов.
Слова и грамматические конструкции в предложениях усваиваются в процессе речевой деятельности (беседы по наглядному дидактическому материалу, проведение различных игр на уроке, так и во время прогулок и экскурсий, заучивание стихотворных отрывков, составление связных текстов по картинкам.
Обучение адыгейской грамоте предполагает:
-
Усвоение звукового состава слова и его значения, различие гласных и согласных, звуков и букв, слова и предложения;
-
Умение вести диалог с использованием вопросительных и побудительных реплик-стимулов, реплик-реакций;
-
Составление кратких рассказов-ответов по картинкам;
-
Первоначальные навыки чтения и письма.
-
Развитие устной и письменной речи предполагает:
Умений и навыков произносить звуки, звукосочетания и слоги, воспринимать и понимать адыгейскую речь на слух;
Умения вести диалог;
Умения правильно, осознанно, выразительно читать текст;
Умения выполнять письменные работы обучающего характера.
Устный курс.
-
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Темы и ситуации общения. Наиболее употребительные темы: семейно-бытовая, тема каждого этапа задаются для обозначения общих явлений окружающей действительности, по поводу которых может создаться или восприниматься текст на адыгейском языке.
-
Языковой материал, соотносимый с выделенными темами и ситуациями, представлен по уровнем языка: лексика, фонетика, грамматика. Поэтапное усвоение лексических единиц в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями.
-
Текстовый материал. Учебные тексты игрового, семейно-бытового и познавательного характера. Художественные тексты (небольшие стихи, сказки, рассказы, рифмовки) по изученным темам и ситуациям.
-
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Адыгейские имена; Имена и отчества; Национальные имена; Национальные игры и игры детей разных народов.
Обучение адыгейской грамоте.
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Сферы общения: учебная, семейно-бытовая, научная, игровая.
Темы: Семья. Дом. Животные. Школа. Республика. Символы. Природа. Времена года. Овощи и фрукты.
Материал для формирования языковой компетенции.
Лексика: слово и его значение. Повторение и активизация слов по изученным темам.
Фонетика и орфоэпия: различие на слух, правильное произношение и написание сложных букв.
Грамматика: части речи.
Текстовый материал.
Тексты семейно-бытового характера и по изученным темам. Небольшие стихи, сказки, рассказы, рифмовки.
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Адыгейский речевой этикет за столом;
Адыгейские названия городов и аулов;
Домашние животные;
Развитие устной и письменной речи.
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Сферы общения6 игровая, семейно- бытовая, учебная. Темы и ситуации общения: Дом. Семья. Знакомство. Школа: урок, перемена, каникулы. Республика. Символы.Времена года. Дни недели. Игрушки.
Материал для формирования языковой компетенции.
Активизация и повторение слов по изученным темам и ситуациям. Произношение всех звуков адыгейского языка. Вопрос- ответ- вопрос.
Текстовый материал.
Учебно-позновательные тексты из сказок и произведений детских писателей. Стихи и песни, посвященные праздникам.
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Типологические близкие сказки на адыгейским и русском языках;
Адыгейские национальные сувениры;
Праздники Республики Адыгея;
Обычаи и традиции народов Адыгеи.
Предметное содержание речи
-
Семья.
-
Праздники.
-
Мои друзья.
-
Игрушки.
-
Времена года.
-
Любимые времена года.
-
Погода.
-
Любимое домашнее животное.
-
Литературные персонажи.
-
Города изучаемого языка.
-
Символы республики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Республика Адыгея. символы республики.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения: диалог этикетного характера -уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что?. Объем диалогического высказывания -3-4 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания — 5-6 фразы.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку).
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание
текстов, содержащих только изученный материал. Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов — примерно 60 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него
слов.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы адыгейского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний адыгейского языка. Соблюдение норм произношения : долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 200 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру адыгоговорящих.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос, вопросительные слова: кто,что. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым , составным именным и составным глагольным сказуемым. Правильные и неправильные глаголы .
Существительные в единственном и множественном числе Прилагательные. Глагол. Местоимения: Количественные числительные до 50
Объем работы по чистописанию на уроках в 3 классе не менее 6 строк.
Виды и формы контроля:
3 класс | |
Диктант | 4 |
Изложение | — |
Сочинение | — |
Для обучения в 3 классе адыгейскому языку используется учебно-методический комплект _1___ (авт)
Учебник: Адыгейский язык.
Дидактический материал: рабочая тетрадь – 1, для контрольных работ -1
Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования
Адыгейский язык
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:
Знакомство.( 8 часов).
Знакомство с адыгейским языком, алфавит. Введение форм приветствия. Урок знакомства. Научить называть своё имя и возраст. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Республика Адыгея. Символы республики.
Я и моя семья. (18 часов).
Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество.
Введение лексики по теме «Семья», рассказы о , любимом животном, обращения к членам семьи. Введение речевых оборотов «у меня нет», «у тебя есть?», «давайте». Изучение букв, звуков, имен существительных, имен прилагательных. Краткие ответы на вопросы. Множественное число существительных. Изучение названий спортивных игр, повторение алфавита.
Я и мои друзья. ( 7 часов)
Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: кличка, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Начинаем читать и говорить по-адыгейски (14часа).
Введение речевого оборота «Где ты (он, она) живёшь?», чтение гласных в открытых и закрытых слогах, практика письма, построение побудительных предложений. Введение прилагательных для описания характера. Изучение образования множественного числа существительных и притяжательного падежа. Образование побудительных предложений. Введение глаголов. Введение названий фруктов. Введение речевого образца «Вы бы хотели…?» Интонация вопросительных и восклицательных предложений.
Мир вокруг меня ( 10 часов).
Введение лексики по теме. Мой дом, мой сад. Отработка оборота «есть, имеется» в утвердительной и вопросительной форме.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. животные.
Моё любимое время года (5часов).
Введение лексики по теме. Безличные предложения. Будущее простое время. Образование утвердительной и вопросительной форм. Любимое время года. Составление диалогов о погоде. Обучение чтению. Природа. Дикие и домашние животные Погода.
Школа – это весело ( 6 часов).
Введение названий школьных предметов и принадлежностей. Описание классной комнаты. Глагол «должен». Составление диалогов по образцам. Чтение историй о школе. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
. Диалогическая форма Уметь вести:
·этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации;
·диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
·диалог — побуждение к действию.
. Монологическая форма Уметь пользоваться:
·основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования Воспринимать на слух и понимать:
·речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
·небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
В русле чтения Читать:
·вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
·про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.·д.).
В русле письма Владеть:
·умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
·основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Адыгейский язык
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний адыгейского языка. Соблюдение норм произношения. Ударение в слове, фразе. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 300 лексических единиц для двустороннего усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания. Начальные представления о способах словообразования: суффиксация(-1о, -щэ,-лъ, -щ, жъый… ); словосложение (нэ+гу, нэ+псы, на+пэ, уна+к1э…).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное.
Общий и специальный вопросы.
Вопросительные слова: хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?…
Порядок слов в предложении. Отрицательные предложения.
Простые распространенные предложения.
Простые предложения с однородными членами.
Существительные в единственном и множественном числе с суффиксом – хэ.
Имена прилагательные в сравнительной и превосходной степенях.
Местоимения: личные (сэ, тэ, о, шъо), притяжательные (-си, уи, -ти, -шъуи, -я), вопросительные (хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?, сыд пай?), указательные (мыр, мор, ар).
Количественные числительные (до100), порядковые (до 20).
Календарно-тематическое планирование к учебнику «Адыгейский язык. 3 класс»
под редакцией Каратабан А.Ю.
Темы | Количество часов | |
1 | Наш первый учебный день. Знакомство. | 1 |
2 | О звуках и буквах адыгейского языка. | 1 |
3 | Гласная буква А. в словах. Моя семья. | 1 |
4 | Гласные буквы: ы.и.э. Моя семья. | 1 |
5 | Буква 1. Дни недели. | 1 |
6 | Гласная буква О.Осень. | 1 |
7 | Буквосочетание 1а. Осень. | 1 |
8 | Сложная согласная буква 1у.Дом в котором я живу. | 1 |
9 | Закрепление гласных букв. Сам. работа. | 1 |
10 | Простая согласная буква Л. Моя любимая игрушка. | 1 |
11 | Сложная согласная буква Гу. Домашние животные. | 1 |
12 | Сложная согласная буква Къ. Дикие животные. | 1 |
13 | Сложная согласная буква Ку. В зоопарке. | 2 |
14 | Сложная согласная буква К1. Домашние птицы. | 1 |
15 | Самостоятельная работа. Животные. | 1 |
16 | Сложная согласная буква Гъ.Гъу. В магазине. | 1 |
17 | Сложная согласная буква Дж. Магазин одежд. | 1 |
18 | Закрепление слов. С буквой Дж. | 1 |
19 | Сложная согласная буква Лъ. Продуктовый магазин. | 1 |
20 | Сложная согласная буква Л1. Диалог дежурных. | 1 |
21 | Сложная согласная буква Чъ. В саду. | 1 |
22 | Сложная согласная буква Хъ.Хъу. в нашем саду. | 1 |
23 | Закрепление букв Хъ.Хъу. | 1 |
24 | Самостоятельная работа. Наш сад. | 1 |
25 | Сложная согласная буква Жъ. Времена глагола. | 1 |
26 | Сложная согласная буква Шъ. Зима. | 1 |
27 | Зимний лес. | 1 |
28 | Сложная согласная буква Ш1. Зимние игры. | 1 |
29 | Имена прилагательные. Зимние игры. | 1 |
30 | Праздник новогодний. | 1 |
31 | Контрольная работа Зима. | 1 |
32 | Х. Беретарь. Стихотворение «Новый год». | 1 |
33 | Закрепление буквы Шъ, Ш1 | 1 |
34 | Сложная согласная буква Шъу. Наша республика. | 1 |
35 | Сложная согласная буква Шу. Символы. | 2 |
36 | Буквосочетание Шъо, Ш1о. Природа Адыгеи. | 1 |
37 | Глагол. Изменение глагола по лицам. | 1 |
38 | Мурат Паранук «Майкоп». Любовь к своему городу. | 1 |
39 | Самостоятельная работа. Наша республика. | 1 |
40 | Сложная согласная буква Т1. Транспорт. | 1 |
41 | Сложная согласная буква Т1у. Транспорт в нашем городе. | 1 |
42 | Стих. Мирза.Дж. « Осторожно на дороге». | 1 |
43 | Счет до 20. | 1 |
44 | Сложная согласная буква ч1. Моя компания. | 1 |
45 | Сложная согласная буква П1, П1у. Обстановка в комнате. | 1 |
46 | Сложная согласная буква Хь. Музей Заудина Гучева. | 1 |
47 | Сложная согласная буква Хь. Весна. | 1 |
48 | Весенние работы. | 1 |
49 | Праздник наших мам. | 1 |
50 | Сложная согласная буква Дз. Огород. | 1 |
51 | Сложная согласная буква Дзу. Поле. | 1 |
52 | Самостоятельная робота. Огород. | 1 |
53 | Разучивание песни «Птицы» Ж.Киримизе. | 1 |
54 | Сложная согласная буква Ц1. Знакомство с адыгейскими сказками. | 2 |
55 | Сложная согласная буква Цу. Режим дня. | 1 |
56 | Стихотворение С.Яхутль. «Май». | 2 |
57 | Этот День Победы. 9 мая. | 1 |
58 | Детские стихи адыгейских писателей. | 1 |
59 | Наша школа. Мои одноклассники. | 1 |
60 | Долгожданное лето. Летние каникулы. | 1 |
61 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
62 | Повторение. | 3 |
| всего | 68 |
Тематическое планирование учебного предмета «Адыгейский язык»
3 класс.
Основное языковое содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика | ||
Устный курс | |||
| Лексика | ||
Систематизация в учебно-бытовой сфере. Знакомство: информация об имени, фамилии и отчестве. Семья. Члены семьи. Дом. Школа. Класс. Домашние птицы. Домашние животные. Дикие животные. Времена года. Осень. Весна. Зима. Лето. Фрукты. Овощи. Праздники. Дни недели. Игрушки. Национальные игры. Национальные имена.
| Лексика по изучаемым темам общения. | Усвоить данные лексические в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями. | |
Фонетика и орфоэпия | |||
| Звуки речи. Гласные. Выделение в слове слогов и звуков. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове. Различать звуки: гласные, согласные. Объяснить особенности гласных и согласных. Уметь членить слова на слоги. Составлять слоги, слова. | |
| Интонационные конструкции (повествовательные, вопросительные предложения)
| Правильно интонировать повествовательные и вопросительные предложения. | |
Графика | |||
| Звук и буква. Адыгейский алфавит. Звуковой и буквенный анализ слов. | Анализировать буквенный состав слова. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Знать последовательность букв в алфавите. | |
Грамматика: слово и предложение | |||
| Слово как субъект изучения. Значение слова. | Определить значение слова(предмет, признак, действие).
| |
Предложения. | |||
| Включение слова в предложение. Конструкции со словами мыр, мыщ, ащ, мыщ дэжь, шъуадэжь. | Составить предложения по предлагаемым образцам. Пополнять речь новыми словами: Мыр + нысхъап.(существительное); Симэ – к1элэеджак1у. (Существительное + существительное) ; К1алэр матхэ. (существительное + глагол); Унэр лъагэ.(существительное + прилагательное); Нысхъэпит1у. (существительное + числительное). | |
Формы, подлежащие усвоению. | |||
| Изменение глаголов по лицам и числам. Существительные в единственном числе. Существительные во множественном числе. | Узнавать и употреблять в речи слова, отвечающие на вопрос, что делает? Различать слова во множественном и единственном числе. | |
Обучение адыгейской грамоте. | |||
Лексика. | |||
Систематизация в учебно-бытовой сфере. Знакомство: информация об имени, фамилии и отчестве.Семья. Члены семьи. Дом. Школа. Класс. Домашние птицы. Домашние животные.Дикие животные. Времена года. Осень. Весна. Зима. Лето. Фрукты. Овощи. Праздники.Дни недели. Игрушки. Национальные игры. Национальные имена. | Повторение и активизация слов по изучаемым темам и ситуациям. | Обогащать словарный запас слов по изучаемым темам и ситуациям. | |
Фонетика и орфоэпия | |||
| Значение буквы –у. Звонкие и глухие согласные. | Различать звуки: гласные и согласные, глухие и звонкие. | |
Грамматика: предложения. | |||
| Бытийные предложения( Сэ си1 …… О уи1 ….) Безличное предложение со словами хъущт, хъущтэп. Диалогические единства: сообщение – вопрос – ответ – сообщение; вопрос – ответ – вопрос – ответ. | Классифицировать предложения по цели высказывания. Различать и употреблять в речи простые предложения, безличные предложения. Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос, задавать вопрос. | |
Развитие устной и письменной речи. | |||
Систематизация в учебно-бытовой сфере. Знакомство: информация об имени, фамилии и отчестве. Семья. Члены семьи. Дом. Школа. Класс. Домашние птицы. Домашние животные.Дикие животные. Времена года.Осень. Весна. Зима. Лето. Фрукты. Овощи. Праздники.Дни недели. Игрушки. Национальные игры. Национальные имена. | Повторение и активизация слов по изучаемым темам и ситуациям. | Обогащать словарный запас слов и активизировать их употребления на уроке, в школе, в быту. | |
Фонетика и орфоэпия. | |||
| Твердые и мягкие согласные. Согласная буква 1. | Различать звуковой состав воспринимаемой на слух адыгейской речи. Уметь членить адыгейское слово на слоги. Различать и правильно произносить гласные э, ы, согласную букву 1.
| |
Грамматика: предложения. | |||
| Инфинитивные предложения со словами хъущт, хъущтэп. Предложения типа Сыда тучаным телъыр? Сыда зоопаркым дэсыр? Безличные предложения (Сэтхэ. Сэхъэ). Односоставные предложения. Диалогические единства: сообщение – вопрос – ответ – сообщение; вопрос – ответ – вопрос – ответ. | Пользоваться неполными предложениями в диалоге со словами хъущт, хъущтэп. Строить предложения по предлагаемым учителем образцам. Составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога. |
Примерное тематическое планирование
Адыгейский язык.
(68 ч)
Характеристика основных видов деятельности ученика | |
Примерное содержание речи | |
Знакомство.( 8 часов). Знакомство с адыгейским языком, алфавит. Введение форм приветствия. Урок знакомства. Научить называть своё имя и возраст. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений. Республика. Символы. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. (18 часов). Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Введение лексики по теме «Семья», рассказы о , любимом животном, обращения к членам семьи. Введение речевых оборотов «у меня нет», «у тебя есть?», «давайте». Изучение букв, звуков, имен существительных, имен прилагательных. Краткие ответы на вопросы. Множественное число существительных. Изучение названий спортивных игр, повторение алфавита. Я и мои друзья. ( 7 часов) Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. Начинаем читать и говорить по-адыгейски (14часа). Введение речевого оборота «Где ты (он, она) живёшь?», чтение гласных в открытых и закрытых слогах, практика письма, построение побудительных предложений. Введение прилагательных для описания характера. Изучение образования множественного числа существительных и притяжательного падежа. Образование побудительных предложений. Введение глаголов. Введение названий фруктов. Введение речевого образца «Вы бы хотели…?» Интонация вопросительных и восклицательных предложений. Мир вокруг меня ( 10 часов). Введение лексики по теме. Мой дом, мой сад. Отработка оборота «есть, имеется» в утвердительной и вопросительной форме. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. животные.
Моё любимое время года (5часов). Введение лексики по теме. Безличные предложения. Будущее простое время. Образование утвердительной и вопросительной форм. Любимое время года. Составление диалогов о погоде. Обучение чтению. Природа. Дикие и домашние животные Погода.
Школа – это весело ( 6 часов). Введение названий школьных предметов и принадлежностей. Описание классной комнаты. Глагол «должен». Составление диалогов по образцам. Чтение историй о школе. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках. | Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе устного и письменного общения в рамках указанных тем приводится ниже в последующих разделах |
Коммуникативные умения | |
Говорение Диалогическая форма: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно –трудового и межкультурного общения; диалог-расспрос; диалог-побуждение к действию. Монологическая форма: Основные коммуникативные типы речи (речевые формы): описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
Аудирование Восприятие на слух понимание речи учителя, одноклассников; понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность; Чтение читать вслух небольшие тексты: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели; читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; Письменная речь списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей; писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) и личное письмо с опорой на образец;
| Задавать вопросы о чем-либо, отвечать на вопросы собеседника. Расспрашивать о чем-либо. Попросить о чем-либо. Начинать и завершать разговор. Описать что-либо. Сообщать что-либо. Рассказывать, выражая свое отношение. Пересказать услышанный или прочитанный текст.
Понимать речь учителя, друга, одноклассника. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте (о ком , о чем, идет речь). Соблюдать правильное ударение в словах и фразах.
Выразительно читать вслух небольшие тексты. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова. Не обращать на незнакомые слова, не мешающие понимать содержание текста. Находить в тексте необходимую информацию. Оценивать поступки героев. Писать по образцу краткое письмо другу. Писать поздравительную открытку с Новым годом, с Днем рождения.
|
Языковые средства и навыки пользования ими. | |
Графика, орфография, каллиграфия | |
Все буквы адыгейского языка. Звуко-буквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. | Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского языка ( полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов). Сравнить и анализировать буквосочетания адыгейского языка. Группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; Уточнять написание слова по словарю учебника. |
Фонетическая сторона речи. | |
Все звуки адыгейского языка. Нормы произношения звуков адыгейского языка. Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. | Различать на слух и адекватно произносить все звуки адыгейского языка. Находить в тексте слова с заданным звуком. Соблюдать нормы произношения звуков адыгейского языка. Произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. (повествовательное, побудительное и вопросительное предложения)
|
Лексическая сторона речи. | |
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 300 лексических единиц для двустороннего усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания. Начальные представления о способах словообразования: суффиксация(-1о, -щэ,-лъ, -щ, жъый… ); словосложение (нэ+гу, нэ+псы, на+пэ, уна+к1э…).
| Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы. Использовать в речи простейшие словосочетания. Распознать и дифференцировать по определенным признакам слова в адыгейском языке в рамках учебной тематики. Использовать слова адекватно ситуации общения. Узнавать простые словосочетания. Группировать слова по их тематике. Оперировать активной лексикой в процессе общения. |
Грамматическая сторона речи | |
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?… Порядок слов в предложении. Отрицательные предложения.
Простые распространенные предложения. Простые предложения с однородными членами.
Существительные в единственном и множественном числе с суффиксом – хэ. Имена прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Местоимения: личные (сэ, тэ, о, шъо), притяжательные (, вопросительные(хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?, сыд пай?), указательные (мыр, мор, ар). Количественные числительные (до100), порядковые (до 20). | Воспроизводить основные коммуникативные типы предложения на основе речевых образцов. Оперировать вопросительными словами в речи. Соблюдать порядок слов в предложении. Выражать отрицание при помощи отрицательных частиц -эп, приставки -мы. Использовать в речи простые предложения с простым глагольным сказуемым. Употреблять предложения с союзами ык1и, ау, е. Употреблять глаголы в будущем, пошедшем и настоящем времени. Выражать свое отношение к действию.
Различать существительные единственного и множественного числа. Образовывать формы множественного числа при помощи правил. Различать степени прилагательных. Оперировать в речи личные местоимениями. Употреблять количественные числительные (до 100) и порядковые числительные (до 20). |
Планируемые результаты освоения программы по адыгейскому языку.
Изучение адыгейского языка в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел « Коммуникативные умения»
Говорение
Ученик научится:
участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе. Диалоге-побуждении;
составить небольшие описание предмета, картинки, персонажа.
рассказать о себе, своей семье, друге.
Ученик получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
составить краткую характеристику персонажа;
кратко излогать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Ученик научится:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание доступных по объёму текстов, с опорой на зрительную наглядность;
воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом материале.
Ученик получит возможность научиться:
Воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
Использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
Соотносить графический образ адыгейского языка с его звуковым образом;
Читать вслух небольшой текст, соблюдая правила произношения;
Читать про себя и понимать прочитанное;
Ученик получит возможность научиться:
Догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо.
Ученик научится:
Списать словосочетание, слоги, слова, текст(предложения);
Письмо по образцу;
Поздравить с праздником.
Ученик получит возможность научиться:
Ответить на вопрос письменно;
Заполнить простую анкету;
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими».
Графика, орфография, каллиграфия.
Ученик научится:
Пользоваться адыгейским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
Применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова адыгейского языка.
Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского языка( полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов).
Ученик получит возможность научиться:
Сравнить и анализировать буквосочетания адыгейского языка.
Группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
Уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи.
Ученик научится:
Различать на слух все звуки адыгейского языка;
Соблюдать правильное ударение в слове, фразе;
Различать типы предложений;
Ученик получит возможность научиться:
Соблюдать интонацию перечисления;
Читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи.
Ученик научится:
Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы;
Ученик получит возможность научиться:
Узнавать простые словообразовательные элементы;
Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.
Грамматическая сторона речи.
Ученик научится:
Распознать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
Распознать и употреблять в речи изученные слова;
Ученик получит возможность научиться:
Распознать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы).
Планируемые результаты освоения программ начального образования и
модели инструментария для оценки достижения. Адыгейский язык.
По кодификатору |
получат возможность научиться | УУД | Чтение: работа с информацией | |
Раздел « Коммуникативные умения» Говорение | |||
участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе. Диалоге-побуждении; составить небольшие описание предмета, картинки, персонажа. рассказать о себе, своей семье, друге. | участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; составить краткую характеристику персонажа; кратко излагать содержание прочитанного текста. | К-01-11 К-01-03 П-04 П-11 | Ч1-01 Ч1-09 |
Раздел « Коммуникативные умения» Аудирование | |||
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание доступных по объёму текстов, с опорой на зрительную наглядность; воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом материале. | воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. | КП-04- П-06 П-17 Л-23 | Ч2-01 Ч2-02 Ч2-03 |
Раздел « Коммуникативные умения» Чтение | |||
соотносить графический образ адыгейского языка с его звуковым образом; читать вслух небольшой текст, соблюдая правила произношения; читать про себя и понимать прочитанное;
| догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста. | П-06 П-11 | Ч2-05 Ч2-06 Ч3-08 Ч3-09 Ч3-10 |
По кодификатору |
получат возможность научиться | УУД | Чтение: работа с информацией | |
Раздел « Коммуникативные умения» Письмо |
ответить на вопрос письменно; заполнить простую анкету; писать по образцу краткое письмо другу. | П-16 П-17 П-19 | Ч3-08 Ч3-09 | |
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими». Графика, орфография, каллиграфия | |||
пользоваться адыгейским алфавитом, знать последовательность букв в нем; применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова адыгейского языка. воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского языка ( полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов). | сравнить и анализировать буквосочетания адыгейского языка. группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю учебника. | К-21 П-16 П-17 П-19 | Ч1-08 Ч1-09 |
|
|
|
|
По кодификатору |
получат возможность научиться | УУД | Чтение: работа с информацией | |
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими». Фонетическая сторона речи. |
соблюдать интонацию перечисления; читать изучаемые слова по транскрипции. | П-04 П-09 | Ч1_01 | |
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими». Лексическая сторона речи. | |||
узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы;
|
узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования. | П-09 П-19 | Ч1-Ч3 |
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими». Грамматическая сторона речи. | |||
распознать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; распознать и употреблять в речи изученные слова; личные, притяжательные и указательные местоимения(сэ, о, ар, мор, мыр); качественные числительные (зы, т1у, щы, пл1ы, тфы, хы, блы, и, бгъу, пш1ы).
|
распознать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы).
| П-06 П-07 П-08 П-10 П-11 | Ч2-05 Ч3-08 Ч3-09 Ч3-10 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Адыгейский язык»
К — полный комплект на каждого ученика класса
Д — демонстрационный экземпляр
Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников)
П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Учебно-методические комплексы (УМК) по адыгейскому языку для 3 класса. Стандарт начального образования по адыгейскому языку. Примерная программа по адыгейскому языку. | К
Д
| УМК дидактичесой системы развивающего обучения А.Ю.Каратобан . Допущен Минобрнауки РА |
2 | Алфавит . Касса букв и буквосочетаний (по возможности) Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала. Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по адыгейскому языку. Ситуационные плакаты с раздаточным материалом по темам « Классная комната», «Квартира», «Магазин» и т. п. Географическая карта Адыгеи. Географическая карта краснодарского края. Словари по адыгейскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари
| П П
Д
Д ДП |
|
Технические средства обучения и оборудование кабинета | |||
| Классная доска. Видеомагнитофон. Магнитофон( по возможности). Мультимедийный проектор ( по возможности). Компьютер ( по возможности). Экспозиционный экран ( по возможности). Сканер ( по возможности). Принтер ( по возможности). Стол учительские с тумбой. Ученические столы 2 – местные с комплектом стульев.
| Д
К |
|
Экранно-звуковые пособия | |||
4 | Аудиозаписи к УМК, используемые для изучения адыгейского языка. Видеофильмы, соответствующие тематике. Слайды, соответствующие тематике по изучению адыгейского языка. | Д |
|
Игры и игрушки | |||
5 | Куклы в национальной одежде, передающие облик адыгского народа. Лото, развивающие игры на адыгейском языке. Конструкторы по темам: «Дом», « Магазин» и т д. | Д |
|
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
«Адыгейский язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение адыгейского языка способствует:
·общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
·развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
·развитию письменной речи;
·формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение адыгейского языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).
Календарно- тематическое планирование
Тематический план
3 класс
Тема | Количество часов 68 | ||
|
| Аудиторные занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| Всего | I | II | III | IV |
| ||||||
|
| план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
|
1 | Предложение. Слово. Текст. | 15 |
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
|
|
| Изучение нового |
|
| 2 |
| 1 |
| 2 |
| 2 |
|
|
| Выработка практических навыков |
|
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| 2 |
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Звуки и буквы | 10 |
| 2 |
| 3 |
| 2 |
| 3 |
|
|
| Изучение нового |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| Выработка практических навыков |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| Контрольные занатия |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Развитие речи | 35 |
| 10 |
| 8 |
| 7 |
| 10 |
|
|
| Изучение нового |
|
| 5 |
| 3 |
| 3 |
| 5 |
|
|
| Выработка практических навыков |
|
| 5 |
| 4 |
| 4 |
| 4 |
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Грамматика и правописание | 8 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
|
|
| Изучение нового |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| Выработка практических навыков |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого | 68 |
| 17 |
| 16 |
| 15 |
| 20 |
|
|
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5″ («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения: наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3″ («удовлетворительно«) – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по адыгейскому языку
Диктант:
«5» – за работу, в которой нет ошибок;
«4» – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;
«3» – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок;
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две.
Грамматическое задание:
«5» – нет ошибок;
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления;
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки;
«2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.
Словарный диктант:
«5» – без ошибок;
«4» – 1 ошибка и 1 исправление;
«3» – 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – 3–5 ошибок.
-
1Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу рассчитывается исходя из аудиторных часов, предусмотренных учебным планом: 1 класс – 20% от ауд., 2-4 классы – 30%, 5-6 классы – 40%, 7 класс – 45%, 8-9 класс – 60%.