Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов

Кировского района городского округа Самара

Различные формы и методы

профориентационной работы

в 8 классе

Автор: учитель русского языка

и литературы высшей категории

Водякова Елена Васильевна

2010 год

Разные формы и методы профориентационной работы

в 8 «В» классе.

Автор: учитель русского языка

и литературы высшей категории

МОУ средней школы №50

с углубленным изучением

отдельных предметов

Кировского района г.о.Самара

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. «Кем вы работаете?» — это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве, даже дети интересуются: «А кто твои родители?»

Задача классного руководителя – донести до учеников мысль, что выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений, мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

В 8 классе учащиеся уже могут определить свой дальнейший профессиональный путь.

Цель работы в 8 классе заключается в следующем:

1. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, при этом формируя у них положительное отношение к труду.

2. Научить их разбираться в содержании профессиональной деятельности.

3. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами ученика.

4. Научить анализировать свои возможности и способности.

Для того, чтобы принять правильное решение при выборе профессии, ученику необходимо учесть факторы, влияющие на её выбор:

1. Знание ученика о профессиях и их востребованности.

2. Склонность (интересы ученика, мотивы труда).

3. Способности, здоровье (т. е. его возможности, например, музыканту мало желания – нужен еще и слух)

4. Уровень притязаний и самооценка.

5. Мнение родителей, семьи.

6. Мнение сверстников.

7. Позиция учителей, профессионалов (например, психологов)

8. Личный профессиональный план ученика.

Ученик должен себе ответить на вопрос: «Зачем мне это нужно и нужно ли вообще?»

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь ученику достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для этого побуждать учащихся участвовать в разнообразных формах учебной, внеклассной, общественно-полезной работы, активно пробовать свои силы.

Могут применяться следующие формы работы:

Игры, подготовка мини-сообщений, проведение вечеров под названием «Защита профессии», проведение конкурсов, викторин, опросников, помощь в приобретении первого опыта трудоустройства, обучение составлению и оформлению резюме, проведение экскурсий и встреч с представителями той или иной профессии.

Большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях открываются во время проведения игры «Профессия на букву», которая проводится на классном часе.

Общая инструкция игры такова: Называется какая-то буква. Задача учеников – показать, что они знают немало профессий, начинающихся с этой буквы, т. е. показать, насколько они знают мир профессий. Каждый ученик по кругу называет по одной на данную букву.

При этом не обязательно требовать от участников официальных, абсолютно правильных названий. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы учителя. При проведении данной игровой методики желательно называть вначале простые буквы, (и, у) по которым легко назвать профессии, постепенно усложняя задание. Несмотря на кажущуюся простоту данного упражнения, занятия проходят очень интересно.

Многие иностранные слова вошли в нашу жизнь и понятны без перевода, а вот слова, обозначающие профессии, понятны не всем ученикам. О том, откуда появляются новые профессии и что означают незнакомые названия (трейдер, стрингер, риелтер, супервайзер, бренд–менеджеры, букмекеры, имиджмейкер и др.) учащиеся узнают на уроках русского языка и классных часах от одноклассников, которые готовят сообщения и выступают перед товарищами. Школьник, поставленный в положение пропагандиста профессии, изучает её с большим интересом.

В 8 классе ребята готовят также и мини-сообщения о профессиях.

Работа над мини-сообщением помогает учащимся лучше узнать отдельные профессии, выявить свои профессиональные интересы.

Предлагается также практика проведения вечеров «Защита профессии», «Представляем профессию», когда каждый выступающий убедительно доказывает достоинства выбранной им профессии. Проведение конкурсов, викторин: «Кто больше знает о профессии?». Ведь конкурсы относятся к числу активных форм профориентации.

Всю работу ребята проводят самостоятельно, классный руководитель выступает в роли консультанта, помогает составить вопросы к участникам конкурса о профессии, например, к профессии строителя:

Какие строительные специальности тебе известны?

Знаешь ли ты строительные объекты города?

Каким ты представляешь труд строителей через 10 лет?

Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека, чтобы найти любимую, нужно, прежде всего, знать, какие профессии вообще есть на свете.

Таким образом, ученики узнают как можно больше о разных профессиях, поэтому им есть из чего выбирать.

В 8 классе проводится опросник под названием «Карта интересов», разработанный российским психологом Гломштоком. Этот опросник позволяет определить степень предпочтения конкретным учеником тех или иных областей знаний и сфер деятельности, выяснить зону поиска профессионального пути, сузив рамки профессий.

Летняя подработка (или во время каникул) помогает ученикам убедиться в собственных возможностях и вовремя осознать свои слабости.

Здесь задача классного руководителя – посоветовать тем, кто желает приобрести первый опыт трудоустройства.

Трое моих учеников этот опыт приобретают на фирме у своих родителей. Одна девочка нашла подработку по объявлению, она в каникулы работает промоутером. Другая ученица нашла работу по договоренности. Она убирает квартиру раз в неделю у пожилой семьи. Классный руководитель советует ученикам устраиваться через знакомых, при этом рекомендует им составить список людей, которые им могут помочь.

Необходимо обучение ребят составлению и оформлению резюме как первому шагу к поиску интересной работы, ведь это развернутая визитная карточка подростка.

Для того чтобы каждый выпускник класса нашел полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, место и силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, предлагается использование такой формы ознакомления с профессией, как экскурсия, например, на те предприятия, где работают родители детей.

Например, с девочками 8 «В» класса мы побывали в косметическом салоне, который принадлежит маме ученицы. Здесь девочки познакомились с работой косметолога, визажиста, парикмахера. Трое из них решили после девятого класса поступать в колледж с целью приобретения профессии косметолога.

С целью ознакомления с профессией врача класс побывал на работе у мамы ученика, которая работает стоматологом в поликлинике, после чего Куклева Марина решила идти учиться на врача.

С профессией администратора мы познакомились, побывав на работе у мамы ученицы, которая работает в крупной фирме специалистом по подбору персонала.

Родители очень доброжелательно отзываются на нашу просьбу провести у себя на работе для нас экскурсию.

В декабре 2009 года состоялась экскурсия мальчиков в СТГХС (В Самарский техникум городского хозяйства и строительства)

Цель экскурсии:

1. Познакомиться с профессиями рабочего сегодня и завтра.

2. Изменить отношение учеников о непопулярных, по мнению учащихся, профессиях.

Мастера техникума познакомили их с профессиями автомеханика, плиточника, маляра, деревообработчика, мастера по ремонту холодильного оборудования, сварщика. Ребята узнали, что профессию сварщика они могут получить, совмещая учебу в другом учебном заведении. По окончании экскурсии ребятам предлагается каждому для себя ответить:

1. Что важного я для себя узнал?

2. Что пригодится мне в будущем?

3. Какие профессии меня заинтересовали?

На уроке русского языка, начиная с пятого класса, интересным будет написание сочинений на темы: «Профессии наших родителей», «Моя мечта о будущей профессии», «Мир моих интересов» и т. д.

Встречи с представителями профессий – одна из эффективных форм пропаганды профессий.

К личности специалиста, проводящего беседу, предъявляются определенные требования. Он должен быть увлечен своей профессией, знать свое дело, уметь ясно и логично излагать свои мысли, доброжелательно относиться к подросткам, уметь находить с ними контакт. Ученики с большим интересом и вниманием слушают близких им по возрасту собеседников. Поэтому часто перед моими учащимися на классных часах по проф. самоопределению выступают мои выпускники, их–то мы ведь хорошо знаем, которые рассказывают о своей работе. У нас побывал выпускник-юрист выступил с темой «На страже закона», «Чтобы люди были здоровыми» — врач-терапевт, выпускник- парикмахер,

Такие встречи вызывают у ребят огромный интерес, им сообщается заранее, человек какой профессии должен к нам прийти, и они готовят вопросы для интервью с ним, например, такие:

Кто или что повлиял на ваш проф. выбор?

Какой тип человека может заниматься этой работой?

Что представляет ваш рабочий день?

Какие трудности, напряженные ситуации встречаются в вашей работе?

Какие преимущества и недостатки имеет ваша профессия?

Вы уверены в том, что сделали правильный выбор?

Какими эмоционально-волевыми и деловыми качествами должен обладать представитель вашей профессии?

Какой профессиональный путь вы прошли?

Предлагается проведение индивидуальной работы с родителями учеников, чтобы соотнести способности ребят с учетом их состояния здоровья. Неделю назад я с двумя родителями, дети которых по причине болезни обучаются на дому, побывала в Самарском строительном техникуме, где, благодаря завучу Раисе Владимировне и мастерам, родители смогли выбрать профессию своим детям с учетом их состояния здоровья, наклонностям и желанию.

Важную роль в профвоспитании в моем классе (а мой класс эстетической направленности) играют посещение ребятами художественно-эстетических предметов Дополнительного образования. Практически заняты 100% учеников класса. Они занимаются в театральной студии «Зеленая карета», посещают занятия «Бисероплетение», «Вязание», замечательно танцуют и выступают в городе благодаря занятиям в хореографическом кружке, посвящают себя урокам информатики, технологии, серьезно занимаются спортом.

Опыт показывает, что благодаря этим занятиям, разнообразным формам по профориентационной работе некоторые ребята уже в 8 классе определяются с выбором профессии, а к концу девятого класса самоопределятся практически все.

Список используемой литературы:

  1. Владимирова О.В. Методические основы организации профильного обучения. Журнал №12 от 16.03.2006г.

  2. Справочник классного руководителя №11, 2008.

  3. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. — Санкт-Петербург: издательство «Каро». 2005.

  4. Бобровская Л.Н., Протихина О.Ю. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». 8-9кл. Издательство «Глобус». 2007.

  5. Моя фирма. 8-9кл. Предпрофильная подготовка учащихся. Издательство «Вита-Пресс». 2009 год.

  6. Жабрина М.Ж. «Результаты образовательной презентации и новые подходы». Творческая педагогика №4, 2003.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here