Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области.
Методическая разработка на тему:
Воспитание нравственной, духовно богатой личности младшего школьного возраста в процессе слушания и анализа музыки.
подготовила учитель музыки
первой категории,
Котелева Ирина Анатольевна
г. Луза
2012
В настоящее время существенно изменилась культурная жизнь подрастающего поколения. Наблюдается резкое падение духовной и музыкальной культуры человека. Все в большей мере возрастает давление поверхностной массовой музыкальной культуры, активно навязываемой средствами коммуникации. Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, радио, телевидение, кино. Он слушает музыку, доступную и не доступную его пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому помочь разобраться в потоке музыкальной информации, поднять уровень музыкальной культуры, воспитать человека нравственного может только школа и учитель. Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели не возможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство. Главной задачей музыкального воспитания в школе является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.
Умение слушать музыку и размышлять о ней, надо воспитывать в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Как правило, человек, не любящий и не понимающий музыки, это человек эмоционально не развитый: он не способен глубоко чувствовать, понять переживания другого. Вот почему весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки в школе должны быть целенаправленными. Достижение основной задачи возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что в свою очередь, невозможно без систематического музыкально — слухового развития ребенка. Работа над данной темой актуальна и перспективна, и именно она сможет помочь решению противоречий, которые возникли в образовательном процессе и в обществе.
В своих музыкально — педагогических трудах отмечали особую значимость воспитанию нравственной, духовной культуры школьников в процессе слушания и анализа музыки О.А Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе», Л.В.Школяр, М.С.Красильников, Е.Д.Критская «Теория и методика музыкального образования детей», Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева «Воспитание музыкой»
«Умение слышать и слушать музыку — не прирожденное
качество. Оно должно быть воспитано, развито в учении
и здесь огромная роль педагога». В.Н.Шацкая
Слушание и анализ музыки является одним из важных разделов на уроке. Слушание музыки тесно связано с восприятием. Основными свойствами музыкального восприятия в процессе слушания являются эмоциональность. Слушая музыку, человек может «заражаться» ее настроением, радоваться и грустить. Музыка способна побуждать в людях высокие мысли и чувства, стремление к самосовершенствованию. Целостность осуществляется на основе элементов музыкальной речи: мелодия, ритм, тембр. Осмысленность тесно связана с мышлением, услышать – это уже понять. Ассоциативность. Музыка может вызвать разнообразные эмоции: образные, зрительные, смысловые, двигательные. Обилие ассоциаций является признаком богатой творческой фантазии и общей художественной одаренности человек. Избирательность — основа формирования музыкально-художественного вкуса.
Этапы развития музыкального восприятия младших школьников.
1-2 классы — восприятие ярко эмоциональное и в значительной степени обобщенное: дети воспринимают общий характер, настроение; восприятие конкретно — образное; слабая ориентировка в средствах музыкальной выразительности. На этом этапе детям доступны средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, тембр.
3-4 классы — эмоциональность восприятия постепенно дополняется стремлением понять, о чем музыка, в чем ее смысл. Большое значение приобретает слово: название пьесы, пояснение учителя.
Воспитание сознательного отношения к произведению требует его анализа, вычленение его отдельных сторон, осознание средств музыкальной выразительности, различение отдельных элементов, т.е развитие музыкального слуха. Анализ средств выразительности имеет целью глубже вскрыть образ, помочь осознать его характерные черты для того, чтобы этот образ был воспринят более полно, разносторонне и глубоко, именно как целостный образ.
Через музыку человек познает и оценивает действительность, многообразный, накопленный многими поколениями нравственный опыт человечества. Эмоциональное переживание музыки делает любой нравственный вывод более концентрированным и глубоким. А если добавить, что музыка может заставить человека пережить то, чего он даже никогда не испытывал в жизни, становится ясным, что музыка — могучее средство воспитания человека. Чтобы музыка могла воспитательную роль, надо уже с раннего возраста научить человека возможно глубже воспринимать и переживать ее жизненное содержание.
Поэтому возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно — эстетическом воспитании.
«Услышать музыку — значит почувствовать и пережить то открытие, которое каждый ребенок вдруг сделал для себя и которое заставит его «исследовать» собственные чувства, подтолкнет к размышлениям об окружающей жизни» А.Пиличяускас.
В разделе слушание и анализ музыки я выделила следующие цели и задачи.
Воспитание музыкой, формирование гармонично развитой личности, накопление опыта эмоционально — нравственного отношения к жизни.
-
Воспитание культуры слушания и устойчивого интереса к музыке как к искусству.
-
Развитие эмоционального восприятия музыки различных форм и жанров, умения размышлять о музыке.
-
Расширение представлений о формах музыки, средствах музыкальной выразительности, пониманию характерных черт и особенностей народной, классической и современной музыки.
Для реализации поставленных целей и задач опираюсь на следующие принципы. Принцип увлеченности в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства. Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления учащихся, связанное с представлением о том, кто ее сочинил, кто и как ее исполнил. Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Интонационность выступает как ведущий принцип регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников.
Условно я выделила следующие этапы в организации процесса слушания и анализа музыки.
-
этап подготовительный. Подготовку к восприятию музыкального произведения начинаю со вступительного слова. Словесные комментарии направлены, чтобы заинтересовать детей произведением. Перед тем как прозвучит музыка, рассказать интересные сведения о композиторе, об обстоятельствах создания произведения, показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора.
-
этап слушание музыки. На данном этапе дети слушают музыку. Наблюдают за ее развитием, выполняя при этом правила слушания музыки, которые они должны запомнить с самых первых уроков
-
этап беседа о прослушанном произведении. В беседе с детьми ставлю следующие вопросы:
-понравилось ли тебе музыкальное произведение и его исполнение?
-кто исполняет его?
-какая по настроению музыка?
-какие типы музыки вы услышали?
— что тебе помогло определить характер музыки?
-как ты думаешь, где можно встретиться с этим произведением в жизни?
4- этап анализ музыкального произведения. В процессе анализа выясняю особенности музыкального произведения:
-какими средствами музыкальной выразительности был создан тот или иной музыкальный образ?
— как двигалась мелодия?
— каким был темп?
-как развивалась динамика?
— какие тембры музыкальных инструментов вы услышали?
5- этап повторное слушание произведения. Процесс углубления в содержание произведения, выделение наиболее ярких и интересных особенностей.
В процессе слушания, использую такие методы музыкального обучения, которые помогают в решении поставленных задач.
Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу формирует целостное представление о музыке.
Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке.
Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музык
(в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации)
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения выступает как способ постижения сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащегося.
Метод интонационно — стилевого постижения музыки вводит ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы.
Для активизации процесса слушания выделяю ряд приемов:
-вокализация доступных мелодий (осмысление через пение детьми музыкальных тем из произведений)
-ритмопластика (Осознание жанровых особенностей музыки через движения)
—сравнение (задания на сравнение: рассказать о содержании пьес и сравнить разные композиторские интерпретации)
—прием цветовое моделирование (состоит в поиске учащимися цветовой палитры, которая соответствует интонационно — образному содержанию)
— прием «живое исполнение музыки». Исполнение музыки учителем на инструмент. Возникает особая духовная атмосфера взаимодействия и взаимообогащения, незаменимое соприкосновение чистой души ребенка, которое сравнимо с пламенем свечи, мерцающему свету которой можно внимать бесконечно, ощущая многообразную гамму чувств.
Очень активизируют внимание младших школьников различные задания и упражнения направленные на прочувствованное и осознанное восприятие музыки.
«Послушай и расскажи»- направлено на выявление непосредственного эмоционального отклика на незнакомую музыку.
«Слушай и изображай»— использую при знакомстве с новой музыкой, так и для углубленного восприятия
«Закрой глаза и слушай»— направлено на овладение произвольной формой внимания и памяти.
«Слушай и двигайся» — направлено на развитие эмоционального переживания. Движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ.
«Слушай и пой»- основано на естественной потребности человека подпевать звучащей музыке.
А также 3 блока творческих заданий:
1 блок заданий «Интеллектуальная зарядка» направлен на развитие умений интегрировать, классифицировать и обобщать информацию, логически мыслить и выделять главное.
2 блок заданий «Аудиальный контакт» развивает внимание и память учащихся, умение прислушиваться к себе, умение «слушать и слышать» музыку.
3 блок заданий — «Эмоциональный калейдоскоп»
Развивает у детей эмоциональную и чувственную сферу. Выявляет связь с различными видами искусств и сравнивает жизненные эмоции с художественными.
Огромную роль в воспитании нравственной и духовно богатой личности младшего школьника имеют средства обучения. Музыкальный материал, на котором строится процесс слушания, разнообразен. Восприятие произведений композиторов — классиков — ведущий принцип музыкального воспитания ребенка и движущая сила его личностного развития.
Дети младшего школьного возраста имеют удивительное интуитивное «чувство музыки», и очевидно, врожденную предрасположенность к классической музыке. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие творческих способностей ребенка, на развитие его интеллекта и нравственных качеств.
Классическая музыка как эталон Красоты, Добра и Истины незаменимо для воспитания школьников. Поэтому нужно учитывать критерии при отборе музыкального материала.
-воспитательная значимость.
-художественная ценность.
-педагогическая целесообразность.
В основе содержания включаю произведения композиторов — классиков (золотой фонд), народного творчества, религиозной традиции –
духовная музыка, сочинения современных композиторов.
Целенаправленная работа и накопленный мною опыт по данной теме позволяет делать следующие выводы о результатах практической деятельности. Учащиеся обладают целостными и дифференцированными представлениями о неразрывной связи искусства с окружающим миром и деятельностью человека, имеют достаточно высокий уровень ассоциативного проникновения в музыкальное искусство, умеют образно мыслить и воображать, владеют образным языком музыкального искусства, у детей развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать,
сочинять, моделировать. В результате у детей сформировался хороший музыкальный вкус, устойчиво проявляется интерес к музыке, увлеченность ею. Значительно повысился уровень музыкального развития школьников. Увеличился показатель эмоциональности, улучшилась музыкальная память, более осознанными стали волевые качества характера учащихся: умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность.
Достаточно высоким стал уровень и исполнительской культуры, они умеют творчески, ярко и эмоционально передавать в пении. Игре на музыкальных инструментах содержание и характер исполняемых произведений.
Список использованной литературы
1.Апраксина О.А «Методика музыкального воспитания в школе», Вып.2,3.,М.Просвещение,1983г.
2.Алиев Ю.Б. «Настольная книга учителя музыки», М.Просвещение,2000г.
3.Вендрова Т.В., Пигарева Т.В. «Воспитание музыкой», М.Просвещение,1991г.
4.Горюнова Л.В. «Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе», М.Просвещение,1991г.
5.Дмитриева Л.Г.Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе»,
М.Просвещение,1989г.
6.Кабалевский Д.Б. «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ», М.Просвещение,1987г.
7.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1-4»,методическое пособие, М.Просвещение, 2004г.
8. Пиличяускас А.А. «Познание музыки, как воспитательская проблема», Пособие для учителя, М.Просвещение,1992г.
9.Рева В.П. «Интонационное погружение на уроке музыки», статья из журнала «Музыка в школе»,№3-2005г.
10.Ригина Г.С. «Музыка в начальной школе», М.Просвещение, 1980г.
11. Челышева Т.В. «Спутник учителя музыки», М.Просвещение,1993г.
12.Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования детей», М.Наука,1999г.