-
Нуртазина Наталья Владимировна
-
МБОУ г.Астрахани «СОШ №32»
-
Учитель начальных классов
УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: ОНЗ Урок разработан в технологии деятельностного метода
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах, группах.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД,
| |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Звучит музыка «Вальс цветов» Мы все любим красивое, потому что мы добрые, умные, трудолюбивые, и сами можем творить красоту. Девиз урока. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
| Настраиваются на урок
Проверяют порядок на своём рабочем месте
| — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — внутренняя позиция школьника (Л); — учебно-познавательная мотивация (Л) -умение слушать и понимать речь других (К).
|
2. Актуализация знаний
| Откройте тетради Правила посадки: (запись числа, Классная работа) -С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового) Мин. чистописания. л, лм, лл Словарная работа Помидор, капуста, морковь, редис, овощи, урожай. — Какие вопросы мы можем задать этим словам? -Что называют эти слова? — Какое слово называет группу предметов?
|
Работают в тетрадях
Работа у доски. Пишут слова под диктовку Выделяют опасные места Устные ответы детей | Умение оценивать свою работу Познавательные УУД 1.Умение извлекать информацию из написанного. 2.На основе анализа объектов делать выводы. 3.Обобщать и классифицировать по признакам.
|
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Проблемная ситуация.
Открытие новых знаний.
| -Когда мы собираем урожай, в какое время года? — Посмотрите в окно. — Что сразу привлекло ваше внимание?
– Что обозначают слова: лист, небо, погода? – А что показывают остальные слова? – Как они называются? Если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова-названия признаков. – Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? А что называют слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? — Как мы можем определить признак у предмета?
– Составим план урока. План (примерный). 1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов. 2. Ставить вопросы к словам-названиям признаков. 3. Выяснить для чего нужны слова-названия признаков предмета в речи? Работа по заданиям на листочке (в парах дети пробуют закончить предложения и получают разные варианты). Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?
—От какого слова вы ставили вопрос к слову нов_______? -Какой именно вопрос? Что называет слово нов_______ ? -Попробуйте сформулировать основной вопрос урока.
Упр. 62 – формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы. – Какие слова выделены? Что они называют? – С какими словами они связаны? – На какие вопросы отвечают? – Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст ярче, красивее? Почему? Вывод. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
Физкультминутка
| Работа с учебником Устные ответы детей (Жёлтые деревья) -(красный, жёлтый синее, необъятное, ясная, осенняя )
-предметы -(Какие это предметы.) (Слова-названия признаков.)
(признак предмета) По размеру,По форме,По цвету,По запаху,По вкусу Читают план
Работа в парах (правила работы в парах)Работать должны оба. Один говорит, другой слу шает. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо
Дописывают предложение (В нашем классе нов____) ?! Какие вопросы и как нужно задавать к словам, которые называют признаки предметов?
Работают с учебником.
Ответы детей -(Признак.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. |
4.Развитие умений – применение знания.
5. Домашнее задание.
|
3. Самостоятельная работа Осень. Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев. — Что записано на доске? Докажите. — А что не хватает в нём? (слова для справок) Ранняя, яркое, красивый, опавших.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить, правильно записать предложения? – Ты записал предложения сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
2. Работа под руководством учителя. В каждой группе свое задание 1группа.(загадки) Догадайтесь, о каком предмете идёт речь. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (сорока) Хитрая плутовка – рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её ….. (лиса) 2 группа.(узнай предмет по признаку) 1. Цветной, простой, острый, подточенный (карандаш) 2. Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога) 3 группа (опиши предмет) (перец, яблоко) 4 группа (опиши предмет вслепую) (камушки, трава) 5 группа (опиши своего соседа)
– Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.)
– Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество.) — Какой группе было трудно? – На какой вопрос они отвечают? (какой? какая? …) П. Такие слова называются именами прилагательными. – Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают? Чтение правила в рамке и сравнение его с собственными выводами детей
– Что тебе нужно было сделать? – Удалось ли вам выполнить задание? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
Стр. 42 упр. 63 |
Самостоятельная работа Работа с текстом
Ответы детей Дополняют текст
Работа в тетради, Взаимопроверка.
Самооценка детей
Работа в группах Правила работы в группе В группе должен быть ответственный.Работать должен каждый на общий результат.Один говорит, другие слушают.Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Слова- признаки нужны для точности описания предметов. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?какие?,употребляются со словами – названиями предметов,«раскрашивают» текст,помогают представить картину,нарисованную словами.
самооценка
Записывают в дневники | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД Умение выражать свои эмоции |
6. Итог урока.
| – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? -А теперь давайте оценим себя на уроке на наших карточках. Схема самооценки | Закрашивают карточки
|
|
Мой настрой
Мой настрой
2 группа.(Узнай предмет по признаку)
1. Цветной, простой, острый, подточенный
2. Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая
|
4 группа (опиши предмет вслепую) Не открывая мешочек, определи на ощупь предмет, назови его признаки. (чтобы не забыть напиши на листочке)
| |
5 группа (опиши своего соседа) Вам надо описать своего соседа, либо участника группы, по внешности ил по характеру (словами признаками) (чтобы не забыть напиши на листочке)
|
|
Раскрыта ли тема урока?
Раскрыта ли тема урока?