Викторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округа

Бушуева Надежда Константиновна

педагог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский этнокультурно – образовательный центр «Лылынг союм»

г.Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский этнокультурно – образовательный центр «Лылынг союм»

(г.Ханты – Мансийск ХМАО – Югра)

Викторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округаВикторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округаВикторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округа

Викторина Викторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округадля школьников Викторина для школьников 6-7 классов «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённая Дню округа6-7 классов

«Моя любимая Югра – ты часть меня!»,

посвящённая Дню округа

Дата проведения: 09 декабря 2012 года 12.00 час.

Задачи:
— расширять познавательный интерес учеников к изучению исторических событий своего края;
— развивать речь, мышление, внимание, память;
— выявить общую эрудицию участников.

В ходе подготовки к мероприятию необходимо:
— подготовить 1 парту и 3 стула для членов жюри; 4 парты и 6 стульев для команд;

— бумага, ручки – 6 шт. для участников викторины; 3 штуки – для членов жюри;
— подготовить секундомер для жюри;
— подготовить карточки с заданиями;

— подготовить красные сигнальные кружки;
— подготовить видеозапись мультфильмов «Бабушка и внучёк», «Храбрый оленёнок»;
— сформировать жюри;
— определить призы участникам.


Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей викторине «Моя любимая Югра – ты часть меня!», посвящённой 82 годовщине со дня рождения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками (представление участников.)

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию (представление жюри).

Правила состязаний:

  1. Каждая команда выбирает капитана.

  2. Викторина состоит из 9 конкурсов.

  3. Вопросы задаёт ведущий.

  4. Ответ на поставленный вопрос вы должны дать за 1 минуту.

  5. Если ответ готов менее, чем за 1 минуту, выигрывает та команда, которая дала ответ первой.

  6. За каждый правильный ответ даётся 10 баллов, за неправильный – 0 баллов.

  7. В случае, если обе команды дают правильный ответ, то:

-команде, ответившей первой даётся 10 баллов;

-команде ответившей второй, даётся 8 баллов.

  1. В викторине 2 творческих конкурса: №4 и №9, которые оцениваются жюри за оригинальность от 0 до 10 баллов.

  2. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

10.В случае подсказок со стороны болельщиков, за каждую подсказку со счёта команды снимается 5 баллов.

11.Болельщикам будет предоставлена возможность пополнить счёт своей команды, выполнив специальные задания.

Правила просты. Главное — это ваш запас информации и умение быстро найти правильный ответ.

Желаем участникам викторины удачи и взаимопонимания!

РАЗМИНКА

Итак, первый конкурс «Разминка». В конкурсе принимают участие только капитаны. Наше состязание носит название «викторина». Объясните значение и происхождение этого слова.

(Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы , шарады , ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа ». Виктор лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы).

Конкурс №2 «Расшифруй слово».

Каждый участник получит карточку со словом, но все буквы в нём запутались. Нужно расшифровать это слово и объяснить его значение.

1 команда 2 команда

Бойсищет (стойбище) Ролсатом (Самотлор)

Янкефтин (нефтяник) Чтанут (Тутчан)

Рунетгарбо (Губернатор) Вахтанор (Тарханов)

Ответы:

Стойбище – 1. Временное поселение кочевников. 2.Селение, поселение осёдлых народов. 3. Место отдыха животных, находящихся на пастбище.

Самотлор – 1. Озеро в Нижневартовском районе (в переводе значит «худая вода»). 2. Самое крупное месторождение нефти в Югре.

Губернатор – глава региона.

Конкурс №3 «Я – историк»

Столица Ханты – Мансийского автономного округа – Югры – город Ханты – Мансийск. Ровно 430 лет назад здесь произошло важное историческое событие: небольшой отряд атамана Ермака под предводительством Богдана Брязги подошёл на лодках к хантыйскому поселению. Между казаками и ханты произошло сражение. Но казаки пошли на хитрость: они смастерили чучела людей и посадили их в лодки. Стрелы ханты со звоном отскакивали от чучел. В результате князь хантыйского поселения погиб, а все жители присягнули на верность московскому царю.

Вопрос: как звали погибшего хантыйского князя? (можно с подсказкой: в честь которого назван исторический район города).

Ответ: князь Самар.

Конкурс №4 «Не лезу за словом в карман».

Команде за одну минуту нужно придумать и рассказать историю, где есть следующие слова:

1 команда: нефть, медведь, нарты, река.

2 команда: санквылтап, осина, луна, олень.

Конкурс №5 для болельщиков
Ведущий. Пока участники готовятся, продолжим игру с залом.

Вопросы болельщика 1-й команды:
1. Какому фольклорному жанру присуще наличие морали?
а) сказке;
б) рассказу;
в) басне.
2. Хантыйская женская зимняя одежда это:
а) сак;
б) сах;
в) ниры.
3. Ответственность за сборку чума лежала на:
а) мужчине;
б) женщине;
в) сыне.

Вопросы болельщикам 2-й команды:
4. Какой жанр не является устным народным творчеством?
а) сказка;
б) легенда;
г) небылица.
5. Нарты женщины по длине были больше, чем у мужчины. Это связано с тем, что:
а) в своих нартах женщина перевозила маленьких детей;
б) Все вещи складировали на нартах женщины, чтобы нарты мужчины были пустыми и не мешали управлять оленями;
в) Женщина переезжала с места на места в лежачем положении.

6. Взрослая зайчиха оставляла своих маленьких зайчат одних, потому что:

а) Она не хотела о них заботиться;

б) Зайчата рождаются уже полностью самостоятельными;

в) Не хочет привлекать внимания хищников своим запахом.
Спасибо, болельщикам! А сейчас, слушаем придуманные участниками рассказы.

Конкурс №6 «Современная столица»

Каждая команда получит 3 одинаковых вопроса. На каждый вопрос даётся 30 секунд, в сумме на выполнение этого задания даётся 1 минута 30 секунд. Ответы нужно записать. Команда, выполнившая задание первой, поднимает красный кружок.

Вопросы:

  1. Как переводится слово «белка» на хантыйский или мансийский язык и какое из учреждений города носит это название («Лангал»).

  2. Как коренные народы называли лесную фею и какое из учреждений города носит её название (Гостиница «Миснэ»).

  3. Это слово в переводе на русский язык значит «одинокий остров». С прилагательным «самаровский» получается название учреждения, охраняющего природные территории. Какое это учреждение? (Природный парк «Самаровский чугас»)

Конкурс №7

Столица Югры — город Ханты – Мансийск расположен в тайге, в месте слияния двух великих сибирских рек – Иртыша и Оби, на семи живописных холмах. На одном из этих холмов разместился замечательный музей под открытым небом «Торум Маа». Это музей традиционной культуры ханты и манси. Здесь вы можете познакомиться с бытом коренных народов Югры, с традиционными деревянными постройками, стать участниками праздников.

Вопрос: Почему музей «Торум Маа» расположился именно на этом из семи холмов? (этот холм является центральным среди остальных холмов, здесь расположено культовое место коренных народов – место, где поклонялись Богам).

Конкурс №8 «Застольный этикет»

У коренных народов традиционный застольный этикет является своеобразным. Приём пищи становится моментом, объединяющим мужскую и женскую половину. Ханты и манси верили, что через еду духи давали человеку силу для добрых дел. Пищу подавали по старшинству: сначала мужчинам, затем женщинам.

Существовали определённые поверья поведения за столом. Например, нельзя было выходить из-за стола, пока все не закончат есть. Считалось, что уходящий уносит с собой питательность еды.

Вопрос: существовало и такое поверье: запрещалось хвастаться едой. Почему? Время пошло. (ответ: верили в то, что если похвастаться едой, то может наступить голодное время).

Конкурс №9 «Озвучка»

Игрокам нужно озвучить предложенный фрагмент мультфильма, придумав свои реплики согласно сюжету. Оценивается оригинальность и находчивость.

  1. команда Мультфильм «Храбрый оленёнок»

  2. команда Мультфильм «Бабушка и внучёк»

Подведение итогов и объявление результатов.

Слово жюри. Награждение.

Список использованных источников информации:

  1. Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 2001. – 391 с.

  2. Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В. Копилочка активных методов обучения: электронное методическое пособие – М.: Образовательный портал «Мой Университет», Международный институт развития «ЭкоПро», 2005 — 2008.

  3. Лапина, М.А. Этика и этикет хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского университета, 1998. – 114 с.

  4. Щукин, А. фотоальбом «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА «Тюмень», 2005. – 207 с.

  5. http://www.coolreferat.com

  6. http://mirra-live.livejournal.com/21106.html

  7. http://www.solnet.ee

  8. http://ethno-ornament.ru


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here