Родительское собрание в 1 классе.
Составила учитель: Лузан Татьяна Васильевна
Режим дня в жизни школьника
Хорошими людьми становится больше от
Упражнений, чем от природы.
Демокрит
Задачи собрания:
-
Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
-
Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Подготовительная работа к собранию:
-
Анкетирование учащихся класса.
— В котором часу ты встаешь утром?
— Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
— Ты встаешь охотно или с трудом?
— Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
— Делаешь ли ты зарядку по утрам?
— Ты делаешь её один или вместе с родителями?
— Как долго ты делаешь уроки?
— Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
— Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
— В котором часу ты идешь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса.
Анкета для родителей.
— Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
— Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
— Он встает охотно или с трудом?
— Как вы на это реагируете?
— Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
— Делает ли ваш ребенок зарядку?
— Являетесь ли вы для него в этом примером?
— Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
— Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
— Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
— Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
— Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
-
Примерный вариант режима дня первоклассника
Время
Подъем
7.00
Зарядка, умывание, уборка постели
7.00-7.15.
Завтрак
7.15-7.30
Дорога в школу
7.30-7.50
Занятия в школе
8.00 – 14.30
Прогулка на свежем воздухе
14.30 – 15.00
Обед, отдых, помощь по дому
15.00 – 16.00
Приготовление уроков
16.00 – 17.00
Свободное время
17.00 – 19.00
Ужин
19.00 – 19.30
Свободное время
19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30 – 21.00
3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
-
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
-
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
-
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
-
Включать веселую и ритмичную музыку.
-
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
-
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
-
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
-
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
-
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
-
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.
-
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
-
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
-
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
-
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» — попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
-
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
-
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
-
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
-
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
-
Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
-
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
-
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
-
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
-
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
-
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
-
«Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
-
Мини – сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки»
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
— Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
— Особенности рационально организованного режима дня.
— Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Ход собрания
На плакате – статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика актуальности темы.
-
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
-
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
-
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
-
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
-
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
-
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
-
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
-
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
-
Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, сто ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители кране скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
— снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
— повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.
— рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
— изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?
-
Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
-
Анализ сочинений учащихся «Как я делаю уроки»
-
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группа в течении 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
-
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
-
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
-
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
-
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
-
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
-
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
-
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
-
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
-
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
-
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
-
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
-
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
-
Ругать ребенка перед сном;
-
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
-
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
-
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
-
Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
-
Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.
-
Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.