МОУ «СОШ п.Красный Боец Ершовского района Саратовской области»
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока:
«Конституция
Российской Федерации»
Учитель истории и обществознания МОУ
«СОШ п.Красный Боец
Ершовского района
Саратовской области» Кадырова Амина Камитовна
п.Красный Боец. 2012
Слайд 1. Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Слайд 2. Цели: — показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;
—продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи:
-
Добиться усвоения учащимися: что Конституция:
-
это закон высшей юридической силы.
-
Базируется на общечеловеческих ценностях;
2. Рассмотреть роль Конституции в жизни общества;
— основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.
Аристотель
Тип урока: изучение нового материала.(2-й час)
-
Проверка домашнего задания по теме: «Конституция РФ».
У доски: заполнить пробелы текста:
Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное _______(правовое) государство с ________(республиканской) формой правления. Признание, соблюдение и защита ____(прав) и _____(свобод) — обязанность государства.Российская Федерация состоит из республик, краев, ______, городов федерального назначения ______ и _______.
Слайд 3. Тесты на Компьютере:
Слайд 4. 1)Основная часть Конституции состоит из ___ глав и ____статей:
а) 7 глав и 140 статей; б) 9 гл и 137 ст.; в) 8 гл и 154 ст;
Слайд 5. 2) Когда была принята ныне действующая Конституция:
а) 12 декабря 1993 г; б) 7 октября 1977г; г) 12 января 1995 г.
Слайд 6. 3) Конституция от латинского слова означает:
а) устройство; б) согласие; в) договор.
Слайд 7. 4. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
Слайд 8. Взаимопроверка.
Слайд 9. 3.Соотнесите:
1.Глава государства а. Правительство
2. Судебная власть б. Президент
3. Исполнительная власть в. Федеральное Собрание
-
Законодательная власть г. Суды РФ
Слайд 10, 11. Физминутка для глаз
План изучения нового материала
-
Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
-
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Слайд 3. 1. Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
-
ее нормы выше любых других законов;
-
сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
-
Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
-
иметь права, установленные юридическими нормами;
-
получать от государства гарантии соблюдения прав;
-
быть государству в чем-то обязанным.
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Это право есть у любого человека с 18 лет. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
-
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ. Глава II.
(Практическая работа)
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать.
Слайд 12. Классификация прав и свобод:
Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:
-
право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли; 5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд
Слайд 13. Проверяем:
личные
социальные
политические
экономические
культурные
1,2,3
6
4,5,
8,1
7,9
В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. Давайте их найдем в тексте.
После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/
Слайд 14. Рефлексия. Задание «Восстанови истину»
Слайд 15. Зарядка для глаз, физминутка.
Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ.
/Для самостоятельного изучения/ дома заполнить схему:
Полномочия Президента РФ
-
задание № 3 стр. 218. Учебник 8-9 Комментарии.
2. Прокомментировать эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
IV. Домашнее задание: п. 12-13, заполнить схему «Полномочия Президента РФ», мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.