Система оценивания результатов учебной деятельности в 1-2 классах.
«…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать…
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии)».
ФГОС
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Оценивание может осуществляться по-разному:
1. в виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах;
2. в виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция;
– «Портфолио».
Первый этап начинается в сентябре, когда идет адаптационный период, вводится оценочная «волшебная линеечка», которую мы чаще называем «оценочная», или «шкала достижений». Изначально учитель задает два направления оценивания: правильность и аккуратность. Школьники записывают на доске две шкалы: «правильность» и «аккуратность», на каждой из них помечают крестиком уровень работы. Далее выращивается оценка не только выполненной на доске работы, но и взаимооценка работ в тетради. Оценивание чужой работы помогает постепенно уточнять значения критериев оценки, кроме того ребенку (да и не только!) увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у себя, любимого.
Постепенно появляются шкалы, название которых отражает другие умения: старание, красота, правильная осанка при письме и т. д. Их появление может быть связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией. Например, учитель постоянно напоминает детям о правильной осанке во время выполнения письменных работ, но потом предлагает придумать «напоминалку», которая помогала бы первоклассникам следить за своей осанкой самим. Дети предложили перед выполнением письменной работы нарисовать шкалу, а над ней стульчик или подписать «ос» — что означает «осанка». Главное, чтобы все понимали, что означает та или иная подпись.
После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям. Ученик начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, учится считаться с разными точками зрения.
Например, уже в 1 классе ребята вместе с учителем выбирают те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков и др. На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает по их мнению на сколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем учитель на этой же шкале ставит свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.
Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью, показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.
Уже в 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.
Кроме цветовых сигналов, на уроках используются сигналы в виде смайликов (, , ).
Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.
Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках.
Помимо разнообразных значков, оценивающих качество работы детей, в детских тетрадях должно найти отражение эмоциональное отношение к работе. Поэтому не надо скупиться не только на устную похвалу, но и на записи типа «Молодец!», «Ты очень хорошо постарался, умничка!», «Сегодня у тебя получилось еще лучше, чем вчера!», «Ты всех порадовал своей работой!» и т. п.
Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку – все те невербальные виды помощи, которыми каждый из нас владеет, но иногда скупится дарить их детям.
В диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока дети предполагают, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
-
Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
-
Насколько он увлек вас?
-
Какие задания вам понравились, а какие – нет?
-
Что вы хотите посоветовать учителю?
-
К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
-
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
-
Какие возникли проблемы?
– При оценке работы ребенка особое значение придается:
-
упорству, старанию, труду;
-
достигнутому успеху;
-
личной позиции ученика;
-
мотиву, побуждению, стремлению;
-
возможностям ребенка достичь большего результата.
– Поощрение в ребенке:
-
смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
-
готовности защищать свою точку зрения;
-
творческого подхода;
-
пытливости, любознательности;
-
самоконтроля, способности оценить свою работу;
-
стремления находить и исправлять свои ошибки.
Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
Мы используем устные высказывания учителя и ребят, и, что особенно важно, детские знаки, выражающие их отношение к выполненному заданию. Этим знакам мы придаем дополнительный смысл кроме сведения к минимуму пассивного пребывания ребенка на уроке. Например, это аплодисменты или отрицательный кивок головой; хлопанье ладонью по своей груди и т.д.
Взаимооценка работы происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Взаимооценка работы происходит в группах, в которой есть свои преимущества:
-
Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то, скорее всего, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
-
Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и настраивает на здоровое соревнование.
-
Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
-
Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.
-
Развитие позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.
-
Формируются навыки сотрудничества.
-
Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе «умение сотрудничать» появляется «–». Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.
-
Формируется наблюдательность.
-
Развивается чувство ответственности.
-
Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса.
Качественную оценку достижений ученика можно увидеть в индивидуальном «Портфолио», которое ведется у нас с 1 класса. В нем стартовые, проверочные, самостоятельные и итоговые работы, зачеты, листы индивидуальных достижений, графики скорости чтения и безошибочности устного счета и т.д.
Исходя из принципов начальной школы, мы формулируем следующие правила работы в системе оценивания:
-
обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;
-
постепенный, специально выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;
-
осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания детьми предыдущего этапа оценивания;
-
обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;
-
оценивание только работы ученика, а не самого ребенка;
-
обсуждение успехов (неуспехов) ребенка только во время индивидуальной беседы с родителями, а не на родительском собрании.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.