ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ИРО)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИРО г. СЕРОВ
КОНСТРУКТ
модуль «Основы православной культуры»,
тема урочного занятия «Пасха»
для 4-го класса
Автор:Салимова Э.И. (учитель начальных классов)
МБОУ МО СОШ №6
г.Нягань, ХМАО-Югры.
2012
Предметная область:
Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»
Тема: «Пасха»
Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний
Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Планируемые результаты:
Метапредметные | Предметные | |||
| регулятивные | познавательные | коммуникативные |
|
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; | Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; | Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах. | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока | имеют представление о понятии Пасха |
Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):
Образовательные технологии
-
ТПО- технология проблемного обучения
-
ТРО – технология развивающего обучения
-
ИКТ-информационно- коммуникационные технологии
-
ПСОТР- педагогика сотрудничества
-
ТРКМ – технология развития критического мышления
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,
Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.
Средства обучения:
Оборудование учащихся | |
Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки. | Учебники, тетради |
Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:
Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.
Время (в мин.) | Цели этапа | Пед инструментарий | Содержание | УУД | Оценка (педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.) | ||
Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ся | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
| 2мин. | 1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. 1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах. | Беседа | Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди.
Учитель задает вопрос : «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?»
| Дети выполняют просьбу учителя,
Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.
| К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Р.:понимать цель выполняемых действий
| Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими. | 5-7 мин. | Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности | используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её) | Проверяет домашнее задание,
Подводит итог игры | Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы.
| 1.3. П.: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест». Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
| Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам |
3. Выявление места и причины затруднения. | 5мин | Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | проблемную ситуацию | Обращает внимание учащихся к теме урока — «Пасха», — Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали. Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа?
| Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем. Дети обозначают тему урока. | Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
К.:внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | 2мин. | Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. |
| Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. Корректирует вопросы, предложенные учениками. Сообщает план действий : 1. Знакомство с новыми понятиями и беседа по их содержанию. 2. Изучение текста учебника. 3. Составление ответов на главные вопросы урока. | Формулируют задачи урока: 1. Узнать, что такое «Пасха Христова?» (Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?») 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?
| П.: поиски способов решения проблемы Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
|
5.Реализация построенного проекта. | 10мин. | Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Презентация | 1. Объясняет новый материал. 2.Организует беседу по содержанию нового материала: Что нового о «Пасхе» вы узнали для себя? 3. Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. | 1. Внимательно слушают учителя. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Под руководством учителя читают текст учебника(стр.). .
| П.: умение выделять существенную информацию из различных источников. Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы. К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 5мин | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Кластер | 1. По вопросам, связанным с понятием «Пасха»:Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?»
а) предлагает составить кластер «Пасха»; б) дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника.
2. По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.
| 1. Под руководством учителя составляют кластер «Пасха». Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»? Дают характеристику праздника в соответствии с полученной информацией
2. Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией
| П.: понимать информацию, представленную в виде схем. Р.: определение правил составления кластера К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 6мин | Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Кроссворд Тест | 1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест , разделив детей на группы(приложение).
|
| П..:группировать предметы по существенным признакам. Р.: оценивать правильность выполнения задания, К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание |
Самопроверка |
8. Рефлексия учебной деятельности. | 5мин. | Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
Синквейн | 1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания! | 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице) 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. 4. составление синквейна по теме урока. | П. Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
|