Текст слайда: Государственное общеобразовательное учреждение лицей № 373 «Экономический лицей» Разработка классного часа в 5 — 7 классах Учитель истории и обществознания Демидова Ирина Васильевна
Текст слайда: Цели занятия 1) формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины; 2) используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач; 3) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом; 4) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.
Текст слайда: Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
Текст слайда: В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы
Текст слайда: ) К моменту снятия блокады в городе не осталось ни одного полностью уцелевшего квартала. Несмотря на принятые меры, пострадали многие памятники архитектуры. Были повреждены Адмиралтейство, Инженерный замок и др. (В одни только Нарвские ворота попало около 2 000 осколков). Значительные разрушения претерпело здание Кировского театра оперы и балета (Мариинского)
Текст слайда: Распределение продовольствия (август – декабрь 1941 года) К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон — на 30, мяса — на 33, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 дней. В течении сентября — ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках.
Текст слайда: ГОЛОД Ввиду блокады города с 20 ноября размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов Войскам первой линии — 500 граммов При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Текст слайда: По данным исследований конца XX века – примерно 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз).
Текст слайда: Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
Текст слайда: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Текст слайда: Задания для внимательных Закончите предложение: Окружение города со всех сторон ________ Сколько дней длилось полное окружение города __________ ? Когда замкнулось вражеское кольцо вокруг города __________? Никто не забыт и ___________________
Текст слайда: 22 ноября на лед Ладожского озера вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года.
Текст слайда: Из меню столовой лета 1942 года: Щи из подорожника Пюре из крапивы и щавеля Котлеты из свекольной ботвы Шницель из лебеды Оладьи из казеина Суп из дрожжей Соевое молоко
Текст слайда: Экспонаты музея Истории города фото учащихся Блокадный хлеб Из этих предметов готовили еду В блокадном городе
Текст слайда: На саночках возили воду
Текст слайда: Из «Блокадной книги» А.Адамовича и Д.Гранина. «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят — хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».
Текст слайда: Задания для внимательных 27 января 1944 года город родился второй раз, что произошло в этот день: Закончи предложение: Граждане! При артобстреле эта сторона улицы________________
Текст слайда: Назови памятники блокаде: Памятник жертвам Блокады Ленинграда. Содержит текст постановления о кремации погибших ленинградцев на кирпичном заводе, располагавшемся на территории Парка Победы до и во время Великой Отечественной Войны.
Текст слайда: Назови памятники блокаде: Памятник героическим защитникам города на площади Победы
Текст слайда: Назови памятники блокаде: Мемориал на Пискаревском кладбище
Текст слайда: Назови памятники блокаде Цветок жизни – памятник детям, погибшим в дни Блокады Ленинграда
Текст слайда: Рефлексия Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам запомнилось больше всего?
Текст слайда: Литература Адамович О., Гранин Д. Блокадная книга, – М.: Сов. писатель, 1983. 2. Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград. – М.: Правда, 1990. 3. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: Наука, 1985. 4. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. – Л.: Лениздат, 1985. 5.Краеведческая олимпиада «Чудесный Санкт-Петербург».-Спб, 2009 6. Интернет-ресурсы: WWW. Vikipedia.ru, http://blokada.otrok.ru,