Биология 11 классБиология 11 классБиология 11 классБиология курс за 11 класс

Урок 1.

Тема: “Биосфера — оболочка жизни. Биомасса.”

Схема 1

Живая природа — многоуровневая система: молекулярный — клеточный — организменный — популяционно-видовой — биогеоцинозный — биосферный.

Взаимосвязанность разных сообществ обмен между ними веществами и энергией позволяет рассматривать все живые организмы земли и среду их обитания как одну очень протяженную эк. систему — биосферу.

Совокупность всех живых организмов — биосистема планеты.

Схема 2

Биосфера — все части земных оболочек мето, гидро и атмо сферы, кот. на протяжении геолог. истории подвергались влиянию живых организмов и несут следы их жизнедеятельности. Кроме живого вещ-ва биомассы в составе биосферы есть косное неживое в-во, а так же биокостные в-ва построенные из живого и костного.

Биосфера — открытая система.

Важнейшая черта биосферы — биотический круговорот вещ-ва (биогенная мигратция атомов).

Границы биосферы:

1. Савокупность всех живых организмов планеты — живое в-во биосферы. Основная масса жиз. орган. на границе 3 геологических оболочек: газообр (атм), жид (гид), тверд (лит). К нежевым относится та часть биосферы связ. с негр. ве-в и эн. с жив. ве-ом.

Биосфера — часть геол. оболочки земли, засел. жив-м организмом.

2. Так как биосфера получает энергию извне от солнца, ее называют открытой системой.

3. По мере увеличения биомассы зел. растений изменяется газ. состав атмосферы. — геол. обол. Земли. Кислород исп-т организм для проц. дыхания, в рез-те чего в атомосферу вновь поступает углекислый газ. Увелич-е конц. кислорода в атмосфере план. повлияло на скор. и интенс. окисл-е — вост. реакции в литосфере .

Границы жизни на план. явл. границами биосферы.

Функции живого ве-ва:

Газовая — получает и выделяет газ.

Океслительно-восстан-я — окисл-е углер. до углер. газа и вост. его до углер.

Концентратционную — орган — концентр. Накопление в орган. азота, фосфора, кремния, кальция.

Урок№2.

Тема: “Круговорот вещ-в и превращение энергии в биосфере”

В состав жив. ве-ва входит 14 осн. элементов:

O,H -> 10% ; C,N,Ca — 1-10% ; P,Si,K,S, — 0.1-1% ; Mg,Fe,Na,Cl,AL, — 0.01-0.1% ; —>

Вывод:

1. Биомасса на 90% построена из О и Н -> организмы — водное образование.

2. 14 хим. элементов составляют 99.9% массу живого ве-ва, эти же эл. 98,9% массу всей жив. коры.

Вывод:

Жизнь построена из тех же живых эл. кот. сод. в жив. коре, но не в тех пропорциях.

Биосфера — открытая система. Забор эн. от солнца превращение ее в эн. связей хим. соед. и биогенная мигратция атомов.

Схема №3

Живое вещ-во (по типу питания)

Продуценты Консументы Редуценты

Автотрофы Гетеротрофы

Фототрофы Хемотрофы

аэробы анаэробы

Вся земная кора включая атмосферу и природные воды охвачена мигратцией мигратцией хим. элементов.

Мигратция: Химическая, физическая, биогенная.

Церкуляционное движение хим. эл. от одного компонента биосф. к др. с воз. к исход. точке назыв. циклом или круговоротом

Движение в цыклах не всегда равномерны

Запасы:

Гумусовые почвы: торф, угол и тп. Наиболее важные цыклы и круговороты является вода, кислород, азот, фосфор, сера элементов-белков.

Урок №3

Тема “ Биогеохимические процессы в биосфере”.

4 биокостных тела: атмосфера, природн. почвы, природн. воды, осадочн. породы. Состав этих биокостных тел отнас. постоянен.

1. Атмосфера — О2 — 21%; N2 — 78%; co2 — 0.03%; сенгридиент — 1%.

Схема №4.

Фотосинтез СО2 окисл неорг соед

Орган. соед. О2 дыхание жив. и раст.

Окисление При размножении окисл. орг. соед. при разл. орг.

и окислении

Схема №5.

N2 -> почва (NH4, NO3, No2) -> cинтез белка в организм. -> поле отмир. орг-в под действ микр-в.

Почва — тела пост. из жив. и костного ве-ва гумус.

Урок №4.

Тема : ”Влияние действия человека на биосферу”

Вулканы извергают за год 0.5 куб ве-ва, реки ежегодно выносят в океан 15 кв-х км ве-ва.

Атмосфера.

1 тонна сожженного угля потребляет 3 т. кислорода. Атмосфера обогощается СО2, свинец, СH2N+2, CO.

Вырубка лесов приводит к понижению уровня грунтовых вод, заболачиванию. Уменьшаются общие запасы пресной воды.

Загрязнение природных вод, загрязнение инсектецидами.

Урок №5.

Тема : “Охрана биосферы — неосфера”.

Технический прогресс не может быть остановлен. Вмешательство человека в природу будет увеличиваться. По этому охрана природы требует разработки специальных средств:

1. Химико — технологические ср-ва:

— Отчистка точных вод

— Отчистка газовых отходов промышленности

— Создание нового топлива

— Переход предприятий на циркуляционную систему водоснабжения.

— Повторное использование отходов

Прекращение загрязнения атмосферы и природных вод.

2. Биотехнические:

— Отчиска вод с помощью прудов отстойников.

— Заселение пром. отвалов растениями способными жить и размножаться на твердой почве

— Широкое внедрение биол. борьбы в сельском хоз-ве.

Форма охраны биосферы:

1. Биосферные заповедники.

2. Заповедники

3. Заказники

4. Памятники природы

5. Красная книга

6. Зоопарки

7. Ботанические сады.

Ноосфера.

Ноосфера — биосфера преобразованная трудами человека и измененная научной мыслью. Биосфера со временем переходит в ноосферу.

Позновая законы природы и развивая технику, человечество должно придать ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество стан. мощной силой, сравнимой по воздействию с геологической силой.

Урок №?.

Тема “ Клеточная теория”

Клетка — элемент, единица живой системы, обладает всеми св-ми живой сист-ы:

— Обмен ве-в

— Рост

— Развитие

— Размножение

— Раздрожимость

— Движение

— Передача по наследству своих признаков

— Смерть

— Питание

— Дыхание

————————————————————————————————————————————-

I Зарождение 1665 Роберт Гук Рассматривая срез пробки обнаружил

понятия о с-ки.Для обозначения их в первые при-

клеточн теор менил название “клетка”

1680 Анатолий Ван Открыл одноклеточные организмы

Ливенгук (увеличил 270 раз).

—————————————————————————————————————————————

II Возникновен- 1838- Матиас Ший- Обобщили значение о клетке и показали,

ие клеточной 1839 ден. что клетки составляют основную ед.

теории. Шван. строения всех живых организмов.

—————————————————————————————————————————————-

III Развитие кле- 1858 Рудольф Вир- Сформировал положение о том, что

точной теории хов. каждая новая клетка происходит от

Карл Берг такой же путем деления.

Сформулировал положение что клет-

ка не только строения но и развития

живых организмов

—————————————————————————————————————————————-

IV Современная Клетка является осн структ. и функци-

клеточная он. ед. наз. Все организмы состоят из

теория клеток, жизн. орган обусл. взаимн. сост.

его клеток.

Клетки все орган-в сходны по св-у, хим

составу, строению и функциям.

Все нов. клетки образ. при дальн. исх-х.

——————————————————————————————————————————————

Вывод:

Клеточная теория лежит в основе предст. о ед-е всего живого, общ. его происход. и эвол. общего развития.

Цитология — наука о клетке:

1) Происхождение и состав клетки

2) Функции внутренних структур

3) Функции клеток в живых организмах

4) Размножение и развитие клеток

5) Приспособл. клеток к условиям окр-й Среды

Методы изучения цитологии.

1) Световой микроскоп

2) Електр. микроскоп

3) Окрашивание

4) Ультроцентрофугирование

5) Микротоны

6) Меченые атомы

7) Регето-структурный анализ.

Урок №8.

Тема “Хим состав клетки неорган. в-ва.

Схема №6.

Химический состав клетки

Неорганич в-ва Органич В-ва

1.Н2О-до95% 1.Белки -10-20%

2 Соли 2.Углеводы

3 Микроэл-ы 3.Лепиды

4.Нуклеиновая к-та

Роль воды:

1) Это универсальный растворитель

2) Гидрофебность, Гидрофобность

3) Сообщает тургор клетки

4) Вода явл. в-ом для реализатции (в старых и молодых клетках состав воды разный)

5) Теплоемкость — поддержание пост. темп. клетки.

6) Теплопров-ть

7) Фотосинтез

Расщипление сахара дрожжами в тяжелой воде идет в 9раз медленее.

Белки:

1. Роль белка

2. Хим. состав

3. Структура белка

1. “Жизнь — есть особая форма сущ-я белковых тел, сущ-т мал. явл. обмена ве-в”

— Роль белка — жизнь

— Структура клетки

— Енергетич. роль

— Ферментативная роль

— Транспортная роль

— Сообщает индивидуально каждому организму

— Движение: Белки образуют мышцы

— Буферное св-во: пост. низкоклет. Среды.

2. Белки — это полимеры

1. R радикал

Мономер 2. NH2 аминогруппа

3. -С=О Функциональная группа клеток

-OH

NH2

R- C — C=O

I — OH

H

20 различных альфааминокислот образуют белки

Белок=протеин=полипептид

3. Структура белка

а) Опред последоват. аминокислот в мол. белка.

—I—I—I—I—I—I

б) Образуются водородные связи Н-Н

оооооооооооооооооо

3. Третичная структура

Рисунок

4. Четвертичная структура

Рисунок

Урок№.

Тема ”Св-ва белка”.

1) Денатуратция белка -> обратимая и необратимая

Необратимая денатуратция — это когда первичная структура портится

2) Ферментативная роль белка

2H2O2 -> 2H2O+O2I

Фермент:

— Каталаза

— Пероксидаза

В любо. клетке есть фермент — каталаза

Урок№10

Тема ”Биополимеры, Углеводы, Лепиды.

1. Органич в-ва — хим. соединения в состав кот. входят атомы “С”

Биополимеры — это органич в-ва, входящие в состав клет. жив. орган-в

Примеры: белки. нуклеин. кислоты, полисахариды

Свойства биополимеров зависит от:

— От строения молекул.

— От числа и разнообразия мономер. звеньев.

Полимер в молекуле которого гркуппа мономер. периодич повторяется называется регулярным.

2. Углеводы — орган. соедин. сост. из углерода, водорода и кислорода.

Тысячи остатков молекул одинаковых сахаров, соединяясь обратно биополимеры

Полисахариды (у растений крахмал, у животных гемоглобин)

Биополимеры сахариды — это вещ-ва в кот-х запасается используемая клетками энергия растений и живых организмов.

3. Все липиды неполярны: растворяются в хлорофиле, эфире, но не в воде. Некоторые лепиды явл. гормонами и принимают участие в физиологических функциях орг-ма.

Урок№11.

Тема: ”Липиды, Липойды. Углеводы. Предпосылки развития учения Ч. Дарвина”.

1. Улеводы:

— Моносахариды

— Дисахариды

— Полисахариды

Роль углеводов:

— Строительная

— Энергетическая

— Запас питательных вещ-в

— Защитная

C6H12O3 — глюкоза

(C6H10O5)n — крахмалл

2. Жиры (липиды)

H2C — OH

HC — OH R1 — C =O

H2C — OH -OH

Роль жиров:

— Энергетическая

— Запас питательных в-в.

— Строительная

— Защитная

— Теплопроводность

— Эластичность кожи

Дарвинизм

Эволютция — это процесс исторического развития мира. Суть: непрерывное изменение и приспособление жив. к изменяющ. условия Среды и услож. организатции жив. существ. Основное развитие от простого к сложному.

Карл Аинней — швед натуралист, врач(1707 — 78)

+ На основе сходства по 1-2 колеб. замет. признаки и-цирования орган. на виды, роды, классы. Поместил в доин отряд человека и человекообразных обезьян, ввел двойное название, усовершенствовал биотехнический язык.

— Разделил представления о природе , каждый вид считал результатом отдельной творч.

Жан Батист Ламарк (1744 — 1829)

Урок №12.

Тема: “Предпосылки возникновения учения Дарвина. Учение Дарвина”.

Предпосылки возникновения учения:

— Общественно эк.( в связи с капитализмом)

— Успехи ест. наук.

1. Отрытие яйцеклетки

2. Клеточное строения растений и животных

3. Полеанталогия (наука о ископ)

4. Элбриология (наука о зародышах)

5. Сравнительная морфология.

6. Биогеография.

Все это послужило основой для открытия фактора эвол. процесса.

Современная теория эволютции впитала в себя положение эколог. генетики молек. биологии, но упирается на Д. консепцию.

Схема №7.

Наследственная изменчивость -> расхождение признаков -> борьба за существование -> естественный отбор.

Основные принцыпы эволютции учения Дарвина.

1. Каждый вид способен к неогран. размножению

2. Огранич. жизненных ресурсов препядств. реализатц. потенц. возм-й безпред. размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за выживание и не оставляет потомства.

3.Гибель или успех в борьбе за существование носит изберат хар-р. Организмы одного вида отличаются от другого совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, кот. имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.

4. Под действием ест-ого отбора, происход. в разных условиях, группа особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобр. на столько су.. отличия, что превращ-ся в новые виды.(принцып происх признаков).

Урок №13.

Тема “Док-во эволютции”

1. Основные черты сх-ва живых организмов

а) Механ-м само. насл-ой информатции

б) Принцып генет. кон-ния

в) Клеточная теория (клетки все едины по уровню)

г) Большинство организмов эокариоты. Строение ядра едино.

д) Белки состоят из 20 альфааминокислот органич и технич.

е) Атонар-ы сост-т близко друг к другу и раст. и жав. = 50-60% углерода в клетках.

В неживой природе в земн. коре 0.35%

Хлорофил раст. близок по сост. и строен. с … жив.

ж) Деление всех кислот.

з)Обр-е кол-х ки-ок у живых и раст — мейоз.

Вывод : Единство происхожд жив и раст-й

2. Эмбриотические

Урок №14

Особь -> популятция -> вид.

Популятция — относительно изолированная группа особей одного вида

Каждая популятция имеет свою собств. эвол-ю судьбу

Популятция наименьшее подразделение вида и явл. элементарной еден-й эволютции.

Вид Популютция 1 Отлич. усл. среды предполож. в ходе ест. отбора накоп-

Популятция …4 пление опр. аллей.

Вид —

Кретерии вида:

— Морфологический (внеш. признаки)

— Генетический

— Экологогеографический

— Физиологобиохимический

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here