Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»
Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры
Тематическое и поурочное планирование
изучения учебного материала в 5 классе по
шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева
(34 часа, 1 час в неделю)
подготовил
учитель шахмат
высшей категории
Змановский Леонид Владимирович
с.Болчары
2012
Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 5 классе по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева (34 часа, 1 час в неделю)
ПРОГРАММА
(Четвертый год обучения)
Пояснительная записка
Программа «Шахматы, четвертый год» предназначена для 5 класса общеобразовательной школы.
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат.
Задачи:
— Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий;
— Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций;
— Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.
Таблица – Учебно-тематический план
Название темы | Кол-во часов | Дата | |
1. | Повторение пройденного материала | 2 |
|
| 1.1. Введение. Повторение правил игры. | 1 |
|
| 1.2. Игровое занятие: «Шведки», «Шахматы». | 1 |
|
2. | Реализация большого материального перевеса | 9 |
|
| 2.1. Мат тяжелыми фигурами | 1 |
|
| 2.2. Мат ладьей. | 1 |
|
| 2.3. Мат ферзем. | 1 |
|
| 2.4. Мат двумя слонами. | 1 |
|
| 2.5. Мат слоном и конем (король уже оттеснен к краю доски). | 1 |
|
| 2.6. Мат слоном и конем (король находится в центре доски). | 1 |
|
| 2.7. Мат двумя конями. | 1 |
|
| 2.8. Другие случаи большого материального перевеса. | 1 |
|
| 2.9. Как решать шахматные задачи. | 1 |
|
3. | Три стадии шахматной партии | 7 |
|
| 3.1. Как начинать партию. | 1 |
|
| 3.2. Быстрейшая мобилизация сил. | 1 |
|
| 3.3. Борьба за центр. | 1 |
|
| 3.4. Гармоничное пешечное расположение. | 1 |
|
| 3.5. Что делать после дебюта. | 1 |
|
| 3.6. Об эндшпиле. | 1 |
|
| 3.7. Как играть в эндшпиле. | 1 |
|
4. | Законы пешечных окончаний | 5 |
|
| 4.1. Правило квадрата. | 1 |
|
| 4.2. Еще о правиле квадрата. | 1 |
|
| 4.3. Пешке помогает король. | 1 |
|
| 4.4. Оппозиция. | 1 |
|
| 4.5. Ключевые поля. | 1 |
|
5. | Основы шахматной тактики | 9 |
|
| 5.1. Тактические приемы. | 1 |
|
| 5.2. Комбинация и ее составные части. | 1 |
|
| 5.3. Двойной удар. | 1 |
|
| 5.4. Коневые и пешечные вилки. | 1 |
|
| 5.5. Связка. | 1 |
|
| 5.6. Как бороться со связками. | 1 |
|
| 5.7. Открытое нападение. | 1 |
|
| 5.8. Открытый шах. | 1 |
|
| 5.9. «Мельница». | 1 |
|
6. | Повторение и заключение | 2 |
|
| 6.1. Повторение программного материала. | 1 |
|
| 6.2. Заключение. Подведение итогов. | 1 |
|
| ИТОГО: | 34 часа |
|
К концу учебного года дети должны знать:
— принципы игры в дебюте;
— основные тактические приемы;
— что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить тактические удары и проводить комбинации;
— точно разыгрывать простейшие окончания;
— ставить мат тяжелыми фигурами, ферзем, ладьей, двумя слонами;
— проводить пешку на поле превращения.
Список использованной литературы
1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
4. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://chess555.narod.ru.
2. http://readr.ru.