МОУ «Рождественская СОШ»

Конспект открытого урока

Тема: Воспитание сердца.

(интегрированный урок: литературное чтение и искусство)

Чечина Т. А.

учитель начальных классов

Истринский район, Московская обл.

2010 год

Тема: Воспитание сердца

(интегрированный урок – литературное чтение и искусство)

Цели: Воспитание чувств и непосредственное воздействие на сердце, насаждать, пробуждать высокие чувства через художественные, музыкальные и литературные произведения, облагораживать чувства, приучать служить добру, воздержание чувств: обуздание языка, хранение слуха и зрения.

Ход урока.

  1. Постановка темы урока

На доске записаны слова:

Видеть – увидеть – всмотреться

Слышать – услышать – вслушаться

Думать – подумать – вдуматься

— Как понимаете смысл слов каждой строки?

— Какое из слов самое главное в каждой строке?

— Сегодня мы понаблюдаем над этими понятиями.

  1. Работа с художественным произведением.

На доске картина Левитана «Большая вода» и фотография весеннего пейзажа.

— Что видите на доске?

— Что общего между фотографией и картиной?

Изображение весеннего пейзажа.

— Чем фотография отличается от картины?

Фотографию может выполнить каждый человек, а картину может создать только художник. Господь дал ему талант, который он приумножил, исполнил волю Божию и стал полезным для окружающих его людей и общества в целом.

— Какие чувства родились в вашем сердце при рассматривании этой картины?

— Как эти чувства проникли в сердце?

Через наблюдение, всматривание (глаза) в сердце человека входит окружающий мир.

-С помощью чего художник донес до нас свои чувства?

Талант, вдохновение, краски…

-Какие стихи вам приходят на память при видении этой картины?

Поэт пишет стихи. А что же такое стих-о-творение…Кто такой Творец…

« В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Бытие 1, 1-5.

Творец- Бог, свет- благодать Божия. Без благодатной помощи и поддержки своего Создателя человек не может прожить ни единой минуты. Без ее спасительного действия душа бывает нищей, слепой и болезненной. Для человека благодать Господня является основной пищей, подкрепляющей духовные силы. Поэтому каждый человек должен добрые дела не себе приписывать, но Богу. Так вот где источник таланта человека…

  1. Работа с музыкальным произведением.

-Кто еще может проявить свой талант?

— Как звуками передать это настроение?

Прослушивание музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

— Что почувствовали?

— С помощью чего композитор смог донести до нас свои чувства?

— Как эти ощущения проникли в нас? Через слышание (уши).

  1. Работа с литературным произведением.

Чтение рассказа А.П. Чехова «Весной».

-Какое настроение появилось?

-Кто сотворил это литературное произведение?

Прозаик- от слова проза (рассказ).

— С помощью чего автор смог передать свое настроение?

Слово. Слово истины — Библия. Что же она говорит нам о Слове?

« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ев. От Иоанна 1, 1.

Через видение и слышание в сердце человека входит весь окружающий мир.

Художник рисует для нас художественную картину, композитор – музыкальную картину, а прозаик или поэт — словесную картину.

  1. Работа с текстом.

— Как понимаете слова « в душу просится весна»?

Пасха.

«Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо». Сейчас идет Великий пост- время, когда человек обращает свой взор внутрь себя. Земля весной обнажается, выступает на поверхность вся грязь. Человек обнажает свою душу, на поверхность выходят его чувства. « Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края». Так Божия благодать наполняет нас радостью и надеждой. « Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет». Вся грязь весной должна омыться водными потоками, первыми дождями, так и наше сердце должно очиститься слезами покаяния. «В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах…» Так и человек должен прежде выгнать из своего сердца злые чувства и заполнить его добрыми… «Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы… любите природу…» Как природа встречает праздник светлого Христова Воскресения обновленной, украшенной, так и христианин, потрудившийся над своим сердцем, получает благодать (радость)…

  1. Подведение итогов урока

Как же следует относиться к чувствам своим и чувствам других людей?

Со вниманием. Внимание к внутренним движениям своего сердца не допускает осуждения других и порождает любовь к ближним.

Чтение стихотворения В. Солоухина

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here