МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ МАЛИНОВКА
(МКОУ СОШ д. Малиновка)
665439 Иркутская обл., Черемховский р-н, д. Малиновка, ул. Школьная 7
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании МС МКОУ СОШ ___________/ Протокол № __ от «__»______2014г.
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР: МКОУ СОШ __________ от «__»_________2014г. | УТВЕРЖДЕНА приказом № ____ от «___»________2014г. Директор МКОУ СОШ __________________ __________________. м.п. |
Рабочая программа по чтению
для 4 класса
По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
составлена на основе –
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Разработана:
Мешковой Вероникой Андреевной
учителем начальных классов МКОУ СОШ д. Малиновка
2014г.- 2015 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
В. В. Воронковой;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
В начальном обучении предмет «Чтение и развитие речи» занимает ведущее место, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно — тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
-
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
-
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
-
развитие артикуляционной моторики;
-
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-
расширение представлений об окружающем мире;
-
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.).
Для чтения подбираются произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
В 4-ом классе учащиеся переходят к чтению целыми словами, отдельные трудные слова читают по слогам, одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя».
Систематическое формирование выразительного чтения продолжается в 4-м классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Постепенно возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. Виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполняются с помощью учителя.
Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение чтению в объеме 4 часов в неделю, всего 136 часа.
2. Содержание тем учебного курса
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Учебно — тематическое планирование
-
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Что такое хорошо
17
2
Уж небо осенью дышало
16
3
Народные сказки
13
4
О труде и трудолюбии
9
5
Произведения русских и зарубежных писателей
9
6
Идет волшебница зима
15
7
Люби все живое
12
8
Весна идет
19
9
В стране чудес
9
10
Лето наступило
12
11
Внеклассное чтение.
5
Итого
136
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
чтение про себя простых по содержанию текстов;
понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;
подробный пересказ содержания прочитанного;
драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
по план | по факт |
| |||
1 | Что такое хорошо… В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!». |
1 ч. | 1.09 |
| |
2 | Э. Шим «Брат и младшая сестра» | 1 ч. | 2.09 |
| |
3 | Е. Седугин «Молоток». | 1 ч. | 3.09 |
| |
4 5 | Е. Пермяк «Пичугин мост». | 2 ч. | 4.09 8.09 |
| |
6 7 | По И. Дику «Счастливая ручка». | 2 ч. | 9.09 10.09 |
| |
8 9 10 11 | По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». «Лелишна Охлопкова». «Виктор Мокроусов». |
2 ч. 2 ч.
| 11.09 15.09 16.09 17.09 |
| |
12 13 14 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть. А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть. | 1 ч.
2 ч. | 18.09 22.09 23.09
|
| |
15 | В. Осеева «Печенье» | 1 ч. | 24.09
|
| |
16 | Итоговый урок «Что такое хорошо…» | 1 ч. | 25.09 |
| |
17 | Внеклассное чтение. «Жизнь дана на добрые дела» | 1 ч. | 29.09
|
| |
18 | Уж небо осенью дышало… А. К. Толстой «Осень! |
1 ч. | 30.09 |
| |
19 | По В. Пескову «Осенний лес» | 1 ч. | 1.10 |
| |
20 | А. Твардовский «Лес осенью» | 1 ч. | 2.10 |
| |
21 | О. Высотская «Осеннее утро» | 1 ч. | 6.10 |
| |
22 23 24 25 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть
|
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч. | 7.10 8.10 9.10
13.10
|
| |
26 | И. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 ч. | 14.10 |
|
|
27 28 | По Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш» | 2 ч. | 15.10 16.10 |
| |
29 | По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболь».
| 1 ч. | 20.10 |
| |
30 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …» | 1 ч. | 21.10
|
| |
31
32 | Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 2 часть | 1 ч.
1 ч. | 22.10
23.10
|
| |
33 | Итоговый урок «Уж небо осенью дышало…» | 1 ч. | 27.10
|
| |
34
35 36 | НАРОДНЫЕ СКАЗКИ «Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть «Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть |
1 ч.
2 ч. | 28.10
29.10 30.10 |
| |
37
38 39 | «Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть «Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть |
1 ч.
2 ч. | 10.11
11.11
12.11 |
| |
40 41 | «Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка). | 2 ч. | 13.11 17.11 |
| |
42 | «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка). | 1 ч. | 18.11 |
| |
43 44 | «Лиса и волк» (Русская сказка) | 2 ч. | 19.11 20.11 |
| |
45 | О труде и трудолюбии К. Ушинский «Два плуга».
| 1 ч. | 24.11 |
| |
46 | «Самое дорогое» (Русская сказка) | 1 ч. | 25.11 |
| |
47 | И. Крылов «Трудолюбивый медведь». | 1 ч. | 26.11 |
| |
48 | Айога (Нанайская сказка) | 1 ч. | 27.11 |
| |
49 | С. Маршак «Лодыри и кот» | 1 ч. | 1.12 |
| |
50 | И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня) | 1 ч. | 2.12 |
| |
51 | А. Тетивкин «Школа» | 1 ч. | 3.12 |
| |
52 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
| 1 ч. | 4.12 |
| |
53 | Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии». | 1 ч.
| 8.12 |
| |
54
55 56 | Произведения русских и зарубежных писателей. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть
|
1 ч.
2 ч. |
9.12.
10.12. 11.12 |
| |
57 58
59 60 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». 1 часть Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». 2 часть |
2 ч.
2 ч. | 15.12 16.12
17.12 18.12 |
|
|
61 | Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб». |
1 ч. | 22.12 |
| |
62 | Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».
| 1 ч. | 23.12 |
| |
63 | Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии. |
1ч. | 24.12 |
| |
64 | Идет волшебница зима И. Никитин «Встреча зимы». |
1 ч. | 25.12 |
| |
65 | По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу». |
1 ч. | 12.01 |
| |
66 | И. Антонов «Сад друзей».
| 1 ч. | 13.01 |
| |
67 | И. Суриков «Детство». | 1ч. | 14.01 |
| |
68 | Л Н. Толстой «Филипок». | 1 ч.
| 15.01 |
| |
69 | Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 1 ч. | 19.01 |
| |
70 71 | Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 2 ч. | 20.01 21.01 |
| |
72 | Н. Некрасов «Не ветер бушует» | 1 ч. | 22.01 |
| |
73
74 75 | Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть
|
1ч.
2 ч. | 26.01
27.01 28.01 |
| |
76 | По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) | 1 ч. | 29.02 |
| |
77 | Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима».
| 1 ч. | 02.02 |
| |
78 | Внеклассное чтение. Зимушка – зима. | 1 ч. | 03.02 |
| |
79 | Люби все живое По В. Костылеву «Береза» |
1 ч. | 04.02 |
| |
80 81 | Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом» |
2ч. | 05.02 09.02 |
| |
82 | По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».
| 1 ч. | 10.02 |
| |
83 | В. Тарасов «Четвероногий друг». | 1 ч. | 11.02 |
| |
84 | М. Пришвин «Гаечки».
| 1 ч. | 12.02 |
| |
85 86 | М. Горький «Воробьишко».
| 2 ч. | 16.02 17.02 |
|
|
87 88 | А. Барков «Пожарник Карл».
| 2 ч. | 18.02 19.02 |
| |
89 | По Г. Скребицкому «Медвежонок».
| 1 ч. | 24.02 |
| |
90 | Итоговый урок «Люби все живое».
| 1 ч. | 25.02 |
| |
91 | Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных. | 1 ч. | 26.02 |
| |
92 | Весна идет! Ф. Тютчев «Весенние воды» |
1 ч. | 02.03 |
| |
93 | В. Ситников «Утро». |
1ч. | 03.03 |
| |
94 | По Л. Толстому «Весна». | 1ч. | 04.03 |
| |
95 | И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…»
|
1ч. | 05.03 |
| |
96
97
98
99
100 | По А. Платонову «Еще мама». 1 часть По А. Платонову «Еще мама».2 часть По А. Платонову «Еще мама». 3 часть По А. Платонову «Еще мама». 4 часть По А. Платонову «Еще мама». 5 часть | 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч. | 10.03 11.03 12.03 16.03 17.03 |
| |
101 | Н. Саконская «Разговор о маме». | 1ч. | 18.03 |
| |
102 | Л. Квитко «Бабушкины руки». | 1ч. | 19.03 |
| |
103 | Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях. |
1 ч. | 30.03 |
| |
104 | По Е. Кононенко «Резеда».
| 1ч. | 31.03 |
| |
105 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1ч. | 01.04 |
| |
106 | А. Барков «Яшка».
| 1ч. | 02.04 |
| |
107 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1ч. | 06.04 |
| |
108 | В. Орлов «Лесной цветок».
| 1ч. | 07.04 |
| |
109 | Н. Сладков «Медведь и Солнце» (сказка). | 1ч. | 08.04 |
| |
110 | Итоговый урок по теме: «Весна идет».
| 1ч. | 09.04 |
|
|
111 | В стране чудес. И. Токмакова «В чудной стране» |
1 ч. | 13.04 |
| |
112
113 114 | По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть |
1 ч.
2 ч. | 14.04 15.04 16.04 |
| |
115
116
117
118 119 120 | А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть |
1 ч
1 ч.
3 ч. | 20.04
21.04 22.04 23.24.27.04 |
| |
121 | Итоговый урок по теме: «В стране чудес».
| 1 ч. | 28.04 |
| |
122 | Лето наступило. И. Никитин «Вечер ясен и тих…» |
1ч. | 29.04 |
| |
123 | По К. Паустовскому «Заботливый цветок».
|
1ч. | 05.05 |
| |
124
| Н. Некрасов «Крестьянские дети».
| 1ч. | 06.05 |
| |
125
126
127 128 129 | По Н. Носову «Огородники». 1 часть По Н. Носову «Огородники». 2 часть По Н. Носову «Огородники». 3 часть. По Н. Носову «Огородники». 4 часть | 5 ч. | 07.05 08.05 11.05 12.05 13.05 |
| |
130 | И. Антонов «У речки». | 1ч. | 14.05 |
| |
131 | М. Пришвин «Золотой луг». | 1ч. | 18.05 |
| |
132 | В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 1ч. | 19.05 |
| |
133 134 | М. Бородицкая «Последний день учения». | 1ч. 1ч | 20.05 21.05 |
| |
135 | Итоговый урок «Лето наступило». | 1ч. | 25.05 |
| |
136 | Внеклассное чтение. Лето наступило. | 1 ч. | 26.05 |
|
4. Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
читать про себя;
читать отрывки по ролям;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
пересказывать прочитанное полно и выборочно;
участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;
отличать сказку от рассказа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
5. Контроль уровня обученности обучающихся.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: — М.: «Просвещение», 2010.