МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОРОГОБУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
215713 Смоленская обл., тел/факс 8 (48144) 4-13-06
г. Дорогобуж, ул. Седова, д. 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по специальности «саксофон»
Тема урока: «Работа над штрихами»
Резаков Михаил Васильевич
преподаватель высшей категории
по классу духовых и
ударных инструментов
2014 г.
1. Пояснительная записка
Особенности исполнения штрихов и
методика работы над ними
Для достижения четкости возникновения каждого звука необходимо, чтобы начало выдоха было совершенно определенным, а каждый звук при своем возникновении сразу получал нужную степень напряжения. Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент, регулирует не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов. Материалом для тренировки в исполнении штрихов используется систематическая игра гамм и арпеджио в разных штрихах, а также специальные этюды.
В развитии техники исполнения отрывистых звуков необходимо очень внимательное наблюдение за точным совпадением движений языка и пальцев, чтобы не появилось посторонних призвуков. Мастерство исполнения разнообразных штрихов и требует систематического развития и совершенствования.
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука. При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache. Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как: marcato, tеnuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились возможно более плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука. Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Грамотное исполнение staccato требует правильной атаки звука. В частности, исполнителям на тростевых инструментах не рекомендуется глубоко подкладывать язык под трость, а играющим на медных духовых инструментах – вводить его в губную щель, поскольку полноценной атаки при этом не получится. Язык должен подходить к губам и закрывать губную щель только в последний момент перед атакой звука, иначе возникает эффект так называемого «заикания», когда уплотненная в полости рта струя выдыхаемого воздуха прижимает язык к губам, препятствует свободному отталкиванию его от губ (или от верхних зубов), что приводит к задержке момента атаки звука. Иногда это явление обусловлено психологической «боязнью» первого звука.
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. Приемы исполнения его на деревянных и медных инструментах различны. Исполнители на медных инструментах для исполнения четных метрических фигур применяют парную комбинацию слогов (ту-ку), а для исполнения триолей – тройную комбинацию (ту-ту-ку); исполнители же на деревянных духовых инструментах применяют только парную комбинацию слогов (ту-ку) – более легкую и доступную для освоения. Эта разновидность штриха осваивается начинающим музыкантом последней. Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
В качестве упражнений для развития staccato необходимо использовать специальные этюды, а также игру гамм и арпеджио.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах. С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто-сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando. После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: nоn legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf). Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при nоn legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
При воспроизведении на духовых инструментах штрихов струнных (например, при имитации штриха martellato) следует останавливать звук перед каждой следующей нотой, с тем чтобы в оркестре у одной группы инструментов эти ноты не оказались протяженней, чем у других групп.
Для этих штрихов необходим минимум упражнений, длительная, непрерывная работа над штрихами portato и nоn legato обычно не рекомендуется, так как у музыкантов может притупиться ощущение четкого начала звука. В качестве таких упражнений рекомендуется использовать гаммы и арпеджио всех видов, а также некоторые фрагменты из музыкальной литературы:
Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха нужную атаку звука. Постоянное изменение твердости или мягкости атаки звука придает штрихам необычную гибкость и разнообразие их оттенков. Совершенствование техники штрихов немыслимо без систематической тренировки (ежедневных занятий на инструменте).
2. Разработка урока
Дата проведения: 15.04 2014 г.
Учащийся 4 класса Осипов Эдуард.
Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Задачи:
1. Обучающие:
— правильно организовать исполнительский аппарат;
— научить самостоятельно работать с нотным текстом;
— оснастить необходимыми техническими приёмами;
— научить грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара и современной музыки.
2. Развивающие:
— развивать у ученика музыкальные способности;
— развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
— развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.
3. Воспитательные:
— прививать интерес и любовь к музыке;
— формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
4. Оздоровительные:
— активизация эмоциональной активности учащегося.
Форма организации урока:
— индивидуальная
Тип урока:
— комбинированный
Методы обучения:
— словесные (беседа, объяснение нового материала);
— практические (выполнение упражнений, этюда, гамм);
— метод прослушивания и анализа;
— метод самостоятельной работы;
— репродуктивные (исполнение выученного материала).
Применяемые технологии:
— технология развивающего обучения;
— технология личностно-ориентированного обучения;
— технология саморазвития;
— информационная технология;
— здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
— саксофон;
— фортепиано;
— нотная литература.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
Используемая литература:
Ю.А. Толмачев, В.Ю. Дубок. «Музыкальное исполнительство и педагогика».
М. Шапошникова. Хрестоматия для саксофона 1-3 кл.
М. Шапошникова. Гаммы, этюды, упражнения для саксофона.
План урока.
1. Организационная часть
1.1. Приветствие. Представление ученика
1.2. Сообщение темы урока
1.3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока
2. Основная часть
2.1. Гамма B dur, арпеджио в прямом движении и обратном.
2.2. М. Шапошникова. Этюд № 43.
2.3. М. Шапошникова. Этюд № 44.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов: самооценка ученика, оценка учителем состояния программы на данном этапе
3.2. Задание для самостоятельной работы
3.3. Отметка за урок
Структура урока:
-
Организационная часть – 5 минуты
-
Основная часть – 30 минут
-
Заключительная часть – 5 минут
Ход урока.
1. Вступительное слово об особенностях исполнения и методика работы над штрихами.
2. Основная часть.
2.1. В начале урока проигрывалась гамма B dur с трезвучиями, для приведения аппарата в рабочее состояние:
2.1.1. в работе над гаммой использовался штрих деташе, где добивались отделимости звуков одного от другого посредством энергичного (но не резкого) толчка при атаке и достаточно полной протяженности звука
2.1.2. в другом виде гаммы использовался штрих легато (связно) – добиваясь связанного соединения звуков, объединенных лигой по 4-8 нот на одно дыхание
2.2. В работе над штрихом стаккато использовался Этюд М. Шапошниковой № 43, в котором добивались исполнения отдельных отрывистых звуков с помощью быстрых и легких толчков языка.
2.3. В работе над штрихом нон легато использовался Этюд М. Шапошниковой № 44, добиваясь, чтобы между протяженными звуками образовывались небольшие паузы при помощи отдельных смягченных толчков языка.
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов урока: в самооценке ученик отметил, что самым трудным является исполнение больших интервалов штрихом легато, что является проблемой для некоторых профессионалов.
3.2. Учитель обратил внимание на неоднородность штрихов нон легато, что явилось заданием для самоподготовки к следующему уроку