Исаева Любовь Николаевна
учитель начальных классов
МОУ лицей №67
г. Тольятти
Школа просвещения родителей
Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя
с родителями учащихся.
«Никакое дело нельзя хорошо сделать,
если неизвестно, чего хотят достигнуть».
А.С. Макаренко
Важное значение в формировании коллектива учащихся имеет объединение родителей и становление родительского сообщества как коллектива. И здесь основной и эффективной формой совместной работы выступает родительское собрание.
Родительское собрание – это не только возможность встретиться с родителями, это в первую очередь работа с коллективом родителей, который обладает воспитательным потенциалом. Будет ли этот потенциал активизирован, станет ли он реальным ресурсом воспитания, зависит от деятельности педагога.
Классные родительские собрания, как правило, проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Виды классного родительского собрания:
-
Организационные (текущие) собрания. Основная задача – сформировать работоспособный родительский актив, мобилизовать родителей на непосредственное включение в воспитательный процесс. Это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
-
Тематические собрания. Они направлены на разрешение знаний родителей в области воспитания детей. Как правило, они посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
-
Итоговые собрания. Основная задача — подведение итогов учебного процесса за определенный период времени. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
-
Комбинированные собрания.
Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют: тщательную их подготовку, включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания, расширение тематики собраний, использование разнообразных форм проведения родительских собраний.
Этапы подготовки родительского собрания:
-
Выбор темы и определение целей родительского собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности детского коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. (См. приложение № 1)
-
Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель знакомится с публикациями, а затем представляет самое интересное родителям на книжной выставке.
-
Проведение микроисследования среди детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
-
Определение вида и формы родительского собрания, способов и приемов совместной деятельности участников. Сами собрания могут проходить в форме дискуссий, диспутов, «мозговых штурмов», «круглых столов», ролевых и организационно-деятельностных игр, практикумов, конкурсов, мастер-классов, праздников, психолого-педагогических тренингов по различным вопросам воспитания и обучения школьников и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
-
Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
-
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток, методических материалов. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в «классической» форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
-
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.
Основные требования к организации родительского собрания:
-
Своевременно информировать родителей о родительском собрании.
-
Тактичное информирование родителей о позитивных и негативных изменениях в обучении их детей.
-
Информирование о жизни класса как единого коллектива.
-
Определение задач дальнейшей совместной деятельности с родителями, мобилизация их к сотрудничеству.
-
Создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
-
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
-
С помощью речи, интонации, жестов и других средств дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним.
-
Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедить их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
-
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.
-
Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку учителя.
Главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы. Положительный итог каждого собрания – это благоприятная основа будущего собрания.
Приложение № 1
Примерные темы родительских собраний для начальных классов.
Опыт работы школы-лаборатории № 18 г. Пскова.
Разработка Чернушевич Н.В., заслуженного учителя РФ.
Тематическое календарное планирование родительских собраний
Тема собрания, вопросы для обсуждения | Кто проводит | |
Подготовительный период | ||
Январь |
| Администрация школы, психолог, логопед |
Июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. | Учитель |
Первый класс | ||
Сентябрь | 1. Итоги адаптационного периода 2. О задачах на учебный год 3. Выборы родительского комитета класса | Учитель, психолог |
Октябрь | 1. Младший школьник: особенности развития. 2. Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. | Учитель, психолог |
Ноябрь | Развитие личности младшего школьника (организационно-деятельностная игра) | Родительский комитет, учитель, научный консультант |
Январь | Итоги первого полугодия | Родительский комитет, учитель |
Март | Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра) | Родительский комитет, учитель |
Май | 1. Об итогах учебного года 2. Организация летнего отдыха детей | Родительский комитет, учитель |
Второй класс | ||
Сентябрь | 1. О задачах на новый учебный год 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса. Нормы оценки результатов обучения и развития учащихся. | Учитель |
Ноябрь | Как воспитать у ребенка любовь к чтению. | Родительский комитет, учитель, библиотекарь школы. |
Декабрь | Школьные трудности благополучных детей (практикум) | Учитель, психолог |
Январь | 1. Итоги первого полугодия. 2. О детской дружбе (совместно с учащимися) | Родительский комитет, учитель, психолог |
Март | Я люблю своего ребенка (собрание – мастерская) | Учитель, консультант |
Апрель | Воспитание сознательной дисциплины | Родительский комитет, учитель, психолог |
Май | Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми) | Родительский комитет, учитель |
Третий класс | ||
Сентябрь | 1. Задачи на новый учебный год 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в III классе. | Учитель |
Октябрь | Речь младших школьников и пути ее развития | Учитель, логопед |
Ноябрь | Если ваш ребенок не хочет учиться. | Родительский комитет, учитель, психолог. |
Январь | Семейные традиции (организационно-деятельностная игра) | Родительский комитет, учитель |
Март | О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. | Родительский комитет, учитель |
Апрель | Дети и телевидение (мастерская общения) | Учитель, психолог |
Май | Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с детьми) | Родительский комитет, учитель |
Четвертый класс | ||
Сентябрь | 1. Задачи на новый учебный год 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассникам. | Учитель |
Октябрь | Эмоциональное благополучие детей в семье | Родительский комитет, учитель, социальный педагог, психолог |
Январь | 1. Итоги первого полугодия. 2. Спор и ссора (мастерская) | Родительский комитет, учитель |
Март | Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании | Учитель, медицинский работник, психолог. |
Апрель | Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения. | Родительский комитет, учитель начальных классов, будущий классный руководитель V класса. |
Май | Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми) | Родительский комитет, учитель |
Литература:
1. БАБЕНКО Р. «Ах, эти нелегкие родительские собрания…» : Технология проведения родительских собраний // Воспитательная работа в школе. — 2006. — июнь (N 3). — С. 129-135.
2. БУКАТОВ В. Родительское собрание: как избежать взаимных претензий : [рекомендации по проведению родительского собрания в школе] // Воспитательная работа в школе. — 2010. — апр. (N 2). — С. 115-118.
3. ВЕРШИНИН В. Педагогический всеобуч родителей : [в общеобразовательных учреждениях] // Народное образование. — 2005. — сент. (N 8). — С. 186-192.
4. ИГНАТЕНКО М. На пути к диалогу : [Система взаимодействий «ребенок-родитель-учитель»: технология проведения мониторинга воспитанности учащихся, образцы анкет для учащихся, примеры технологии проведения родительских собраний] // Воспитание школьников.- 2005.- янв. (N 1).- С.27-31.
5. ЛЕПНЕВА О. Как провести первое родительское собрание? : [в школе] / Лепнева О., Тимошко Е. // Воспитательная работа в школе. — 2009. — июнь (N 3). — С. 80-82.
6. ЛУЧИНА Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний // Воспитание школьников.- 2002.- окт.(N 9).- С.15-18.
7. ЛЫКОВА Т. «Путешествие длиною в год». Итоговое родительское собрание в начальной школе // Воспитательная работа в школе. — 2009. — июнь (N 3). — С. 103-108.
8. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. (Метод. биб-ка).
9. СТЕПАНОВ Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания : [в школе] // Воспитание школьников. — 2009. — февр. (N 2). — С. 12-20.
10. СЫТЕНКОВА Т.Н. Об опыте проведения родительских собраний в школе // Воспитание школьников. — 2010. — авг. (N 7). — С. 31-34.
11. ТИМОНИНА Л.И. Родительское собрание : [в школе (рекомендации по подготовке и проведению)] // Народное образование. — 2010. — февр. (N 2). — С. 237-240.
12. ЧУМАКОВ В. Родительское собрание «Вы точно знаете, где ваши дети?» : [методические рекомендации по проведению родительского собрания] // Воспитательная работа в школе. — 2008. — февр. (N 1). — С. 51-62.