МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ МАЛИНОВКА

(МКОУ СОШ д. Малиновка)

665439 Иркутская обл., Черемховский р-н, д. Малиновка, ул. Школьная 7

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании ШМО

МКОУ СОШ ___________/

Протокол № __ от «__»______2014г.

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании МС

МКОУ СОШ ___________/

Протокол № __ от «__»______2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:

МКОУ СОШ __________

от «__»_________2014г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № ____ от «___»________2014г.

Директор МКОУ СОШ __________________

__________________.

м.п.

Рабочая программа по чтению

для 4 класса

По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

составлена на основе –

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой

Разработана:

Мешковой Вероникой Андреевной

учителем начальных классов МКОУ СОШ д. Малиновка

2014г.- 2015 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией

В. В. Воронковой;

2.Учебного плана образовательного учреждения.

В начальном обучении предмет «Чтение и развитие речи» занимает ведущее место, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно — тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • расширение представлений об окружающем мире;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.).

Для чтения подбираются произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.

Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.

В 4-ом классе учащиеся переходят к чтению целыми словами, отдельные трудные слова читают по слогам, одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя».

Систематическое формирование выразительного чтения продолжается в 4-м классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Постепенно возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. Виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполняются с помощью учителя.

Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение чтению в объеме 4 часов в неделю, всего 136 часа.

2. Содержание тем учебного курса

Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.

Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

Учебно — тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Что такое хорошо

17

2

Уж небо осенью дышало

16

3

Народные сказки

13

4

О труде и трудолюбии

9

5

Произведения русских и зарубежных писателей

9

6

Идет волшебница зима

15

7

Люби все живое

12

8

Весна идет

19

9

В стране чудес

9

10

Лето наступило

12

11

Внеклассное чтение.

5

Итого

136

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

чтение про себя простых по содержанию текстов;

понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;

подробный пересказ содержания прочитанного;

драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;

самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;

разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание

по план

по факт

1

Что такое хорошо…

В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».

1 ч.

1.09

2

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1 ч.

2.09

3

Е. Седугин «Молоток».

1 ч.

3.09

4

5

Е. Пермяк «Пичугин мост».

2 ч.

4.09

8.09

6

7

По И. Дику «Счастливая ручка».

2 ч.

9.09

10.09

8

9

10

11

По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

«Лелишна Охлопкова».

«Виктор Мокроусов».

2 ч.

2 ч.

11.09

15.09

16.09

17.09

12

13

14

А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть.

А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть.

1 ч.

2 ч.

18.09

22.09

23.09

15

В. Осеева «Печенье»

1 ч.

24.09

16

Итоговый урок «Что такое хорошо…»

1 ч.

25.09

17

Внеклассное чтение. «Жизнь дана на добрые дела»

1 ч.

29.09

18

Уж небо осенью дышало…

А. К. Толстой «Осень!

1 ч.

30.09

19

По В. Пескову «Осенний лес»

1 ч.

1.10

20

А. Твардовский «Лес осенью»

1 ч.

2.10

21

О. Высотская «Осеннее утро»

1 ч.

6.10

22

23

24

25

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть

1 ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

7.10

8.10

9.10

13.10

26

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1 ч.

14.10

27

28

По Д. Мамину-Сибиряку

«Приемыш»

2 ч.

15.10

16.10

29

По Д. Мамину-Сибиряку

«Тарас и Соболь».

1 ч.

20.10

30

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …»

1 ч.

21.10

31

32

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 2 часть

1 ч.

1 ч.

22.10

23.10

33

Итоговый урок «Уж небо осенью дышало…»

1 ч.

27.10

34

35

36

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть

1 ч.

2 ч.

28.10

29.10

30.10

37

38

39

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть

1 ч.

2 ч.

10.11

11.11

12.11

40

41

«Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка).

2 ч.

13.11

17.11

42

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

1 ч.

18.11

43

44

«Лиса и волк» (Русская сказка)

2 ч.

19.11

20.11

45

О труде и трудолюбии

К. Ушинский «Два плуга».

1 ч.

24.11

46

«Самое дорогое» (Русская сказка)

1 ч.

25.11

47

И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1 ч.

26.11

48

Айога (Нанайская сказка)

1 ч.

27.11

49

С. Маршак «Лодыри и кот»

1 ч.

1.12

50

И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня)

1 ч.

2.12

51

А. Тетивкин «Школа»

1 ч.

3.12

52

Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

1 ч.

4.12

53

Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии».

1 ч.

8.12

54

55

56

Произведения русских и зарубежных писателей.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть

1 ч.

2 ч.

9.12.

10.12.

11.12

57

58

59

60

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 1 часть

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 2 часть

2 ч.

2 ч.

15.12

16.12

17.12

18.12

61

Братья Гримм

«Соломинка, уголек и боб».

1 ч.

22.12

62

Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».

1 ч.

23.12

63

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии.

1ч.

24.12

64

Идет волшебница зима

И. Никитин «Встреча зимы».

1 ч.

25.12

65

По И. Соколову-Микитову

«Зима в лесу».

1 ч.

12.01

66

И. Антонов «Сад друзей».

1 ч.

13.01

67

И. Суриков

«Детство».

1ч.

14.01

68

Л Н. Толстой

«Филипок».

1 ч.

15.01

69

Н. Некрасов

«Мужичок с ноготок».

1 ч.

19.01

70

71

Ю. Дмитриев

«Для чего нужен снег».

2 ч.

20.01 21.01

72

Н. Некрасов

«Не ветер бушует»

1 ч.

22.01

73

74

75

Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть

Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть

1ч.

2 ч.

26.01

27.01 28.01

76

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

1 ч.

29.02

77

Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима».

1 ч.

02.02

78

Внеклассное чтение. Зимушка – зима.

1 ч.

03.02

79

Люби все живое

По В. Костылеву «Береза»

1 ч.

04.02

80

81

Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»

2ч.

05.02 09.02

82

По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».

1 ч.

10.02

83

В. Тарасов «Четвероногий друг».

1 ч.

11.02

84

М. Пришвин «Гаечки».

1 ч.

12.02

85

86

М. Горький «Воробьишко».

2 ч.

16.02 17.02

87

88

А. Барков «Пожарник Карл».

2 ч.

18.02 19.02

89

По Г. Скребицкому «Медвежонок».

1 ч.

24.02

90

Итоговый урок «Люби все живое».

1 ч.

25.02

91

Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных.

1 ч.

26.02

92

Весна идет!

Ф. Тютчев

«Весенние воды»

1 ч.

02.03

93

В. Ситников «Утро».

1ч.

03.03

94

По Л. Толстому «Весна».

1ч.

04.03

95

И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…»

1ч.

05.03

96

97

98

99

100

По А. Платонову «Еще мама». 1 часть

По А. Платонову «Еще мама».2 часть

По А. Платонову «Еще мама». 3 часть

По А. Платонову «Еще мама». 4 часть

По А. Платонову «Еще мама». 5 часть

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

10.03

11.03 12.03 16.03 17.03

101

Н. Саконская

«Разговор о маме».

1ч.

18.03

102

Л. Квитко

«Бабушкины руки».

1ч.

19.03

103

Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях.

1 ч.

30.03

104

По Е. Кононенко «Резеда».

1ч.

31.03

105

Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы».

1ч.

01.04

106

А. Барков «Яшка».

1ч.

02.04

107

Ф. Тютчев

«Весенняя гроза».

1ч.

06.04

108

В. Орлов «Лесной цветок».

1ч.

07.04

109

Н. Сладков

«Медведь и Солнце» (сказка).

1ч.

08.04

110

Итоговый урок по теме: «Весна идет».

1ч.

09.04

111

В стране чудес.

И. Токмакова «В чудной стране»

1 ч.

13.04

112

113

114

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть

1 ч.

2 ч.

14.04

15.04

16.04

115

116

117

118

119

120

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть

1 ч

1 ч.

3 ч.

20.04

21.04

22.04

23.24.27.04

121

Итоговый урок по теме: «В стране чудес».

1 ч.

28.04

122

Лето наступило.

И. Никитин «Вечер ясен и тих…»

1ч.

29.04

123

По К. Паустовскому «Заботливый цветок».

1ч.

05.05

124

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1ч.

06.05

125

126

127

128

129

По Н. Носову «Огородники». 1 часть

По Н. Носову «Огородники». 2 часть

По Н. Носову «Огородники». 3 часть.

По Н. Носову «Огородники». 4 часть

5 ч.

07.05

08.05

11.05

12.05

13.05

130

И. Антонов «У речки».

1ч.

14.05

131

М. Пришвин «Золотой луг».

1ч.

18.05

132

В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1ч.

19.05

133

134

М. Бородицкая «Последний день учения».

1ч.

20.05 21.05

135

Итоговый урок «Лето наступило».

1ч.

25.05

136

Внеклассное чтение. Лето наступило.

1 ч.

26.05

4. Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся должны знать:

наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни

Учащиеся должны уметь:

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать про себя;

читать отрывки по ролям;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно;

участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;

отличать сказку от рассказа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора книги по интересу;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

5. Контроль уровня обученности обучающихся.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: — М.: «Просвещение», 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here