КГУ «Красносельская СШ»

Костанайская область

Тарановский район

Правовой тренинг

« В мире прав и закона»

Для учащихся 8-9 классов.

( Социально- психологическая служба)

Подготовила: Тоцкая Татьяна Николаевна

Социальный педагог школы

Правовой тренинг: « В мире прав и закона»

Цель: 1. Информирование детей в области прав и применение полученных знаний на

практике.

2. Определить уровень правовых знаний у несовершеннолетних.

Запись на доске: «Нет более вредного животного, чем человек не следующий

законам».

«Незнание закона не освобождает от ответственности»

« Бойся равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия на земле совершаются убийства и предательства» Б. Ясенский.

План проведения

Соц. педагог. Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:

— С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)

— А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любо заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся

Задание № 1. Мозговой штурм. Написать на ватмане, какие прав имеет несовершеннолетний?

Задание №2. Знание Закона «О правах ребенка»

Вопросы

Ответы

1.

Ребенок – это лицо не достигшее….

18 лет

2.

С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию

С рождения

3.

Закон «О правах ребенка» не распространяется на граждан, не имеющих гражданство, либо иностранцев.

Распространяется

4.

Гражданство ребенок может получить только после 16 лет, после получения удостоверения личности

Нет, с момента рождения

5.

Все ли дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности

Да

6.

Имеет ли право ребенок выражать свое мнение

Да

Задание № 3 . Изучение Кодекса РК об Административной ответственности

Вопросы

Ответы

1.

Заведомо ложный вызов спецслужб. Несет ли ответственность несовершеннолетний?

Да. Административная ответственность

2.

Несет ли ответственность несовершеннолетний за нарушение тишины с (23-6 утра)

Да

3.

Правда ли, что несовершеннолетними, признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось 16, но не исполнилось 18 лет

да

4

Несет ли ответственность подросток за осквернение памятников архитектуры

да

5.

Правда ли, что появление в общественных местах в пьяном виде несовершеннолетних, равно распитию им спиртных напитков

Да

6

Вовлечение несовершеннолетние в занятие азартными играм на вещи и иные ценности не влечет ни каких наказаний

Да

Задание № 4. Вопросы по Уголовному Кодексу

Вопросы

Ответы

1.

Верно ли, что лица совершившие преступление, равны перед законом, независимо от происхождения, расы, пола

Да, верно

2.

Верно ли, что уголовная ответственность наступает с 12 лет

Нет

3.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 возраста, подлежат ли уголовной ответственности за вымогательство

Да

4

Верно ли, что лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста подлежат уголовной ответственности за убийство, разбой, грабеж, кражу, вандализм, неправомерным завладением транспорта

Да

5

Учащиеся школы угнали машину и разбили ее, административное или уголовное наказание понесут ребята

Уголовное наказание

Задание № 5. Зачитать Притчу «Гвоздь воспитания»

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома. И после каждого поступка сына вбивал гвоздь.

Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места.

Он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда он за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не стало, мальчик заплакал.

— Что же ты плачешь? – спросил отец — ведь на столбе не осталось и гвоздя

-Гвоздей нет. А дырки остались – ответил сын.

ВОПРОС:

1. Что символизирует столб и почему подросток заплакал?

2. О чем повествует эта притча?

( столб- закон, гвозди – нарушение прав и не соблюдение обязанностей, которые не проходят без последствий.) Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как дырки на столбе

Задание №5. Объясни, ситуацию используя Закон «О правах ребенка» (Приложение)

Задание № 6. Конкурс « Определи статью»

Сценки. Определи статью

На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны…

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница… Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался… И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали…

1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама… А может ты и украла?

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может, мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе…

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, а эта девчонка и не знает, что подъезд проходить насквозь

2-я девочка: теперь в скупку, 2000 тенге дадут за сережки.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает… (Мошенничество)

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)

3 мальчика сидят на скамейке.

1-й мальчик: Скучно как-то, пойти некуда…

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку…

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это?

1-й мальчик: А вот смотри? видишь, подросток идет, сейчас у него займем…

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нет.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нет денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном — несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нет денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь — в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает, (уходят, насвистывая) (Вымогательство)

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)

Определи статью:

  1. Подросток, пока никого не было в классе, вытащил из сумки одноклассника деньги

( кража)

  1. Подросток позвонил в школу и сообщил, что в здании заложена бомба (заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

  1. Подростки наносят на стены подъездов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом (Вандализм)

  1. Подростки решили посмотреть, сможет ли проехать машина, положив на дорогу планку с набитыми гвоздями, а сами спрятались за деревья. Водитель не успел вовремя затормозить, и наехав на ее проколол два передних колеса (приведение в не годность транспортных средств)

  1. Одноклассник Пети, Вова, узнал, что Петя курит, он сказал ему: «Если ты не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу» Петя испугался и отдал Вове свою приставку ( Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей) .

  1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение (Кража)

Уголовная ответственность за данные все преступления наступает с 14 лет

Задание №8. Как понимаете высказывание.

« Бойся равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия на земле совершаются убийства и предательства» Б. Ясенский.

Ситуация 1.

Представьте себе летний вечер, муж с женой возвращаются домой с дачи на своих «Жигулях». Неожиданный яркий свет фар выхватил из темноты человека с поднятой рукой, а рядом с ним — другого, лежащего на обочине. «Помогите!», — взволновано обратился к водителю незнакомец. «Товарища моего сбила машина. Шофер удрал, а мой товарищ в тяжелом состоянии. Надо срочно в больницу!»

«Ну и куда ты его отвезешь?- поморщилась жена Ковалева. – Мы же торопимся домой. Завтра рано на работу. Да и новую обивку сидений перепачкаем. Пусть кто- либо отвезет..

Кто – то ведь должен ее вызвать!». Супруги уехали. А через несколько дней Ковалева вызвали в полицию. Где он узнал, что сбитый на шоссе человек умер, так как ему совершенно не была оказана медицинская помощь. «Но не я его сбил,- стал оправдываться Ковалев, — я не сделал ничего противозаконного»

  1. Как можно расценить действия Ковалева?

  2. Как бы это было расценено, если бы потерпевший остался жив?

Ответ:

1. Статья УК РК гласит: «Преступление является общественно опасным деянием, выражающееся либо в действии, либо в бездействии» Закон строго наказывает за преступное бездействие.

2. Даже если бы пострадавший остался жив, бездействие Ковалева было признано как равнодушие.

Задание № 9.

Продолжить фразу. Используя Закон «О правах ребенка» (Приложение)

Задание № 10. Пословицы к статьям

  1. Любишь кататься — люби и саночки возить (ст.23 право на труд)

  2. Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи (ст23 право на труд)

  3. Волка ноги кормят (ст. 13 право на свободу передвижения, право на труд)

  4. Делу время – потехе час (ст. 24 право на отдых, досуг)

  5. Грамоте учиться – всегда пригодиться (ст. 26. право на образование)

  6. дело мастера боится (ст23 право на труд)

Задание №11

Притча «О бабочке».

К какой мысли приводит притча?

В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план. Как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потто спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони. Раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся.

Если мудрец скажет, что бабочка мертвая. Я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что нас великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил у мудреца. Какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»

К какой мысли приводит притча? (Что каждый человек хозяин своей судьбы»)

Заключение

Твои права действительны только в том случае, если не нарушаются права других людей.

Если сегодня ты нарушил чьи, то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанности приводят к беспорядку. А обязанность без прав – к произволу

СПИСОК

использованной литературы

1. Закон «О правах ребенка РК»

2. Конвенция о правах ребенка

3. Уголовный Кодекс РК

4. Административный Кодекс РК

5. Журнал «Социальный педагог в школе» №6. 2012г,

Использованные материалы и Интернет- ресурсы

  1. riddle-middle. ru| Pogoyorki i poslov…

  2. pritchi.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here