Задано : составить план текста Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Как составить план 1. Прочитай произведение. 2. Определи идею, то есть главную мысль. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. вырази идею в одном предложении. 5. раздели произведение на части. 6. озаглавь каждую часть. 7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода. Виды плана • Вопросный • Назывной • Тезисный • План – опорная схема • Комбинированный |
| | |
Как правильно составить каждый из них ? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море». Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). |
| | |
Вопросный план План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ). Например: — Кого поймали в море ? — О чем плакала пойманная черепаха ? — Почему черепаха плакала на самом деле ? |
| | |
Тезисный план План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например : — В море поймали черепаху. — Пойманная черепаха все время плачет. — Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма. |
| | |
Назывной план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Например : — Пойманная черепаха. — Черепашьи слезы. — Настоящая причина слёз черепахи. |
| | |
План – опорная схема Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться. Например : -Черепаха — Слёзы. — Соль из воды. |
| | |
Комбинированный Такой план может сочетать в себе разные виды планов. Например : — Кого поймали в море ? -Пойманная черепаха все время плачет. — Настоящая причина слёз черепахи. |