МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова
Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов
Урок математики в 3 классе
Тема урока: Площаь прямоугольника
Цели урока: познакомить с правилом вычисления площади прямоугольника, повторить формулу нахождения периметра прямоугольника; развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения, делать выводы.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
— Ребята, как вы думаете, когда можно начать изучать новый материал?
(Если хорошо знаем пройденные темы)
— Правильно. А какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, активным, наблюдательным и т. д.)
— Начнем наш урок с разминки для ума.
Разделимся на 2 группы. 1-я группа- это дети, у которых на столах лежат синие карточки, будут по заданной программе строить на координатной плоскости фигуру, а вторая группа, с зелеными карточками, будет писать графический диктант.
(Группы сформированы с учетом индивидуальных способностей учащихся)
Задание для 1 группы.
У детей на карточках начерчена координатная плоскость, на которой они отмечают точки, выполняя задание учителя. Если работа выполнена без ошибок, то после соединения точек на координатной плоскости должен получиться прямоугольник.
— Первая точка по горизонтали: частное чисел 75 и 25.
— Первая точка по вертикали: найди 1/7 от 14
— Вторая точка по горизонтали: самое большое двузначное число уменьши на 96.
— Вторая точка по вертикали: какое число надо умножить на 20, чтобы получить 120?
— Третья точка по горизонтали: во сколько раз число 1000 больше, чем число 100?
— Третья точка по вертикали: ее мы найдем, решив задачу. Найди время, за которое автомобиль проедет 140 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.
— Четвертая точка по горизонтали: 1/6 часа, сколько это минут?
— Четвертая точка по вертикали: периметр квадрата = 24 см, найди длину стороны.
— Соедините точки. Какая фигура получилась? (Прямоугольник)
— Назовите координаты вершин прямоугольника.
(А (3;2) В (3;6) С (10;2) Д (10;6))
— Дайте определение прямоугольника.
— Какое свойство сторон прямоугольника вы знаете?
— Что такое периметр фигуры?
— Как найти периметр прямоугольника?
— В каких единицах измеряется периметр?
На доске:
P=(а+b) х2
Р=2а+2b, где а и b — стороны прямоугольника
Задание для 2 группы. Графический диктант.
Дети на карточках находят значения выражений. По направлению стрелки откладывают в тетради нужное количество клеток и отмечают точки; соединяют их и получают определенную геометрическую фигуру.
Если все вычисления правильные, то должен получиться квадрат.
— Какая фигура получилась? (Квадрат)
— Чему равна длина каждой стороны?
— Дайте определение квадрата через определение четырехугольника.
— Дайте определение квадрата через определение прямоугольника.
— Какова формула нахождения периметра квадрата?
III. Открытие новых знаний
— У каждого из вас на парте есть набор геометрических фигур.
— Возьмите самую большую и самую маленькую фигуру. Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? (Площадь)
— Докажите, что площадь треугольника меньше площади прямоугольника. Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.
— Какие еще фигуры имеют большую площадь, чем фигура 3?
— Можно ли наложением сравнить площади 2-й и 5-й фигуры? Обоснуйте ответ.
— Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую не помогает? (Надо взять единую мерку и измерить.)
— Какие единицы измерения площади вы знаете?
На магнитной доске — прямоугольник со сторонами 5 дм и 6 дм.
— Как можно измерить площадь этой фигуры? (Взять мерку и посчитать, сколько раз она уложится в этом прямоугольнике.)
— Какая мерка будет удобна? (Квадратный дециметр)
(Учитель предлагает детям достаточное количество мерок белого и красного цвета, а дети выкладывают их, а затем пересчитыванием находят площадь.)
— Как вы думаете, рационален этот способ? Почему? (Затрачено много времени и не всегда бывают под рукой нужные мерки)
— Подумайте, как иначе можно найти площадь прямоугольника?
Если у детей возникают затруднения, то учитель может помочь наводящими вопросами:
— Сможем ли мы узнать, сколько уложится квадратных дециметров по длине (ширине) прямоугольника, не выкладывая их? Чему равна длина? (4 дм)
— Чему равна ширина?(3 дм) Какой латинской буквой в математике принято обозначать длину и ширину?
Дети самостоятельно выводят формулу: S = a b
IV. Первичное закрепление
1. Практическая работа парах:
Измерьте в сантиметрах длину и ширину тетрадного листа, найдите его площадь.
Составьте и решите обратные задачи.
— Как найти длину (ширину) прямоугольника, зная его ширину (длину)?
Физминутка
2. Применение новых знаний
— А где в повседневной жизни нам может пригодиться навык вычисления площади прямоугольника? (Ответы детей)
— Представьте, что нам надо настелить линолеум в этой классной комнате. Длина класса 8 метров и ширина 6 метров. В магазине продают линолеум шириной 2 м и 3 м.
Сколько потребуется линолеума каждого вида, чтобы застелить пол в классе?
Дополнительный вопрос после решения:
какая покупка будет выгоднее, если цена погонного метра трехметрового линолеума — 254 рубля, а двухметрового — 180 рублей?
А теперь — задачи-шутки
Буквально на три минутки!
1. Площадь шапки-невидимки 58 квадратных сантиметров. Моль проела в ней 8 дырочек площадью 5 квадратных сантиметров каждая. Сколько квадратных сантиметров шапки осталось проесть прожорливым насекомым?
2. 5 комнат по 15 квадратных метров.
Общая площадь: Сколько же это?
3. Два второклассника — Коля и Толя —
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле — квадрат.
20 метров длина стороны
И никаких ведь нет данных иных.
Дети показывают ответы на индивидуальных карточках.
V. Рефлексия
— Довольны ли вы сегодня своей работой?
— Что сегодня тебе удалось на уроке?
— Закончите фразу: «Теперь я умею:»
— Кого бы вам сегодня особо хотелось отметить?