МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Воспитательная система класса «Юный гражданин»
подготовила
классный руководитель 7 класса
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
Воспитательная система класса «Юный гражданин»
Цель: формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к современной жизни в социуме, определение основных педагогических условий развития нравственного и духовного потенциала как основы личностного роста ребёнка.
Задачи:
-
усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;
-
формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;
-
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Меня зовут Морозова Алла Станиславовна, я учитель первой квалификационной категории. Стаж работы в школе – 21 год, стаж работы классным руководителем – 20 лет. Не одно поколение воспитанников прошло через мои руки. С 7 классом я работаю вот уже третий год. Сущностью созданной мной воспитательной системы являются такие понятия, как «добро и доброта», «коллектив», «доверие», «уважение», «творчество», «индивидуальность», «самостоятельность». Поэтому я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу нашей деятельности, проявлялись в общении, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.
Моё кредо в воспитательной работе составляют такие идеи:
-
внимание – каждому ученику: каждый ребёнок интересен, индивидуален;
-
не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности ребёнка.
Стараюсь подходить творчески к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий, родительских собраний.
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, — мониторинг и диагностика, который помогает изучению эффективности воспитательного процесса.
Я нахожусь в постоянном поиске путей, форм и методов индивидуализации и дифференциации процесса обучения и воспитания учащихся. Использую в своей работе такие формы, как интерактивные беседы, практикумы, составления проектов, лекции-рассуждения, интеллектуальные игры, викторины, исследования. Особая роль в моей системе отводится самоанализу, самооценке, самокоррекции.
Стремлюсь понять каждого ученика. Для получения необходимой информации об учащихся и их развитии использую методы психодиагностики личности. Объектом изучения для меня являются деловые отношения в классе, особенности познавательной сферы подростков, самооценка, социометрический статус, нравственная направленность личности школьника, его здоровье и работоспособность.
Аннотация
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь
им стать взрослыми; надо принимать их
как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому; надо,
наконец, жить жизнью детей, чтобы
быть гуманным педагогом.
Ш.А.Амонашвили.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Класс – это группа учащихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
По моему глубокому убеждению, деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед классным руководителем.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Организация психолого-педагогической помощи учащимся в процессе включения их в активную социальную жизнь, формирование социальной ответственности требует создания воспитательной системы, способствующей созданию комфортных условий для максимально всестороннего развития личности каждого ребенка.
Считаю, что воспитательная система «Юный гражданин», основанная на Концепции Н.Е.Щурковой, способствует росту эффективности воспитательного процесса. Слова Ш.А.Амонашвили, взятые мной в качестве эпиграфа, стали моим проводником в педагогической деятельности.
Информационная справка о классе
Общие сведения о классе и история его формирования
7 класс – общеобразовательный класс Погромской средней школы. Обучается в нём 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек. Постоянный состав класса начал формироваться ещё с первого класса данной школы. В 5 класс прибыли 6 человек из села Коновалово. В 6 классе пришли два мальчика, приехавшие из Украины. Один учащийся находится на индивидуальном обучении (по состоянию здоровья).
Социальный паспорт класса
Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Из 18 учащихся только три человека из неполных семей, 4 человека из многодетных семей. В 2 семьях родители имеют высшее образование, в 12 – среднее специальное и только в 4 – среднее.
Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (5 человек). Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
Характеристика успеваемости
Из 18 учащихся класса восемь человек учатся на «4» и «5», четыре человека в классе имеют оценку «3» по одному-двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Слабо учатся Гребнев Максим и Добровольский Юрий (вновь прибывшие мальчики с уже имеющимися проблемами по успеваемости) и Бражник Илья (имеющий слабую подготовку ещё из начальной школы).
Есть огромный потенциал, тем более что большинство детей стремится к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, есть группа учеников, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
По Ю.В.Васильеву
Для оценивания уровня воспитанности мною была выбрана методика Ю.В.Васильева, которая определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:
-
самооценки школьника;
-
оценки классного руководителя;
-
взаимооценки одноклассников.
Режим диагностирования:
-
начало года – сентябрь;
-
конец года – апрель.
Чтобы определить уровень воспитанности каждого школьника, в начале учебного года предлагался индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания оценивали его по каждому качеству. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводила средние баллы. Результаты диагностирования отражены в таблице. Отрадно, что у некоторых детей повысился уровень воспитанности по сравнению с прошлым годом. Результаты диагностирования отражены в таблице:
2008-2009 уч.г. | Начало 2009-2010г. | |||
| Чел. | % | Чел. | % |
Высокий | 2 | 12,5 | 2 | 12,5 |
Выше среднего | 5 | 31,2 | 10 | 58.8 |
Средний | 7 | 43,7 | 4 | 23,56 |
Низкий | 2 | 12,5 | 1 | 5,8 |
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
100% учащихся посещают кружок по русскому языку «Занимательная орфография» и кружок по биологии «В мире животных». Всего четыре человека посещают спортивную секцию по футболу. Наши дети, к сожалению, не могут посещать кружки из сферы дополнительного образования. Причина: отдалённость места проживания (все живут в сельской местности).
Уровень сплочённости и степень развития классного коллектива
Огромную роль в работе классного руководителя играет исследование и анализ личности ребенка, диагностика. В настоящее время именно это помогает судить об эффективности воспитательного процесса. Поэтому данная тема была выбрана мной темой по самообразованию. Развитие личности ребенка считаю целью, субъектом и результатом воспитательной работы классного руководителя, показателем которого является системная диагностика.
Проводила социометрические исследования эмоционально- психологических отношений в детском коллективе, выявление лидера в классе и деление класса на статусные группы. Оно показало, что в классе поменялся лидер. В прошлом учебном году им являлась Стадченко Анна.В начале этого – Бойцов Евгений. В соответствии с данными матрицы учащихся можно отнести к следующим группам:
«Звезды» — Бойцов Е.
«Предпочитаемые» — Колеущенко А., Махортова А.
«Принятые» — Шамраев В., Русина Л., Смелянская А., Щурова И., Стадченко А., Добровольский Ю., Чебуракова М.
«Непринятые» — Кобзева О.
«Отвергнутые» — Бражник И., Гребнев М., Лотвинов Е., Ярыгин Э., Будник Р., Демченко Н.
В начале этого учебного наблюдается смещение учащихся внутри статусных групп. Видно, дети взрослеют, и у них меняются симпатии и приоритеты. Из таблицы заметно, как изменились предпочтения в детском коллективе.
Статусная группа | ФИ в соответствии с количеством полученных выборов в 2008-2009 уч.году
| ФИ в соответствии с количеством полученных выборов в начале 2009-2010 уч.года | |
1 | «Звёзды» | Стадченко А. | Бойцов Е
|
2 | «Предпочитаемые» | Бойцов Е., Колеущенко А., Махортова А. | Колеущенко А., Махортова А.
|
3 | «Принятые» | Будник Р., Шамраев В., Кобзева О., Русина Л., Смелянская А., Щурова И. | Шамраев В., Русина Л., Смелянская А., Щурова И., Стадченко А., Добровольский Ю., Чебуракова М. |
4 | «Непринятые» | Демченко Н. | Кобзева О.
|
5 | «Отвергнутые» | Бражник И., Добровольский Ю., Лотвинов Е., Ярыгин Э., Чебуракова М. | Бражник И., Гребнев М., Лотвинов Е., Ярыгин Э., Будник Р., Демченко Н. |
Из следующей таблицы можно увидеть, как изменился социаметрический статус у многих учащихся.
Социаметрический статус учащихся:
Фамилия, имя учащихся | 2008-2009 уч.год | Начало 2009-2010 уч.года | |
1 | Бойцов Евгений | 0,46 | 0,75 |
2 | Будник Руслан | 0,26 | 0,18 |
3 | Бражник Илья | 0 | 0,18 |
4 | Гребнев Максим |
| 0,18 |
5 | Демченко Никита | 0,13 | 0,12 |
6 | Добровольский Юрий | 0 | 0,43 |
7 | Кобзева Олеся | 0,33 | 0,31 |
8 | Колеущенко Артём | 0,46 | 0,56 |
9 | Лотвинов Евгений | 0,06 | 0,06 |
10 | Махортова Алёна | 0,37 | 0,62 |
11 | Русина Лилия | 0,26 | 0,5 |
12 | Смелянская Алина | 0,33 | 0,43 |
13 | Стадченко Анна | 0,73 | 0,5 |
14 | Чебуракова Марина | 0,06 | 0,43 |
15 | Шамраев Владислав | 0,33 | 0,5 |
16 | Щурова Ирина | 0,33 | 0,37 |
17 | Ярыгин Эдуард | 0,06 | 0,18 |
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детском коллективе. В пршлом учебном году он составлял 40,6%, а в начале текущего учебного года – 60,7%. Коллектив из года в год становится дружней и сплочённей.
Для изучения направленности личности использовался адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е.Щурковой. Он показал, что у 55,8% учащихся класса нравственная направленность личности, в прошлом учебном году она составляла 50%. Ситуативной направленностью обладают 31,2% учащихся, в прошлом учебном году –37%. К сожалению, тест выявил 2 человека с безнравственной направленностью личности, что составляет 11,7% от общего числа учащихся, в прошлом учебном году – 13%.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 (начало) | |
Нравственная направленность личности | 43,7% | 50% | 55,8% |
Ситуативная направленность личности | 31% | 37% | 31,2% |
Эгоистическая направленность личности | 25,5% | 13% | 11,7% |
Для изучения состояния психологической атмосферы в классе использовалась методика Л.Г.Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе».
2007-2008 | 2008-2009 | ||
|
| начало | конец |
Высокий | 60 % | 72,2 % | 87 % |
Средний | 30 % | 47,2 % | 59 % |
Низкий | 40 % | 27,7 % | 13 % |
Для выявления у учащихся степени сформированности уровня творческой активности использовалась диагностика уровня творческой активности М.И.Рожкова.
-
2007-2008
2008-2009
Высокий
———
18,7 %
Средний
56,2 %
50 %
Низкий
47,3 %
31,3 %
По итогам диагностики выявлено, что уровень сплочённости и развития классного коллектива – высокий.
Класс объединяет общая цель деятельности. Большинство учащихся участвуют в общественно значимых мероприятиях. Махортова Алёна, Русина Лилия, Шамраев Владислав, Щурова Ирина, Стадченко Анна, Смелянская Алина обладают хорошими организаторскими способностями. Всегда подвижны, активны, эмоциональны, опрятны. Им всегда можно доверить любое дело.
Ярыгин Эдуард, Будник Руслан, Бойцов Евгений проявляют эгоистическую направленность личности. Эти дети равнодушно относятся к другим, часто вступают в конфликтные ситуации.
Чебуракова Марина, Кобзева Олеся, Бражник Илья, Лотвинов Евгений, Добровольский Юрий – там, куда их позовут, не проявляют активности и самостоятельности.
Колеущенко Артём, Демченко Никита – подвижные и общительные ребята. Они активные участники школьных и районных спортивных соревнований.
Отношения между школьниками чаще всего доброжелательные, присутствует взаимопомощь и взаимопонимание.
Традиции класса:
-
еженедельная работа с дневниками;
-
устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю;
-
экскурсии весной и осенью в берёзовую рощу;
-
коллективный день рождения;
-
поздравление ребят с праздником 23 Февраля и девочек – с 8 Марта.
Уровень физического развития и здоровья детей.
Из 18 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 11 здоровых детей, 2 человека – с нарушением осанки, 3 человека – с нарушением зрения, 1 человек – с ВСД, 1 ребёнок является инвалидом 2 группы (его обучают на дому). Хорошие показатели физического здоровья учащихся объясняются тем, что учителя, родители, учитель физкультуры уделяют внимание сохранению и укреплению здоровья школьников. Этому были посвящены и родительские собрания. Ребята обладают спортивным азартом, жаждой победы.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Воспитание (по Н.Е.Щурковой) — целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Поэтому цель построения моей воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитания – формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к современной жизни в социуме, определение основных педагогических условий развития нравственного и духовного потенциала как основы личностного роста ребёнка.
Чтобы процесс формирования осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо помнить о задачах-доминантах:
-
усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;
-
формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;
-
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
-
формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
-
формирование жизненной позиции, развивающей способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
ОПИСАНИЕ ИДЕИ
Что же приведет в движение избранные цели и содержание и даст необходимый результат? Здесь, я считаю, необходимо постепенное, пошаговое движение.
Первый шаг, который делает учитель начальных классов и его воспитанники, — это понимание и принятие норм культурной жизни и моральных норм общества. Этих норм великое множество, но у всех единая основа – истина, добро, красота, человек, семья, Отечество, знания и труд.
Второй шаг, который совершают учащиеся 5-6 классов, — формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Третий шаг – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (8-9 классы).
Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (10-11 классы).
Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.
Классный руководитель должен всегда помнить о четырёх основных функциях:
-
обустройство жизни ребенка в школе;
2.организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
3.организация духовной деятельности по осмыслению жизни и моральных норм и опыта нравственного поведения.
4.диагностика эффективности воспитательной работы.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти четыре вида деятельности.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев гражданскую жизненную позицию?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.
Но существуют основополагающие идеи-принципы:
— Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).
— Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге — своей жизни).
— Принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Опыт работы подсказал, что именно через воспитательную систему «Юный гражданин» можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные направления работы | Воспитательные задачи | Основные понятия | Формы реализации | |
1 | Я – есть Я! | 1)Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 4) Формирование потребности самовоспитания своих морально-волевых качеств. | Нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувства долга, чести, совести, порядочности, исполнительность, самодисциплина, самовоспитание, культура поведения. | Лекция, интерактивная беседа, диспут, составление проектов, практикум, диалог, час творчества.
|
2 | Я и моё Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества, связи с предыдущими поколениями. | Гражданин, гражданский долг, история и культура страны, региона, области, района, «малой Родины», своей семьи, активная жизненная позиция.
| Урок мужества, диспут, встреча, посещение музеев, выпуск газет, конкурс сочинений, публикации в газете
|
3 | Я и мой досуг | 1) Развитие умений и навыков в сфере общения. 2) Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других. 3) Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. 4) Развитие способности к самопознанию, самоанализу. 5)Обучение коммуникативным навыкам. | Чувство собственного достоинства, уважение, милосердие, сочувствие, симпатия и антипатия, эмпатия, доброта, человечность, самопознание, самоанализ, самооценка, толерантность.
| Тренинги общения, ролевые игры, огоньки, экскурсии, походы, КТД, анкетирование, тестирование, интерактивная беседа.
|
4 | Я и моё здоровье. | 1) Создание условий для сохранения физического, духовного и нравственного здоровья. | Здоровый образ жизни, профилактика употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения, физическое развитие, спорт | Лекции и беседы, конкурсы агитбригад, плакатов и газет по здоровому образу жизни, спортивные соревнования, диспуты, ролевые игры, дни здоровья.
|
5 | Я и моя семья. | 1) Формирование представлений о семейных ценностях и традициях. | Семейные традиции, образ жизни семьи, взаимоотношения детей в семье. | Встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и взаимоотношений в семье, родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, конференции, беседы, круглый стол. |
6 | Я и моя школа | 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию дружбы в коллективе. | Товарищество, коллективизм, дружба, взаимовыручка, познавательная активность, профессионализм. | Познавательные беседы, диспуты и игры, викторины, КВН, КТД, анкетирование, практикум, заочная экскурсия.
|
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной среде. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Гражданин – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Создание воспитательной системы «Юный гражданин» — итог моей многолетней педагогической деятельности с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств и формирования жизненной позиции, развивающей способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
ДИАГНОСТИКА
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
· общие сведения;
· способности;
· особенности личности ;
· самооценка;
· индивидуальность;
· уровень воспитанности;
. уровень развития учебной мотивации;
2. Изучение межличностных отношений и степень развития коллектива:
· социально-психологическая самоаттестация коллектива;
· общие сведения;
· социометрия;
· психологическая атмосфера в коллективе;
· самооценка;
· уровень творческой активности
· уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
· анкетирование;
· тестирование;
· наблюдение;
· беседы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий патриот любит свою Родину, гордится ее историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.
4. Ведение здорового образа жизни, стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Используемая литература
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
2. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
3. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
4. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5.
5. Новикова Н.Л., Селиванова Л.И. Моделирование воспитательной системы: Теория – практики. — Москва: 1995 г.
6. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: методическое пособие. – Москва: АПК и ПРО, 2006 г.
7. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно – методическое пособие. — Москва: ТЦ «Сфера», 2004 г.
9. В. А. Сухамлинский. Сердце отдаю детям. Киев: 1978 г.
10. Новикова Н.Л. Теория и практика воспитательных систем. — Москва:
1993 г.
11. С. Т. Шацкий. Работа для будущего. Москва: 1999 г.