Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок 10.Тема: «Моральный долг»

Гараева Лилия Шамиловна

учитель первой категории

МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями “моральная ответственность”; «моральный долг», формировать у учащихся представление о моральном долге ,как об обязанностях (в семье, школе, обществе) регулирующих нравственное поведение

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

личностных :

-интерес к познанию окружающего мира

-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей

-формирование этических чувств ( ответственности) на основе анализа поступков

-воспитывать в детях чувство долга, развивать самостоятельность

метапредметных

-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

-развивать умение работать с информацией, делать теоретические выводы ,

-развивать кругозор, обогащать словарный запас

Предметных

-раскрыть сущность понятия «моральный долг», «ответственность» сформулировать моральные правила, обязанности

-анализировать изучаемые объекты,

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

-воспринимать смысл познавательных текстов

-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал ,высказывания на основе личного опыта

-устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: мультимедийный проектор; электронное пособие «Основы светской этики», листы бумаги, карточки с изображением символов

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

— На уроках мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде Приложение 1. (Работа в группах. Проверка на доске)

— Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)

— Каким образом эти понятия связаны между собой? (Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)

— Как можно понять такие высказывания?(Слайд)

Свобода – это в первую очередь не привилегия, а обязанности.

А.Камю

Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся.

Б.Шоу

— Кто из вас может про себя сказать, что он человек ответственный?

Какие есть у вас дела дома, в семье, в школе, за которые отвечаете только вы? Всегда ли вы без подсказки выполняете свои дела?

— Приведите примеры безответственных поступков.

3. Постановка цели и задач урока.

— Говоря об ответственности, мы часто произносим «должен». Какое однокоренное слово встретилось в кроссворде? (долг) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какая цель будет у каждого из вас?

4. Изучение нового материала.

— Итак, мы сегодня говорим о моральном долге. Как вы понимаете, что это такое? (Дети высказывают своё мнение)

Долг – осознание необходимости исполнения моральных норм. Если человек осознаёт свой долг, то будет действовать не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральный долг иногда называют моральными обязанностями.

— Чтобы понять, какие обязанности есть у человека, поработаем с текстами. Вы прочитаете текст и обсудите в группе, о какой моральной обязанности идёт речь.

5. Работа в группах с текстами. Высказывание мнения группы всему классу. Проверка по экрану.

А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища» — исполнение установленных в обществе норм;

Л.Толстой «Собака» — благодарность;

Ю.Коринец «Неизвестный солдат» — патриотический долг;

С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» — профессиональный долг.

-Какие моральные обязанности ещё существуют? (бескорыстная помощь другим, родительский долг, уважение прав человека и др.)

Подведение итога. (Слайд)

-Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?

(Не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей)

6.Домашнее задание.

1)Вспомните книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?

2)Привести примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

Дидактические материалы к занятиям

Литература:

Кроссворд. Приложение 1.

Художественная литература: А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища»; Л.Толстой «Собака»; Ю.Коринец «Неизвестный солдат»; С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» (приложение 2).

Учебные пособия для учеников по курсу «Светская Этика».

Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11, стр.26-27.

Приложение 1

Кроссворд

4

О

Т

6

В

Д

1

Щ

Е

Д

Р

О

С

Т

Ь

Т

5

Л

С

Д

Г

Т

О

7

2

С

В

О

Б

О

Д

А

Е

Р

Р

Н

О

У

Н

Т

Ж

О

А

Е

С

Л

3

М

У

Ж

Е

С

Т

В

О

Ю

Б

И

Е

  1. Качество характера, середина между расточительностью и скупостью.

  2. Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

  3. Храбрость, присутствие духа в опасности.

  4. Необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчёт в своих действиях.

  5. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  6. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

  7. Расположение к кому-нибудь, искренность в отношениях между людьми.

Приложение 2

Агния Барто

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Лев Толстой

ДВА ТОВАРИЩА

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Песня «Неизвестный солдат»

Муз. Н. Елисеева Сл. Ю. Коринца

Ярко звёзды горят,

И в кремлёвском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Припев:

Неизвестный солдат-

Чей-то сын или брат, —

Он с войны никогда

Не вернётся назад.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here