КГУ «Красносельская СШ»
Костанайская область
Тарановский район
Правовой тренинг
« В мире прав и закона»
Для учащихся 8-9 классов.
( Социально- психологическая служба)
Подготовила: Тоцкая Татьяна Николаевна
Социальный педагог школы
Правовой тренинг: « В мире прав и закона»
Цель: 1. Информирование детей в области прав и применение полученных знаний на
практике.
2. Определить уровень правовых знаний у несовершеннолетних.
Запись на доске: «Нет более вредного животного, чем человек не следующий
законам».
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
« Бойся равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия на земле совершаются убийства и предательства» Б. Ясенский.
План проведения
Соц. педагог. Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:
— С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)
— А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любо заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
Задание № 1. Мозговой штурм. Написать на ватмане, какие прав имеет несовершеннолетний?
Задание №2. Знание Закона «О правах ребенка»
Вопросы | Ответы | |
1. | Ребенок – это лицо не достигшее…. | 18 лет |
2. | С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию | С рождения |
3. | Закон «О правах ребенка» не распространяется на граждан, не имеющих гражданство, либо иностранцев. | Распространяется |
4. | Гражданство ребенок может получить только после 16 лет, после получения удостоверения личности | Нет, с момента рождения |
5. | Все ли дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности | Да |
6. | Имеет ли право ребенок выражать свое мнение | Да |
Задание № 3 . Изучение Кодекса РК об Административной ответственности
Вопросы | Ответы | |
1. | Заведомо ложный вызов спецслужб. Несет ли ответственность несовершеннолетний? | Да. Административная ответственность |
2. | Несет ли ответственность несовершеннолетний за нарушение тишины с (23-6 утра) | Да |
3. | Правда ли, что несовершеннолетними, признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось 16, но не исполнилось 18 лет |
да |
4 | Несет ли ответственность подросток за осквернение памятников архитектуры | да |
5. | Правда ли, что появление в общественных местах в пьяном виде несовершеннолетних, равно распитию им спиртных напитков |
Да |
6 | Вовлечение несовершеннолетние в занятие азартными играм на вещи и иные ценности не влечет ни каких наказаний |
Да |
Задание № 4. Вопросы по Уголовному Кодексу
Вопросы | Ответы | |
1. | Верно ли, что лица совершившие преступление, равны перед законом, независимо от происхождения, расы, пола | Да, верно |
2. | Верно ли, что уголовная ответственность наступает с 12 лет | Нет |
3. | Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 возраста, подлежат ли уголовной ответственности за вымогательство | Да |
4 | Верно ли, что лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста подлежат уголовной ответственности за убийство, разбой, грабеж, кражу, вандализм, неправомерным завладением транспорта |
Да |
5 | Учащиеся школы угнали машину и разбили ее, административное или уголовное наказание понесут ребята
|
Уголовное наказание |
Задание № 5. Зачитать Притчу «Гвоздь воспитания»
«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома. И после каждого поступка сына вбивал гвоздь.
Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места.
Он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда он за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не стало, мальчик заплакал.
— Что же ты плачешь? – спросил отец — ведь на столбе не осталось и гвоздя
-Гвоздей нет. А дырки остались – ответил сын.
ВОПРОС:
1. Что символизирует столб и почему подросток заплакал?
2. О чем повествует эта притча?
( столб- закон, гвозди – нарушение прав и не соблюдение обязанностей, которые не проходят без последствий.) Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как дырки на столбе
Задание №5. Объясни, ситуацию используя Закон «О правах ребенка» (Приложение)
Задание № 6. Конкурс « Определи статью»
Сценки. Определи статью
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны…
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница… Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался… И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали…
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама… А может ты и украла?
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может, мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе…
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта девчонка и не знает, что подъезд проходить насквозь
2-я девочка: теперь в скупку, 2000 тенге дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает… (Мошенничество)
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)
3 мальчика сидят на скамейке.
1-й мальчик: Скучно как-то, пойти некуда…
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку…
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это?
1-й мальчик: А вот смотри? видишь, подросток идет, сейчас у него займем…
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нет.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нет денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном — несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нет денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь — в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает, (уходят, насвистывая) (Вымогательство)
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание)
Определи статью:
-
Подросток, пока никого не было в классе, вытащил из сумки одноклассника деньги
( кража)
-
Подросток позвонил в школу и сообщил, что в здании заложена бомба (заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
-
Подростки наносят на стены подъездов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом (Вандализм)
-
Подростки решили посмотреть, сможет ли проехать машина, положив на дорогу планку с набитыми гвоздями, а сами спрятались за деревья. Водитель не успел вовремя затормозить, и наехав на ее проколол два передних колеса (приведение в не годность транспортных средств)
-
Одноклассник Пети, Вова, узнал, что Петя курит, он сказал ему: «Если ты не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу» Петя испугался и отдал Вове свою приставку ( Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей) .
-
Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение (Кража)
Уголовная ответственность за данные все преступления наступает с 14 лет
Задание №8. Как понимаете высказывание.
« Бойся равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия на земле совершаются убийства и предательства» Б. Ясенский.
Ситуация 1.
Представьте себе летний вечер, муж с женой возвращаются домой с дачи на своих «Жигулях». Неожиданный яркий свет фар выхватил из темноты человека с поднятой рукой, а рядом с ним — другого, лежащего на обочине. «Помогите!», — взволновано обратился к водителю незнакомец. «Товарища моего сбила машина. Шофер удрал, а мой товарищ в тяжелом состоянии. Надо срочно в больницу!»
«Ну и куда ты его отвезешь?- поморщилась жена Ковалева. – Мы же торопимся домой. Завтра рано на работу. Да и новую обивку сидений перепачкаем. Пусть кто- либо отвезет..
Кто – то ведь должен ее вызвать!». Супруги уехали. А через несколько дней Ковалева вызвали в полицию. Где он узнал, что сбитый на шоссе человек умер, так как ему совершенно не была оказана медицинская помощь. «Но не я его сбил,- стал оправдываться Ковалев, — я не сделал ничего противозаконного»
-
Как можно расценить действия Ковалева?
-
Как бы это было расценено, если бы потерпевший остался жив?
Ответ:
1. Статья УК РК гласит: «Преступление является общественно опасным деянием, выражающееся либо в действии, либо в бездействии» Закон строго наказывает за преступное бездействие.
2. Даже если бы пострадавший остался жив, бездействие Ковалева было признано как равнодушие.
Задание № 9.
Продолжить фразу. Используя Закон «О правах ребенка» (Приложение)
Задание № 10. Пословицы к статьям
-
Любишь кататься — люби и саночки возить (ст.23 право на труд)
-
Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи (ст23 право на труд)
-
Волка ноги кормят (ст. 13 право на свободу передвижения, право на труд)
-
Делу время – потехе час (ст. 24 право на отдых, досуг)
-
Грамоте учиться – всегда пригодиться (ст. 26. право на образование)
-
дело мастера боится (ст23 право на труд)
Задание №11
Притча «О бабочке».
К какой мысли приводит притча?
В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.
Завистник и хитрец придумал целый план. Как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потто спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони. Раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся.
Если мудрец скажет, что бабочка мертвая. Я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что нас великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил у мудреца. Какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
К какой мысли приводит притча? (Что каждый человек хозяин своей судьбы»)
Заключение
Твои права действительны только в том случае, если не нарушаются права других людей.
Если сегодня ты нарушил чьи, то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанности приводят к беспорядку. А обязанность без прав – к произволу
СПИСОК
использованной литературы
1. Закон «О правах ребенка РК»
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный Кодекс РК
4. Административный Кодекс РК
5. Журнал «Социальный педагог в школе» №6. 2012г,
Использованные материалы и Интернет- ресурсы
-
riddle-middle. ru| Pogoyorki i poslov…
-
pritchi.ru.