Урок по модулю «Основы светской этики»
Урок 10.Тема: «Моральный долг»
Гараева Лилия Шамиловна
учитель первой категории
МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с понятиями “моральная ответственность”; «моральный долг», формировать у учащихся представление о моральном долге ,как об обязанностях (в семье, школе, обществе) регулирующих нравственное поведение
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:
личностных :
-интерес к познанию окружающего мира
-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев
-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей
-формирование этических чувств ( ответственности) на основе анализа поступков
-воспитывать в детях чувство долга, развивать самостоятельность
метапредметных
-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
-развивать умение работать с информацией, делать теоретические выводы ,
-развивать кругозор, обогащать словарный запас
Предметных
-раскрыть сущность понятия «моральный долг», «ответственность» сформулировать моральные правила, обязанности
-анализировать изучаемые объекты,
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме
-воспринимать смысл познавательных текстов
-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал ,высказывания на основе личного опыта
-устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: мультимедийный проектор; электронное пособие «Основы светской этики», листы бумаги, карточки с изображением символов
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
— На уроках мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде Приложение 1. (Работа в группах. Проверка на доске)
— Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)
— Каким образом эти понятия связаны между собой? (Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)
— Как можно понять такие высказывания?(Слайд)
Свобода – это в первую очередь не привилегия, а обязанности.
А.Камю
Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся.
Б.Шоу
— Кто из вас может про себя сказать, что он человек ответственный?
Какие есть у вас дела дома, в семье, в школе, за которые отвечаете только вы? Всегда ли вы без подсказки выполняете свои дела?
— Приведите примеры безответственных поступков.
3. Постановка цели и задач урока.
— Говоря об ответственности, мы часто произносим «должен». Какое однокоренное слово встретилось в кроссворде? (долг) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какая цель будет у каждого из вас?
4. Изучение нового материала.
— Итак, мы сегодня говорим о моральном долге. Как вы понимаете, что это такое? (Дети высказывают своё мнение)
Долг – осознание необходимости исполнения моральных норм. Если человек осознаёт свой долг, то будет действовать не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральный долг иногда называют моральными обязанностями.
— Чтобы понять, какие обязанности есть у человека, поработаем с текстами. Вы прочитаете текст и обсудите в группе, о какой моральной обязанности идёт речь.
5. Работа в группах с текстами. Высказывание мнения группы всему классу. Проверка по экрану.
А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища» — исполнение установленных в обществе норм;
Л.Толстой «Собака» — благодарность;
Ю.Коринец «Неизвестный солдат» — патриотический долг;
С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» — профессиональный долг.
-Какие моральные обязанности ещё существуют? (бескорыстная помощь другим, родительский долг, уважение прав человека и др.)
Подведение итога. (Слайд)
-Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?
(Не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей)
6.Домашнее задание.
1)Вспомните книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
-Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?
2)Привести примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.
Дидактические материалы к занятиям
Литература:
Кроссворд. Приложение 1.
Художественная литература: А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища»; Л.Толстой «Собака»; Ю.Коринец «Неизвестный солдат»; С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» (приложение 2).
Учебные пособия для учеников по курсу «Светская Этика».
Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11, стр.26-27.
Приложение 1
Кроссворд
4
О
Т
6
В
Д
1
Щ
Е
Д
Р
О
С
Т
Ь
Т
5
Л
С
Д
Г
Т
О
7
2
С
В
О
Б
О
Д
А
Е
Р
Р
Н
О
У
Н
Т
Ж
О
А
Е
С
Л
3
М
У
Ж
Е
С
Т
В
О
Ю
Б
И
Е
-
Качество характера, середина между расточительностью и скупостью.
-
Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.
-
Храбрость, присутствие духа в опасности.
-
Необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчёт в своих действиях.
-
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-
Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
-
Расположение к кому-нибудь, искренность в отношениях между людьми.
Приложение 2
Агния Барто
ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Лев Толстой
ДВА ТОВАРИЩА
(Басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Песня «Неизвестный солдат»
Муз. Н. Елисеева Сл. Ю. Коринца
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Припев:
Неизвестный солдат-
Чей-то сын или брат, —
Он с войны никогда
Не вернётся назад.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.