Методические разработки уроков:
-
МБОУ СОШ №51 г. Липецк
-
Кладова Лариса Алексеевна учитель истории и обществознания
-
Предмет — обществознание
-
10 класс социально-гуманитарный профиль
-
Программно-методическое обеспечение: рабочая программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию; учебник по обществознанию на профильном уровне (Л.Н. Боголюбов); тематическое планирование по обществознанию на профильном уровне; Интернет – ресурсы, электронное учебное пособие по обществознанию в 2-х частях (8-9, 10-11 класс).
-
Тема урока: «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях»
-
Цель:
-
дать учащимся общую картину развития представлений о человеке и обществе в ранних мифах и первых философских учениях;
-
рассмотреть развитие философской мысли в древности;
-
выяснить общее и особенное, о сущности человека и его природе, об обществе в представлениях древних философах.
Задачи:
-
знать что такое философия, чем занимается философия, кто такие философы;
-
иметь представления о философских учениях в древности;
-
развивать познавательные интересы учащихся по предмету;
-
формировать собственное суждение, представление, умозаключение о развитии философской мысли, о сущности и природе человека и общества;
-
прививать интерес к изучению проблемы о человеке и его месте и роли в жизни общества, используя межпредметные связи по истории, литературе, обществознанию, биологии, географии.
8. Форма урока: лекция (2 урока)
9. Форма работы: коллективная, индивидуальная.
10. Оборудование: материал лекции, проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, рабочие тетради.
-
Ход урока
Содержание школьной лекции
Слайд
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок — урок лекция посвящен, на мой взгляд, одной из сложнейших проблем в философии – ЧЕЛОВЕКУ и ОБЩЕСТВУ.
Вопрос к классу:
-
Как вы думаете почему?
Тема сегодняшней школьной лекции «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях».
Чтобы более детально разобраться в сущности этой темы я предлагаю вам план лекции.
План лекции
-
Что такое философия? Что изучает философия?
-
Кто такие философы?
-
Философские учения о человеке.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте обратимся к памятке «Как конспектировать лекцию» (смотри приложение).
В ходе работы с лекцией прошу вас обратить внимание на задание, по окончании лекционной работы я бы хотела услышать ответ на поставленный вопрос.
Что общего и каковы различия в понимании древних философов о сущности и природе человека и общества.
-
Объяснение нового материала.
Что такое философия и что изучает философия?
Если мы обратимся к научной обществоведческой литературе, то найдем следующее определение философии:
Философия – (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Вопросы философии были связаны:
-
происхождение человека;
-
его сущность и роль;
-
смысл жизни;
-
пути развития человека и общества
Таким образом, философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на вопросы «что такое мир и место человека в этом мире».
Кто такой философ?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, вновь обращаемся к научной обществоведческой литературе и находим следующую информацию:
Фило́соф — φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего.
Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями, то есть осуществляющий философию как образ жизни.
Таким образом, философы это ученые, занимающиеся поиском истины изучаемой проблемы.
Еще в Древности людей интересовала проблема человека, его сущности, а также проблема общества, в котором жил человек.
На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология (миф в переводе с греч.— предание, сказание и логос — слово, учение).
Мифы существовали у всех народов. Древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев объясняли социальную действительность. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. От поколения к поколению передавались духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, секреты различных видов искусств и др.
Миф – это представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов, общественное сознание древнего общества, способ самовыражения человека в древние времена. Это ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований.
Основные темы мифов: космогония – представления о происхождении Космоса, Земли, теогония – сказания о происхождении богов, антропогония – мифы о происхождении человека.
Мифология – это форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии. Это и наука о мифах – преданиях, религиях и сказаниях о богах.
В древних мифах выделяются две идеи: творение (Божественное сотворение мира), развитие (Версия происхождения из хаоса, воды и т.д.).
С развитием сознания развивалось человеческое общество, а значит менялось представление о мире, человеке.
Первыми философскими учениями принято считать в Индии – ведическую литературу, буддизм. В Древнем Китае – даосизм, конфуцианство. В Древней Греции — учение Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Платона, Аристотеля.
Древнеиндийская философия.
Первым источником религиозно-философской мудрости в древней Индии стала так называемая ведическая литература.
Ведическая литература – («веда» — знание) – обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200-600 г.г. до н. э.), в которых сильнв проявления мифологического сознания.
Веды – религиозные тексты древних арийцев – священные тексты, молитвы, гимны, описание ритуалов, обряды. Человеческое общество устроено по аналогии с миром Богов. Человек занимает срединное положение между небесными и подземными божествами.
Роль и место человека в обществе определяется его принадлежностью к варне (сословное деление) и касте (профессионально-корпоративное деление). Варны: брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (слуги, зависимые люди).
Каста – замкнутая профессиональная корпорация в Древней Индии, принадлежность к которой передается по наследству. В древности выделяется сотни каст. В целом кастовая структура развивает и детализирует варны.
Наиболее философской и понятной является группа текстов, появившаяся позднее, — Упанишады.
Упанишада – («процесс обучения мудрецом своих учеников»), тексты где впервые была выражена идея реинкарнации – переселения душ живых существ после их смерти.
Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его «кармы».
«Карма» — («деяние, поступок», — ключевые понятия в индийской философии). Согласно закону «кармы», тот, кто совершает благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родиться в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот, в чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни, т.е. каждый получает то, что заслуживает.
Вопрос классу:
-
Как вы думаете, можно ли изменить неблагоприятную «карму» или освободиться от неё?
-
Можно ли изменить свою жизнь?
-
Что для этого необходимо сделать на ваш взгляд?
По мнению древних индусов чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить «кармический» долг прежних существований.
Пути искупления:
-
Жизнь аскета – отшельника.
Суть: «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобождён, то, чтобы ни случилось, ты не придёшь снова к разрушению и старости».
-
Освобождение души – йога, («соединение, связь») – комплекс практических упражнений. В системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жёсткий самоконтроль.
Цель основных этапов тренировки – самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация (созерцание). Смысл всех усилий йоги не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности и поразить воображение людей, а том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
3. Буддизм – религиозно-философское учение. В V в. до н. э. возникает новая философия, которую называют «атеистической» религией (религия без Бога). Основатель царевич Гаутама.
В основе учения Будды – преодоление желаний. Необходимость полного отрешения от мира, добиться высшей цели и прийти к согласию к согласию с самим собой.
Смысл жизни: самосовершенствование через самоотрешение. Отказ от желаний, освобождение от страданий, прекращение перерождений. Достижение нирваны – слияние с мировым разумом.
Принципы буддизма:
-
не убий, не причиняй никому вреда, не вредить живым существам;
-
не брать чужого;
-
не лги;
-
не употребляй дурманящих напитков;
-
воздержаться от запрещённых половых контактах;
-
не вести праздных и лживых речей.
Общие черты философских школ Древней Индии:
-
окружающий мир и человек взаимосвязаны,
-
жизненные принципы – самоанализ, самоуглубление, недеяние,
-
учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти,
-
учение о Карме – сумме злых и добрых дел каждого человека.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности, путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
Представления о человеческом мире в Древнем Китае.
Первое представление.
Происхождение мира связано с действием двух начал: «инь» – темное начало, «янь» – светлое начало. Эти начала должны находиться между собой в гармонии, ибо они рождают «дэн» – сочетание начал – Неба, Земли, Человека.
По представлениям древних китайцев, человек занимает срединное положение, он посредник между Небом и Землей. «Передаю, но не творю». Через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на Землю и распространяется повсюду. Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение человека – следовать естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»).
Задание классу:
Внимательно посмотрите на картинку и попытайтесь самостоятельно сформулировать принцип «у вэй».
Предполагаемый ответ:
Суть: когда нечто достигается крайности, оно переходит в свою противоположность.
Второе представление.
Данное положение «у вэй» развивали сторонники даосизма. Дао (путь, дорога, созерцание) – категория китайской философии 6 — 5 вв. до н.э. Основоположник учения Лао-цзы. Бездействие, недеяние (принцип «у вэй») – одна из главных идей даосизма. Бездействие приводит к свободе, успеху, процветанию.
Идеал Лао-цзы – патриархальная община, небольшие государства. Люди не должны переходить с места на место, посещать другие государства. Мудрый правитель стремится к миру, уступчив соседям, не прославляет свою победу над врагом, не радуется убийству людей.
Третье представление.
Конфуцианство – ведущее философское течение в Древнем Китае. Основоположник учения – Конфуций.
Его идеал – благородный человек, «правильное» государство. Основные этические принципы конфуцианства: гуманизм, чувство долга, преданность старине, забота о родителях, помощь другим людям, скромность. В повседневной жизни надо руководствоваться определёнными правилами. Главное из них – не делай другим того, чего не желаешь себе.
Программа достойной жизни Конфуция – соблюдение следующих добродетелей:
-
мудрость,
-
гуманность,
-
верность,
-
почитание старших,
-
мужество.
Покорность судьбе и правителю – один из основных принципов этики конфуцианства.
Конфуций много внимания уделял обществу и государству, при этом отождествляя их как единое целое. Изучал и рассматривал вопрос «правильного» государственного управления, устройства.
Таким образом, древневосточная философия до конца в целом не выработала представления о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, небо …). Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своём внутреннем состоянии. Исключение – конфуцианство т.к. направленно на гармонизацию отношений между людьми.
Философия Древней Греции.
Философские изыскания Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита привели к выводу:
-
что первооснова – это некое временное состояние, предшествующее появлению всего сущего, а первопричина, рационально (интеллектуально) постигаемая.
-
не описывали божество-предка или прародителя, а искали материальные основы сущего:
— вода
— огонь
— земля …
Демокрит выдвинул идею о том, что основой всего являются некие неделимые частицы – атомы.
Философы Древней Греции изменили взгляд на мир: единый порядок, скрытый под хаосом наших ощущений можно познать; важно искать связь вещей.
Для поиска необходима мудрость, которую Гераклит назвал логосом (разумом).
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) пытались определить наилучшие формы государственного правления. Знание о политике они понимали как знание о высшем благе человека и государства.
Платон.
В своих работах «Государство», «Законы» Платон рассматривает варианты идеального государства.
Идеальное государство – это воплощение справедливости, царство Дике (богиня справедливости у древних греков). Все свободные граждане занимаются делом, к которому они имеют лучшие склонности, но при этом они не вмешиваются в дела других.
Власть в государстве принадлежит философам («эксперты») – людям, склонным к мудрости.
Система образования должна способствовать появлению таких людей и их отбору.
Дети от 10 до 20 лет получают одинаковое образование
-
гимнастика
-
музыка
-
религия
Первый отбор лучших происходит в возрасте 20 лет, которые продолжают обучение, уделяя особое внимание математике.
Срок обучения – 10 лет.
Второй отбор в возрасте 30 лет, новое обучение – философии. Срок обучения – 5 лет.
В течении 15 лет участвуют в жизни общества, приобретая навыки управления.
Появившаяся хорошо отобранная и подготовленная элита берёт в свои руки управление государством.
Вопрос к классу:
Как вы думаете, что делать с теми, кто отсеялся?
Отсеянные, на первом этапе, становятся купцами, ремесленниками, земледельцами. Главная добродетель – умеренность. Они обеспечивают существование философов и стражников.
Отсеянные на втором этапе, становятся управляющими и воинами (стражи). Главная добродетель – мужество, у них преобладает яростное душевное начало. Они защищают государство от внутренних и внешних врагов, обеспечивают правопорядок.
Философы и стражники лишены собственности и семьи.
Основа государства – социальные классы.
Рабы не граждане
По нению Платона единичное должно быть полностью подчинено всеобщему. «Не государство существует ради человека, а человек живёт для процветания государства».
Платон противник частной собственности и сохранения семьи у представителей высших классов, т.к. порождали бы частные интересы и отвлекали бы людей от заботы об общем благе.
Совершенные формы правления по Платону:
Монархия – власть одного на основе закона.
Аристократия – власть лучших с одобрения народа, в соответствии с законом.
Демократия (хорошая) – власть большинства.
Несовершенные формы власти, правление по произволу:
Олигархия – власть немногих богатых.
Тимократия – власть честолюбцев, которые предаются тайному обогащению.
Тирания – власть одного.
Политические взгляды Аристотеля нашли выражение в работах: «Политика», «Афинская полития».
Аристотель (ученик Платона) считал, что государство – это естественное образование. Человек как существо общественное несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию.
Развивал идеи Платона о государстве, привнес новое: государство – семья – поселение.
Взгляды Аристотеля:
-
не отрицал частную собственность, считал, что средний слой общества должен иметь собственность и быть опорой государства;
-
крайне бедных относил к гражданам второй категории;
-
очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояний;
-
не создавал модели идеального государства, пытался улучшить формы его устройства на основе анализа реальной политической жизни;
-
наилучшая форма правления – умеренная демократия.
Формы правления по Аристотелю:
Правильные (по закону), если цель верховной власти – общественное благо.
Монархия, или царская власть, – власть одного, основанная на авторитете.
Аристократия – власть лучших, благородных.
Полития, то есть демократия – власть большинства в соответствии с законом, опора власти средний класс.
Неправильные формы (по произволу). Если власть преследует свое, частное благо.
Тирания – абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием, забота о собственном благе.
Олигархия – власть немногих, богатых и знатных, падение роли закона.
Демократия, то есть власть толпы, анархия.
Аристотель считал, что основная задача государства – недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных личностей, предотвращение излишнего накопления гражданами имущества, государство над личностью.
Таким образом, древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства интересов государства перед запросами личности.
IV. Устный опрос учащихся по вопросу:
Что общего и каковы различия в понимании древних философов о сущности и природе человека и общества.
V. Подведение итого. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Параграф 2, вопросы 1-4 из рубрики проверь себя.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
-
Приложение.
Памятка «Как конспектировать школьную лекцию».
-
Запиши тему и план лекции.
-
Постарайся записать основные обществоведческие понятия лекции, выделяя их зеленым цветом, а также тезисы – основные главные мысли, выражающие суть и содержание лекции.
-
Зарисуй схемы, используемые в лекции.
-
По ходу лекции подготовь ответы на поставленные учителем вопрос (в начале работы и по её завершению).
-
После урока постарайся пересказать по плану содержание лекции, дополняя конспект сведениями из учебника и дополнительной литературы.