Курильская Оксана Владимировна

Учитель-логопед

МКС (К) ОУ «Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №13», г. Юрга, Кемеровской обл.

Логопедическая тема: дифференциация парных согласных (С-З) на письме.

Грамматическая тема: согласование в роде, числе.

Лексическая тема: Новый год.

Цели:

  1. развивать фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук «З – С», анализ и синтез;

  2. упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным в роде и числе;

  3. развивать зрительную  и слуховую память, внимание, логическое мышление.

  4. Уточнение и обогащение словаря

Оборудование: презентация к уроку, раздаточные карточки — снежинки с заданиями, карточки  с деформированным текстом (на рождественских носочках), цветные карандаши, ручки.

Ход занятия.

1.Орг. момент

— Прозвенел звонок?

-Да

-Начался урок?

— Вы внимательные?

-Да

-Любознательные?

-Да

-Вы меня хорошо видите?

-Да

-А слышите?

— Первый сядет тот, кто свою фамилию по слогам назовет.

2 Введение в тему

— Какое сейчас время года?

-Зима

-Зимой много чего?

-Снега

— Снег состоит из чего?

— Из снежинок

Повторите, какие ответы вы сейчас мне давали.

-Зима, Снег, Снежинка

3.Актуализация имеющихся знаний у детей

Какие звуки вы слышите в начале этих слов

С-З что вы о них знаете

Звук С — согласный глухой, парный,

Звук З — согласный звонкий, парный,

Почему эти звуки парные?

(У них одинаковая артикуляция, губы в улыбке, язык за нижними зубами)

Послушайте стихотворение и определите на слух сколько раз в стихотворении встретились звуки С и З в этом вам помогут зеленые и синие кружочки.

Снегом белоснежным

Занесло дома

Наступила снежная зимушка зима

Снега так много в этом году, что даже у вас на столах лежат снежинки (Приложение№1)

Переверните их

Выделите и назовите буквы, которые повторяются чаще других

— С-З

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

« Различай З-С»

4.Основная часть

Посмотрите, что еще необычного вы заметили в классе?

— Новогодняя елочка без украшений.

— А для чего появляются елки у нас в домах

-Чтобы встречать Новый год.

-Без чего не бывает Новый год?

(без подарков)

— Скажите, а где мы можем взять подарки

-В магазине.

— Но в магазине их нам ни кто просто так не даст, их нужно купить

Деньги на подарки вы можете на уроке заработать?

— Нет.

— А что вы можете заработать (Оценки) или баллы.

Их вы будете получать за правильный ответ.

Вот сегодня на нашем уроке в магазине под елочкой, вы сможете купить себе новогодние подарки за эти жетоны.

— Вы хотите сделать себе подарок или своим близким?

— ДА

5. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях

(На доске в разброс расположены слоги.)

-Замела вьюга, закружила, разбросала слова.

-Что вы видите на доске (слоги )

Можно из этих слогов собрать слова?

Сне — гирь

Сне-гу-роч -ка

Снеж –на-я

зи -ма

— Прочитайте слова. В каких слогах находятся наши парные согласные?

Назовите слова, в которых количество больше букв, чем звуков — снегирь.

Как вы думаете здесь все слова одной части речи? Какое из слов здесь лишнее?

— Прилагательное

-Почему?

— Потому что имя прилагательное обозначает признак предмета, и отвечает на вопросы какой? какая?

-А остальные слова относятся, к какой части речи?

— Существительное

— Докажите.

Можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?

Давайте подберем к остальным существительным прилагательные, но что бы в них также были З-С

Сне-гирь красногрудый

Сне-гу-роч-ка веселая

Зи -ма снежная

Прочитайте еще раз существительные.

А теперь я закрываю доску, напишите эти слова по памяти, выделите парные согласные.

6.Упражнения для глаз.

Посмотрите на надпись и догадайтесь, кто же нам поможет отдохнуть, прежде чем мы перейдем к выполнению следующего задания

*нежинка и *неговичок (Приложение №2)

Покажите кружочки какой звук вы сюда поставите.

Слайд

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка

Белая снежинка

И пока она летает

наши глазки отдыхают.

5 игра со снежинкой в круге

— Игра «Снежный ком»

Дети встают в круг.

Название игры не случайно, предложения должны расти как снежный ком, добавлять нужно по одному слову.

У кого получится самое длинное предложение, тот выигрывает.

Морозы.

Затрещали морозы.

Затрещали сильные зимние морозы.

За окном затрещали сильные зимние морозы.

Вчера за окном затрещали сильные зимние морозы

Наконец -то за окном затрещали сильные зимние морозы.

6. Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

Послушайте предложения. Правильно ли они составлены?

Холодные зима.

Земля замерзшие.

Снегурочка веселый спешил на елку к детям.

Санта Клаус принесла новогодний подарки.

Дети составляют предложения, выделяют парные согласные С-З.

— Но чтобы получить подарок от Санта Клауса, дети специально, что — то для него готовят. Хотите узнать что ? Для этого вам надо прочитать слова на слайде.

слайд

(рождественские носочки) Приложение № 3

Прочитайте

мпврождественскиекрст

чшщносочкилмнпр

— Санта Клаус приходит в новогоднюю ночь, дети для него над камином

вешают красивые рождественские носочки, туда он кладет разные сладости или угольки вы знаете, почему он так делает?

Что это как вы думаете, что здесь написано

слайд с рисунком носочков (Приложение №3)

И для вас приготовлены рождественские носочки. Рассмотрите их.

На носочках следующее задание.

7. Деформированный текст

*има наступила.

Моро*ы *ильные стоят.

На *олнце бле*тит *нег.

Дед Моро* и *негурочка

*пешат к детям на елку.

— Вставьте буквы, тем цветным карандашом, какой звук они передают.

Выполнив задание, дети выполняют самопроверку по тексту на доске.

-Выберите предложение, которое вам понравилось, и вспомните, как мы играли в снежный ком. Дополните предложение новыми словами с теми парными согласными, о которых мы сегодня говорим. Запишите его на листочке и прочтите.

8. Итог.

-Чем мы сегодня занимались?

— Различали З – С, согласовывали существительные и прилагательные.

9. Рефлексия.

1.На уроке я работал… активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я… доволен / не доволен
3.Урок для меня показался… коротким / длинным, полезен / бесполезен, интересен / скучен
4.За урок я.. не устал / устал
5.Мое настроение… стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был.. понятен / не понятен, интересно / не интересно

Посчитайте сколько у вас жетончиков,

У кого жетончиков больше покупает подарок первым и жетончиками украшает новогоднюю елочку.

Молодцы, работали все хорошо.

Приложение №1

т

С

з

в

з

С

р

о

З

л

И

Б

п

С

Ж

З

з

с

М

с

с

В

ф

с

р

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение 5

*има наступила.

Моро*ы *ильные стоят.

На *олнце бле*тит *нег.

Дед Моро* и *негурочка

*пешат к детям на елку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here