МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (10 класс профильный уровень)
ТЕМА: «Истина и её критерии»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:2
Цель: выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за её обладание.
Задачи:
Обучающая: раскрыть сущность процесса постижения истины, определить значение этого процесса в жизни человека; определить, что такое истина в научном и философском, общечеловеческом смысле, каковы её свойства, виды, критерии;
Развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы: анализ разнообразных источников знаний, выдвижение гипотез, подбор аргументов и контраргументов, синтез, обобщение, а также умение обосновывать и высказывать свою позицию по заданному вопросу, вести дискуссию; работать в группе; развивать навыки компьютерной грамотности: поиск информации в Интернете, составление презентаций, оформление слайдов; развивать актерские и другие творческие способности;
Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств личности: любви, милосердия, сострадания, ответственности за свои поступки, чувство справедливости, человеческого достоинства, развивать коммуникативную культуру учащихся, способствовать выработке их гражданской позиции.
ТИП УРОКА: УРОК — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
( с элементами театрализации и дискуссии)
Используемые педагогические технологии: личностно ориентированные; технологии индивидуализации обучения; проблемное обучение;
информационные; интерактивные технологии
ОФОРМЛЕНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:
Авторский медиапродукт – презентация ( Power Point.), используемая в процессе урока, высказывания великих людей прошлого по сути исследуемой проблемы, картина Н.Гё «Что есть истина?», сменные схемы, прикрепляемые к доске.
«Как только прекращается искание истины.
прекращается жизнь» Рескин
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Данные какого раздела философии мы использовали на предыдущих уроках?
-Гносеологии (теории познании)
Какие проблемы мы изучали ранее?
-проблемы познаваемости мира, способов и форм его познания.
Сегодня мы продолжим наш разговор и герои произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» приглашают вас рассмотреть еще один очень интересный и актуальный философский вопрос.
Учащиеся разыгрывают сцену из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
ПИЛАТ
-А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
ИЕШУА
Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.
ПИЛАТ
Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
ИЕШУА
Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.
Изучение нового материала
Учитель: Как вы думаете, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?
Наши герои пригласили к размышлению на эту вечную тему «Что есть истина?», которая для нас будет и проблемным заданием, решаемым в разных аспектах:
-общенаучном;
-библейском;
-общечеловеческом.
Нас будет интересовать не только содержание истин (факты, суждения, представления), а её природа, сущность процесса постижения. При этом истина будет рассматриваться как свойство наших мыслей, теорий, как одна из характеристик того, что мы называем знанием. Эта обширная тема относится не только к академической, философской сфере, но и к практической, ибо «Чего вы не понимаете, не принадлежит вам» Гете.
Учитель: Как вы думаете, в чем заключается жизненная, практическая значимость данной темы?
От того, как мы понимаем истину, зависит модель поведения на работе, в семье, сфере досуга, отношение к искусству и пр.
Учитель обращает внимание на эпиграф урока на слайде: «Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь» Рескин.
Как вы понимаете суть данного высказывания?
Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости несли золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. Неувядаемая красота, гармония и благородство Парфенона – древнего храма богини мудрости Афины Паллады символизирует могущество мудрости и непобедимость истины. В мифологическом образе истина — прекрасная и благородная женщина иногда богиня любви и красоты Афродита. Великие умы человечества видели в истине её высокий нравственно-эстетический смысл. Обратимся к их мыслям, которые вы подобрали дома в помощь для разрешения нашей проблема. Какое из них вам кажется более созвучно вашему строю души, соотносится с вашей точкой зрения на проблему, вы сообщите в конце урока или предложите свое видение без опоры на авторитеты.
На интерактивной доске высвечивается видеоряд высказываний о ценности истины.
«Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь» Рескин
«Путь истины – единственный, и он один» Монтень
«Уважение к истине — начало мудрости» А.И.Герцен
«Истина порой может быть затемненной, но никогда не гаснет» Тит Ливий
«Утром познав истину, к вечеру можно умереть» Конфуций
Учитель предлагает учащимся выбрать понравившееся высказывание и прокомментировать его.
Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для подвижников науки, искусства искание истины всегда составляет смысл всей жизни. Память о них хранят благодарные потомки.
Вначале определимся, что вы понимаете под истиной
Какое определение истины вам кажется более точным?
На интерактивной доске высвечивается:
Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина – незыблемое, не меняющееся со временем утверждение.
Истина- те выводы, с которыми все согласны.
Истина- то, во что человек верит.
Учащимся предлагается прокомментировать каждое из суждений, увидеть их недостатки и выбрать наиболее правильно.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с процессом познания, его целью, видами.
-Что является целью познания?
-Получение наиболее полного и точного знания об окружающем мире.
-Какие существуют виды познания?
-Эмпирическое и рациональное.
Долгое время представители разных философских школ по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира, получения истинного знания.
Давайте обратимся к мнениям агностиков, скептиков, рационалистов и разберемся в этом вопросе.
Класс делится на три группы, каждая из которых получает набор высказываний философов и на их основе должна защитить свою позицию в споре с оппонентами.
Материал для карт группе «скептиков»
О.Хайям «Те, что веруют слепо,- пути не найдут.
Тех, кто мыслит,- сомнения вечно гнетут,
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
«О, невежды! Дорога не там и не тут»
Протагор. «Что каждому кажется, то и достоверно»
И.Кант «… его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т.к. они навязаны ему собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, ибо они превосходят его возможности»
Материалы для группы «агностиков»
Фауст «Природа для меня загадка,
Я на познании ставлю крест»
Гилас «Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать её действительную природу, или то, что такое она в себе»
«Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча, но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызывают в своей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются и твоими органами чувств»
Материалы для группы «рационалистов»
А.Эйнштейн «Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим»
Г.Гегель «У скрытой и замкнутой в начале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания: она должна раскрыться перед ним, показать ему свои глубины и дать ему наслаждаться ими»
Галилей «Человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа»
Затем учитель предлагает представителям групп изложить свои позиции и плавно вводит класс в дискуссию по поводу услышанного. Учащиеся приводят аргументы и контраргументы, спорят, сомневаются. Учитель подводит итоги диалога, отмечает наиболее активных учащихся.
Далее учитель предлагает выяснить основные свойства истины и её критерии, для этого учащиеся делятся на две группы, каждая получает задание по учебнику, по другой справочной литературе.
1 группа – Выявить свойства истины и её основные виды.
2 группа – Установить критерии истины и оценить их сильные и слабые стороны. Предложить свой наиболее правильный критерий.
Учащиеся в результате сложной аналитической исследовательской работы с разнообразными источниками информации, анализируя, сравнивая, сопоставляя, приводя аргументы и контраргументы, приходят к определенным выводам, высвечивающимся на экран доски. Выводы записываются в тетради.
Свойства истины:
-соответствие знаний об объекте самому объекту;
-процесс движения от незнания к знанию;
-конкретность;
-объективность
Виды истины:
-
Объективная истина
Отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, как существует, независимо от нашего сознания. Это не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Достижение объективной истины — цель научной деятельности. Объективная истина не зависит от эмоций, воли, желаний, стремлений и пр.
2. Субъективная истина. Отражает то, что в процессе познания всегда происходит взаимодействие объекта и субъекта. В познании непосредственное участие принимает сознание последнего.
3. Абсолютная истина. Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, истинность которого не зависит от опыта. Оно теоретически обоснованно, доказано настолько, что в его истинности нельзя сомневаться
4. Относительная истина.
Знание, характеризующее ограниченность человеческого познания, приблизительность, незавершенность наших знаний о действительности. Большинство существующих истин – относительные.
Учащиеся параллельно приводят большое количество примеров
В итоге на доске ими выводится, а затем записывается в тетради определение истины «Истина-процесс адекватного отражения действительности в сознании человека»
Вывод по этой части урока: «Истина в одно и тоже время абсолютна и относительна, субъективна и объективна»
Что же дает людям гарантии истинности их знаний?
Что служит основанием для отличия истины от заблуждения?
Каковы критерии истины?
Вторая группа, обработавшая и обсудившая в процессе групповой работы предложенный материал и подобравшая аргументы и контраргументы в отношении предложенных критериев истины, увидев их сильные и слабые стороны, сообщает остальным учащимся свои выводы.
На доске высвечиваются следующие критерии истины:
-
Чувственный опыт
-
Разум
-
Общезначимость
-
Теория
-
Практическая полезность
-
Практика
Выводы. Главный, решающий критерий – практика. Это и эксперимент, и труд, и общественная практика- реформы. Но и этот критерий не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер. Она всегда развивается, совершенствуется, что недоступно сегодня, будет доступно завтра. Практика — «хитра особа» Она не только подтверждает истину. Разоблачает заблуждения, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами её исторически ограниченных возможностей.
Практика- основа познания, его источник, способ и стимул. Человеческое познание движется от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.
Закрепление в форме решение задания ЕГЭ.
Следующая часть урока посвящена исследованию проблемы истины в религиозном и общечеловеческом смысле.
Учащиеся разыгрывают сцену «Суд над Сократом»
Обвинитель 1.
Я, Милет, считаю, что Сократ – чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько ни отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять просто законы государства, он доискивается, что такое истина.
Обвинитель 2.
Сократ- насмешник. Он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят «Думай то-то», а он :
«Думай, так-то». Додумаешься до чего-то, скажешь ему, а он переспросит раз и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать и думать, надо когда – то и дело делать.
Защитник.
Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь во всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех эллинов». Когда он рассуждает о хороших и дурных поступках, то старается сделать хорошие и не делать дурных, а это лучшее доказательство его рассуждений.
Ведущий
Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу.
Сократ.
Граждане афиняне! Против меня выдвинуты такие надуманные обвинения, что о них трудно говорить серьезно. Я всегда утверждал , что знаю только то, что ничего не знаю. Но оракула нужно слушать, и я пошел к людям учиться уму разуму, к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же осталось?
Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако каждый считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут – то я и понял, что хотел сказать оракулу: Я знаю, хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают. Вот поэтому я мудрее, чем они.
Ведущий
Уважаемые судьи. Мы выслушали мнение всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить, виновен или нет Сократ?
Учитель предоставляет право высказаться по поставленному вопросу всех учащихся. Организуется обмен мнениями, суждениями. Почему же жители Афин считали, что Сократ подрывает их жизненные устои?
В завершении дискуссии – выступление учащегося, играющего роль самого Сократа
Сократ
И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть. А они, осужденные истиной, уходят на зло и неправду. И вот я утверждаю, что сейчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили. Вот вам способ и самый хороший и самый легкий: не закрывать рта другим, а стараться быть как можно лучше.
Учитель: Сократ посвятил себя поиску истины, и, несомненно, его рассуждения и соображения раздражали многих, т.к. он открыто говорил о ложности их убеждений и верований и призывал к совместному поиску истины. Но они видели в этих поисках подрыв основ общества и своей власти. Они отдали его под суд, обвинили в развращении молодежи. Пытали и приговорили к смерти.
Предсказание Сократа сбылось, причем в масштабах, которые он не мог предугадать. Миллионы людей прочли его слова и выразили свое осуждение его палачам. По сей день мы восхищаемся его позицией и позицией его многочисленных последователей, которые в ходе истории отважились противостоять могущественному большинству и верить, что истина в конце концов преодолеет все препятствия на своем пути. Приведите примеры из истории и литературы.
И еще на один очень важный аспект наталкивает нас суд над Сократом на
соотношение объективной истины и абсолютной нравственности. Сократ своей благородной смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг её предела. Убита Правда. Убит Праведник.
Убит за правду, за решимость выполнить моральный долг до конца.
Один из учащихся, получивший опережающее задание анализирует высказывание академика А..Д.Александрова «Наука и этика»:
Вместе с тем знание истины открывает человеку большие возможности, расширяет его свободу, обогащает его духовно. И в этом смысле стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям, не говоря о тех материальных результатах, которые дает знание истины.
Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им с высокой трибуны, не заботясь об истине.
Возможные выводы:
Добродетель, нравственность неотделимы от знаний. Добро есть тоже знание. Люди поступают безнравственно, т.к. не знают, что есть добро, что есть зло. Культура интеллекта может сделать людей добрыми.
Почему же среди высокообразованных, знающих людей так иного проходимцев, воров, лжецов, убийц?
Знать самого себя — значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делом, когда нам известно, что-то истинное, то предполагается, что мы должны верить этой истине и вести себя в соответствии с ней.
Когда мы стоим перед судом истины, то точно знаем, как мы будем себя вести- испытанию подвергается не истина- мы сами стоим перед судом истины. Окажемся еще раз перед этим судом, который будет иметь уже всеобщие последствия для человечества.
Учащиеся разыгрывают сцену из Библии
Ведущий Тогда Пилат опять вошел в преторию и призвал Иисуса, и сказал ему
Пилат
Ты царь Иудейский?
Иисус
От себя ли говоришь это, или другие сказали тебе обо мне?
Пилат
Разве я — иудей? Твой народ и первосвященники предали тебя мне Что ты сделал?
Иисус
Царство мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство мое , то служители мои подвязались бы за меня., чтобы я не был преде6н иудеям., но ныне царство мое не отсюда.
Пилат
Итак, ты — царь?
Иисус
Ты говоришь, что я царь, я на то родился, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.
Пилат
Что есть истина?
Я никакой вины не нахожу в нем.
Учитель предлагает высказаться учащимся о понятии истины в христианстве.
Обращается внимание на интерактивную доску, где помещен эпиграф
«Глубочайшая истина расцветает лишь из глубочайшей любви» Г.Гейне
Примерные рассуждения учащихся
Истина в христианстве – в великой любви к людям. Прощение врагов, непротивление злу насилием. Смысл человеческой жизни — в преодолении наших недостатков, в раскаянии, ведь человек существо несовершенное. Какие бы в жизни не происходили события, не обрушивались испытания, надо идти с добром к людям. А добро есть любовь.
Это налагает на людей, особенно тех, кто совершает великие открытия, кому открываются те или иные истины, огромную ответственность — их познание должно быть направленно не на разрушение, а на созидание, они должны быть совершенны в нравственном плане. Об этом еще предупреждал великий Гете, герой которого Фауст, отказавшись от бога во имя овладения тайнами мира, знаниями, богатством, лишился вечной жизни, бессмертия.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Истина — величайшая социальная и личная ценность, которая всегда была велика, а время её только увеличивает. Великие истины гуманизма и справедливости оплачены кровью и смертью многих, для кого искание истины составляет смысл существования, кто сделал нас просвещеннее,
умнее, культурнее, раскрыл путь к счастью и прогрессу. Надеемся, что и вы пойдете по этому пути, обретя собственное счастье и поняв смысл своего существования.
РЕФЛЕКСИЯ.
Я открыл на уроке…
Я научился…
Я понял, что могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Меня поразило и заставило серьезно задуматься высказывание…
(обращение к высказываниям великих людей)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §22
Учитель предлагает написать эссе по понравившемуся высказыванию.