Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
г. Кимры Тверской области
«Утверждено» Директор МОУ СШ №1 _____________Куликова Л.А. Приказ № ___ от «__»_____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога
Комиссаровой Ларисы Викторовны
по элективному курсу
(предпрофильная подготовка)
«Я выбираю профессию», 9 класс.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____ от «__»_______2013 г.
2013 год
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Я выбираю профессию»
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях многих регионов РФ.Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса; сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей). Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
— психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
— психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
— моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
— принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
— принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
— принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Основное содержание программы «Я выбираю профессию»
I блок. Что я знаю о своих возможностях
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
5. Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал.
6. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
7. Внимание и память.
8. Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».
II блок. Что я знаю о профессиях
9. Классификация профессий.
10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
11. Интересы и склонности в выборе профессии.
12. Профессионально важные качества.
13. Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».
III блок. Способности и профессиональная пригодность
14. Способности общие и специальные. Практические способности.
15. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
16. Уровни профессиональной пригодности.
17. Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».
IV блок. Планирование профессиональной карьеры
18. Мотивы и потребности.
19. Ошибки в выборе профессии.
20. Современный рынок труда.
21. Пути получения профессии.
22. Навыки самопрезентации.
23. Стратегия выбора профессии.
24. Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
25. Эвристическая работа.
Календарно-тематическое планирование:
Календарно-тематическое планирование: Тема урока. | Элементы содержания занятия и формы контроля. | Дата проведения | |
1 | I блок. Что я знаю о своих возможностях. Самооценка и уровень притязаний. | Задачи и содержание курса. Понятия самооценки и уровня притязаний. Тестирование. |
|
2 — 3 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование. |
|
4 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование. |
|
5 | Что такое стресс. Приемы саморегуляции. | Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование. |
|
6 – 7 | Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал. | Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование. |
|
8 – 9 | Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций. | Тестирование. |
|
10 — 11 | Внимание и память. | Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование. | . |
12 | Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях». | Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии. |
|
13 | II блок. Что я знаю о профессиях.
Классификация профессий.
| Классификация профессий по Климову. Презентация.
|
|
14 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | Лекция с элементами групповой беседы. |
|
15– 16 | Интересы и склонности в выборе профессии. | Карта интересов. Тестирование. |
|
17 | Профессионально важные качества. | Лекция с элементами групповой беседы. |
|
18 | Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях». | Предметы труда, виды деятельности. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». |
|
19 | III блок. Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Практические способности. | Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. |
|
20 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование. |
|
21 | Уровни профессиональной пригодности. | Тестирование. |
|
22 | Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность». | Лекция с элементами групповой беседы. |
|
23 – 24 | IV блок. Планирование профессиональной карьеры. Мотивы и потребности. | Тестирование. |
|
25 | Ошибки в выборе профессии. | Лекция, игра «Оптимисты и скептики». |
|
26 | Современный рынок труда. | Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране. |
|
27– 28 | Пути получения профессии. | Анкетирование. Матрица профессионального выбора. |
|
29–30 | Навыки самопрезентации. | Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства. |
|
31 | Стратегия выбора профессии. | Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени». |
|
32 | Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
| Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Беседа. |
|
33 | Эвристическая работа. | Сочинение. |
|
Литература:
1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
4. Сайт: www.psychologia.edu.ru/article.php.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дубовицких Т.Ю., «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для учащихся 10-11 классов, Самара 2011;
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: Academia, 2005 г.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.
4. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Резапкина Г.В.