10 класс. Учебно-тематический план по курсу «Право» (первый год обучения)
«У Т В Е Р Ж Д А Ю «
«___»_____________20____г.
ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР
МЕЛЕХОВА Л.М.________
Календарно-тематические планирование курса «Право».10 класс (35 часов)
Программа:Баранов П.А. и др. под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского «Право» 10-11 классы.-М.,ИЦ «Вентана-Граф»,2014.
Учебное пособие: Баранов П.А., Воронцов А.В., Романов К.С.,Право: 10-11 классы: базовый уровень: углубленный уровень.-М.: Вентана-Граф,2014.
1.Типы уроков
2.Формы обучения
3. Средства обучения
1.1.
Изучение нового учебного материала
2.1.
Беседа
2.6.
Диспут
3.1.
Визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы,ИКТ-презентации
1.2.
Совершенствование ЗУН (формирование УН; целевое усвоение изученного материала)
2.2.
Лекция
2.7.
Конференция
3.2.
Аудиальные: муз.центр, радио.
3.3.
Аудиовизуальные:телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации.
1.3.
Обобщение и систематизация, закрепление знаний (с/р, лаб. Работа, п/р, экскурсия, семинар)
2.3.
Зачет
2.8.
Экскурсия, культпоход
3.4.
Простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
3.5.
Сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
1.4.
Комбинированный урок
2.4.
Экзамен
2.9.
КВН,викторина,
концерт,»бой эрудитов»,турнир
3.6.
Натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
3.7.
Символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
1.5.
Контроль т коррекция ЗУН
2.5.
Консультация
2.10.
Семинар
3.8.
Технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
№
п/п
Дата проведения
Тема урока и основные вопросы содержания, домашнее задание
Кол-во часов
Средства и формы обучения, тип урока
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
1
Урок 1.Введение (с.3-11)
1.Почему нужно изучать правоведение?
2.Какие профессии основаны на знании правовых норм?
3.Какова специфика профессиональной юридической деятельности?
4.Где можно получить высшее юридическое образование?
1
Учебник; презентация «Право»
Понимать специфику профессиональной деятельности юристов; общественное отношение к судье, прокурору, адвокату.
Приводить аргументы, подтверждающие необходимость юридических знаний для специалистов, профессионально не занимающихся правом.
Раздел 1. От социальных норм к правовому государству
Глава 1. Происхождение государства и права
2
Урок 2.Социальные нормы (пр.1-2)
1.Где следует искать истоки норм, регулирующих взаимоотношения между людьми?
2.Что такое табу?
3.Какое значение имеют обычаи традиции?
4.Какую роль в жизни общества играют моральные и религиозные нормы?
5.В чем особенности древнейших социальных норм?
1
Учебник; презентация «Право»
Понимать необходимость регулирования отношений людей друг с другом; стремление человечества к справедливости;
Осознавать незыблемость социальных норм и причин их изменения;
Находить различия одних социальных норм от других.
3
Урок 3.Социальные нормы (обобщение и систематизация знаний) (пр.1-2, практикум с. 16-18)
1
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
4
Урок 4.Право и его роль в жизни общества (пр.3)
1.Какие факторы могут определять меру поведения человека?
2.Какова роль права в регулировании общественных взаимоотношений?
3.Каковы признаки и функции права?
1
Учебник; презентация «Право», таблицы «Признаки права», «Функции права».
Распознавать признаки права; формулировать основные функции права; выявлять взаимосвязь права и экономического развития общества.
5
Урок 5.Норма права (пр.4)
1.Что такое норма права. Какова ее структура?
2.Какие существуют виды норм права?
Учебник; презентация «Право», УК РФ, ГК РФ, Конституция РФ.
Понимать значение правовой нормы; знать существующие ограничения по применению правовой нормы и существуют ли санкции в нормах-разрешениях.
6
Урок 6.Право, нормы право (обобщение и систематизация, практикум). Пр.3-4
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
7
Урок 7.Государство и его формы (пр.5)
1.Что такое государство и каковы его признаки?
2.Какие существуют теории происхождения государства?
3.Каковы формы государства?
Учебник; презентация «Право», таблицы «Роль гос-ва в жизни общества», «Основные теории происхождения гос-ва»,схема «Форма государства»
Знать происхождение слова «суверенитет» и является ли оно обязательным признаком государственности.
Уметь находить на политической карте мира новые государства; приводить примеры.
Ознакомиться с учением древнегреческого философа Аристотеля о формах государственного устройства и уметь соотносить его с современными представлениями об идеальной государственной модели
8
Урок 8.Взаимосвязь государства и права (пр.6)
1.Каковы древнейшие формы права?
2.Каковы особенности древнейших законов?
3.Может ли государство быть эффективным?
Учебник; презентация «Право»
Понимать роль законов и наказаний за их нарушение. Выявлять нормы права, нашедшие отражение в древнейших законах. Объяснять, почему? Анализировать проблему, когда принятые законы не исполняются из-за их неэффективности.
9
Урок 9.Государство и его формы (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
10
Урок 10.Происхождение государства и права (контрольно-обобщающий урок)
Раздаточный материал с текстом тестовых заданий.
Отработка способностей в решении правовых задач по изучаемой теме.
Глава 2. Право в сфере общественных отношений
11
Урок 11. Сущность правоотношений (пр.7-8)
1.Что такое правоотношения?
2.Какова роль государства в правоотношениях?
3.Каковы отличительные черты правоотношений?
4.Кто является участником правоотношений?
5.Что такое объект правоотношений?
Учебник; презентация «Право», схемы «Субъекты правоотношений», «Юридические факты».
Понимать, что является содержанием правоотношений.
Знать, что является основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
12
Урок 12. Сущность правоотношений (пр. 7-8)
1.Каковы права и обязанности участников правоотношений?
2.Какие существуют ограничения на участие в правоотношениях?
3.Что такое юридические факты? Какие категории юридических фактов существуют?
4.Какую роль в реализации права играет государство?
Учебник; презентация «Право», схемы «Субъекты правоотношений», «Юридические факты».
Разбираться, в каких правоотношениях государство выступает как юридическое лицо.
Знать, какие ограничения дееспособности существовали в разные исторические эпохи; чем они были обоснованы. Уметь приводить примеры.
13
Урок 13. Сущность правоотношений (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
14
Урок 14. Источники права (пр.9)
1.Какие существуют источники права?
2.В чем заключаются особенности применения правового обычая и прецедента?
3.Каковы отличительные черты договоров с нормативным содержанием?
4.Что такое закон и каковы его виды?
Учебник; презентация «Право», схема «Источники (формы) права», таблица «Виды законов в РФ».
Уметь приводить примеры правового обычая и прецедента как источника права.
Объяснять, при каких условиях закон перестает являться источником права; является ли устав школы источником права.
15
Урок 15. Система права (пр.10)
1.Что такое система права?
2.Каковы элементы системы права?
Учебник; презентация «Право», схема «Система права».
Понимать, чем вызвана необходимость разделения права на материальное и процессуальное;
Знать, являлась ли «Русская правда» основой системы права Древней Руси.
16
Урок 16. Источники и система права (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
17
Урок 17. Правонарушения (пр.11)
1.Что такое правонарушение?
2.Какие существуют виды правонарушений?
3.Что включает состав правонарушения?
Учебник; презентация «Право», таблица «Формы вины».
Знать, что такое преступление. Понимать, почему государство определяет, какие поступки относятся к преступным. Уметь объяснять, почему на ряд правонарушений общественность смотрит более снисходительно, чем закон.
Понимать, почему в состав правонарушения входит отношение субъекта к своему поступку.
18
Урок 18. Юридическая ответственность (пр.12)
1.Что такое юридическая ответственность?
2.Каковы виды юридической ответственности
Учебник; презентация «Право».
Знать основополагающие принципы юридической ответственности. Понимать, может ли за поступок, соответствующий традициям и моральным нормам общества, наступить юридическая ответственность.
19
Урок 19. Правонарушение и юридическая ответственность(обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
20
Урок 20. Право в сфере общественных отношений(контрольно-обобщающий урок)
Раздаточный материал с текстом тестовых заданий.
Отработка способностей в решении правовых задач по изучаемой теме.
Глава 3. Становление правовой культуры, гражданского общества и правового государства
21
Урок 21. Правосознание (пр.13)
1.Какую роль играет законность в регулировании жизни общества?
2.Что такое правопорядок?
3.Что такое правосознание?
4.Что такое правовой нигилизм?
5.Какие существуют виды правосознания?
Учебник; презентация «Право», таблица «Уровни и виды правосознания».
Понимать роль воспитания в процессе формирования правосознания. Распознавать методы государственного воздействия на формирование правосознания.
Объяснять и приводить примеры, каким образом общество может противостоять правовому нигилизму.
22
Урок 22. Правовая культура (пр.14)
1.Что называется правовой культурой?
2.Структура правовой культуры.
3.В чем заключаются особенности правовой культуры отдельной личности и общества?
4.каково значение правовой культуры в жизни человека и общества?
5.Каковы основные функции правовой культуры?
6.Каковы пути повышения правовой культуры в российском обществе?
Учебник; презентация «Право», схема Структура правовой культуры», таблица «Функции правовой культуры».
Уметь объяснять проявления взаимосвязи общей культуры и права; приводить примеры.
Понимать, как правовая культура может влиять на взаимоотношения между людьми; приводить примеры.
23
Урок 23. Правосознание и правовая культура (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
24
Урок 24. Демократия и правовое государство (пр.15)
1.В чем заключается сущность демократии?
2.Каковы идейные предпосылки правового государства?
3.Что понимается под правовым государством?
4.Каким образом может быть реализована идея правового государства?
Учебник; презентация «Право».
Уметь выявлять связь между гражданским обществом и правовым государством.
Понимать, насколько необходим правовому государству аппарат принуждения; уметь приводить примеры и давать самостоятельные обоснования.
Знать, какие мыслители развивали идеи правового государства; существуют ли конфликты интересов между различными группами населения в правовом государстве.
25
Урок 25. Демократия и правовое государство (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
Раздел 2. Основы конституционного права российск5ой Федерации.
Глава 4. Из истории конституционализма в России
26
Урок 26. Развитие конституционных идей в России (пр.16)
1.Основные этапы развития конституционных идей.
2.Способы введения Конституции.
3.Функции Основного закона.
4.Особенности развития конституционных идей в России.
5.Особенности советских конституций.
Учебник; презентация «Право», таблица «Способы введения Конституции», Конституция РФ.
Понимать, является ли появление первых конституций в к. 18 в. этапом развития правового государства.
Выявлять особенности эволюции конституционных идей в России.
Уметь объяснять, способствует ли созданию справедливого общества конституция, отстаивающая классовые, сословные или групповые интересы.
27
Урок 27. Конституция Российской Федерации –Основной закон нашей страны (пр.17)
1.Как принималась действующая Конституция России?
2.Структура Конституции России.
3.Главные особенности Конституции России.
Учебник; презентация «Право», схема «Возможные причины принятия новой конституции», таблица «Структура Конституции РФ», «Основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ».
Уметь сравнивать основополагающие принципы, а также поправки в Конституциях СССР, РСФСР и РФ.
Уметь выделять главные идеи, положенные в основу документов.
Приводить примеры отличий в структуре Конституции РФ от основных законов советской эпохи.
28
Урок 28. Развитие конституционных идей в России (обобщение и систематизация, практикум)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.
Глава 5. Конституционное устройство и организация власти в Российской Федерации
29
Урок 29. Основные принципы конституционного устройства (пр.18)
1.Основы конституционного строя России.
2.принципы конституционного строя РФ.
3.Территориально-государственное устройство РФ.
Учебник; презентация «Право», таблица «Принципы конституционного строя РФ»
Уметь давать характеристику РФ как демократического, социального и правового государства.
Понимать, как содействует закрепление принципа суверенитета народа формированию гражданского общества.
30
Урок 30. Основные принципы конституционного устройства (продолжение) (пр.18)
1.Организация федеральных органов власти.
2.Реализация принципа народного суверенитета в РФ.
3.Избирательные системы.
Учебник; презентация «Право»,таблица «Ограничения, налагаемые принципами федерализма на деятельность органов власти», «Избирательные системы»
Знать, что такое светское государство.
Понимать и распознавать формы государства: форму правления, политический режим и государственное устройство.
31
Урок 31. Президент Российской Федерации (пр.19)
1.Глава Российского государства.
2.Выборы и вступление в должность Президента РФ.
3.Каковы функции Президента РФ и какими полномочиями для их выполнения он наделен?
Учебник; презентация «Право», таблица «Функции Президента РФ».
Знать, в каких государствах существует пост президента.
Использовать дополнительные источники для выяснения, какие существуют ограничения на занятие поста президента в разных странах.
Уметь объяснять, правомерны ли обращения граждан к Президенту РФ по поводу своих бытовых проблем и нужд; имеет ли право Президент РФ право игнорировать подобные обращения.
32
Урок 32.Законодательная власть в Российской Федерации (пр.20)
1.Как называется парламент РФ?
2.Функции Федерального Собрания РФ.
3.Структура Федерального Собрания РФ.
4.Условия роспуска Государственной Думы РФ.
Учебник; презентация «Право», таблица «Федеральное Собрание и его функции».
Знать древнейшие представительные органы власти и их сохранившиеся особенности.
Знать структуру Федерального Собрания РФ; основные должности, а также обязанности депутатов.
Понимать, что может являться критерием для определения формы правления как президентской, так и парламен6тской республикой.
33
Урок 33. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации (пр.21)
1.Роль Правительства России в системе государственной власти.
2.Условия формирования Правительства РФ.
3.В каких случаях прекращаются полномочия правительства РФ?
Учебник; презентация «Право», схема «Судебная система РФ».
Знать основные законодательные инициативы Правительства РФ.
Понимать, как согласно Конституции РФ взаимодействуют между собой исполнительная и законодательная власть.
34
Урок 34. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации (продолжение) (пр.21)
1.Роль судебной власти в РФ.
2.Особенности конституционного судопроизводства в РФ.
3.Полномочив Верховного Суда РФ.
4.Особенности арбитражного судопроизводства.
5.Гарантии беспристрастного судопроизводства и принципы деятельности судебных органов власти.
6.Роль органов прокуратуры в системе государственной власти России.
Учебник; презентация «Право», таблица «Общие принципы деятельности органов судебной власти».
Знать, как в соответствии с Конституцией РФ разграничены полномочия федеральной власть и субъектов РФ.
Объяснять, какие требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ и чем они обусловлены.
Приводить примеры работы органов прокурорского надзора. Объяснять, в чем состоит особое положение прокуратуры в структуре органов государственной власти.
35
Урок 35. Конституционное устройство и организация власти в Российской Федерации (обобщение и систематизация, практикум к пр. 18-21)
Раздаточный материал с текстом практикума.
Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения.