Урок изучение нового материала по теме
«Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе
Кленикова Ольга Николаевна
Учитель математики
МБОУ СОШ с.Каменское, Елецкого района
Липецкой области
«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»
Учитель: (СЛАЙД 1) Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. И сегодняшний урок математики проведу у вас я. Наш мир хранит множество тайн. И сегодня вы можете раскрыть одну из них. Если вам нравятся приключения, вы не боитесь трудностей, любите математику, то это дело будет вам по плечу. Вы наверняка тысячу раз слышали о несметных богатствах, зарытых пиратами на неизвестных островах. А хотели бы вы сами отправиться на поиски сокровищ? А не боитесь? Тогда скорее собирайтесь в путь! Но помните, что впереди вас будут поджидать опасности. И прежде, чем добыть заветный сундук, вам предстоит пройти много испытаний. И пусть удача улыбнется вам! (СЛАЙД 2)
Мир прекрасный и удивительный,
Сколько в нем событий, сколько открытий!
Отправляемся в путь мы смело,
Сегодня дружно беремся за дело!
Прямо на остров все вместе спешим.
«Семь футов под килем»! – себе говорим.
Мы смелой командой маршрут наш пройдем,
Немало чудесного в мире найдем.
Пусть время в пути пролетит незаметно
Ребята, вперед!
Всем попутного ветра.
Ну что же – на борт!
Время не ждет!
Учитель: Ребята! Чтобы попасть на остров, нам нужна карта сокровищ. Но, к сожалению, в результате кораблекрушения карта разлетелась на маленькие кусочки, а собрать мы ее сможем, только, правильно решив каждый устный пример. (СЛАЙД 3) (0,52,2400,9,250,3,72,2,84)
Учитель: Молодцы, ребята! Карта сокровищ теперь наша. Мы можем смело отправляться в плавание. Вы будете юнгами, а я — капитаном. Если наш корабль готов к отплытию, хлопните в ладоши. Итак, в путь! (СЛАЙД 4)
Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ» Здесь нам предстоит разгадать ребусы. (СЛАЙД 5)
Правильно, ребята! Доли и дроби – это тема нашего нового урока. Именно с сегодняшнего дня мы отправляемся с вами в новое путешествие, покидая страну натуральных чисел, мы будем гостить в другой стране — стране дробных чисел.
Целями нашего урока является: (СЛАЙД 6)
-
Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби;
-
Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания;
-
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе.
У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. (СЛАЙД 7)
Давайте возьмем судовые журналы запишем свою фамилию, имя, дату отплытия «22 декабря» и тему урока «ДОЛИ. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ». Приступаем!
Внимание на экран! (ПЕРЕХОД НА ВИДЕО)
Учитель: (СЛАЙД 8) Ребята, на сколько долей разделили апельсин? А по сколько долек досталось каждому? Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра.
А что такое доля? (СЛАЙД 9)
Доля – каждая из равных частей единицы. Так как апельсин разделили на 5 равных частей (долей), то каждый получил “одну пятую” долю апельсина, или, короче “одну пятую апельсина”. (СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11)
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: апельсина.
(СЛАЙД 12)
Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу. Например, . Значит, единицу разделили на 5 равных частей (долей).
(СЛАЙД 13)
Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”.
(СЛАЙД 14)
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Посмотрите, на сколько равных частей (долей) разделён круг? (круг разделён на 3 равные части). Сколько частей (долей) закрашено зеленым цветом? (Закрашена 1 часть или одна третья часть)
( или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? (Учебная четверть, четверть часа. А сколько это минут?)
(; ; ; ; . Как по-другому можно назвать доли (четверть), (треть), (половина). (одна четвертая, одна третья, одна вторая)
( называют обыкновенными дробями, где 5 – это числитель дроби, 8 — знаменатель дроби.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
(СЛАЙД 19)
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
(числитель 7, знаменатель 12), (числитель 3, знаменатель 5),
(числитель 4, знаменатель 7), (числитель 1, знаменатель 8), (числитель 2, знаменатель 9),
(СЛАЙД 20)
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, числитель отвечает на вопрос сколько? (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное, знаменатель отвечает на вопрос какая, каких? (восьмых, сотая, десятая и т.д.). Например: — одна пятая; — две шестых.
(
(дробь двенадцать тринадцатых показывает, что единицу разделили на 13 долей и взяли 12),
(дробь шесть десятых показывает, что единицу разделили на 10 долей и взяли 6),
(дробь пять восьмых показывает, что единицу раздели на 8 долей и взяли 5),
(дробь девять двадцать пятых показывает, что единицу разделили на 25 долей и взяли 9),
(дробь семь восемнадцатых показывает, что единицу разделили на 18 долей и взяли 7).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы с легкостью справились со всеми заданиями, и, изучив новую тему, преодолели первое препятствие. Теперь мы снова можем продолжить наш путь. А приближаемся мы сейчас к неизвестному берегу с названием «БУХТА ДРОБЕЙ». (СЛАЙД 23) Пока причаливает наш корабль, мы с вами выполняем задание №1. Но будьте осторожны, так как в «БУХТЕ ДРОБЕЙ» потерпело кораблекрушение немало пиратов, а все потому, что они так и не смогли справиться с этим заданием. Итак, берем наши судовые журналы, находим задание №1 и приступаем. Я буду называть дроби, а вы записывать их. (СЛАЙД 24)
К доске пойдет… Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет . Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку, кто две?
Учитель: Хорошо, ребята! Судя по карте, мы плывем в правильном направлении. И теперь в поисках сокровищ опускаемся на морское дно. (СЛАЙД 25) В «ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ ФИГУР» нас уже тут ждут. Морские обитатели приготовили для нас следующее испытание.
(СЛАЙД 26) Назовите какая часть фигуры закрашена. ( )
(СЛАЙД 27) Какую долю квадрата составляет выделенная часть? ( )
(СЛАЙД 28) А теперь в судовых журналах выполняем задание №2. Закрасьте карандашом нужную часть фигуры. ( ) Внимание на доску! Проверьте себя. (СЛАЙД 29)
Учитель: Молодцы, ребята! Плывем дальше! На море спокойно. Давайте выйдем на палубу и осмотрим окрестности. По-моему все в порядке. Можно спрыгнуть за борт корабля и поплавать. Но чтобы не мешать друг другу, плавать будем осторожно, не сильно размахивая руками. Итак, физкультминутка. (СЛАЙД 30)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело!
Вниз потянемся, пройдёмся,
И на место вновь вернёмся.
Учитель: Внимание! Внимание! Свистать всех наверх! На море поднимается «ШТОРМ ЧИСЛОВЫХ ЗАДАЧ». (СЛАЙД 31). Корабль раскачивается из стороны в сторону. Чтобы нам быть готовыми для борьбы со стихией необходимо выполнить задание №3. (СЛАЙД 32)
Расстояние до острова сокровищ 5 км 400м. Корабль проплыл всего пути. Найти расстояние, которое проплыл корабль? (900 м)
Какую часть пути проплыл корабль? Как вы это понимаете? Что нужно сделать перед решением задачи? К доске пойдет… Давайте проверим решение. (СЛАЙД 33)
Учитель: А мы незаметно приближаемся к «ИСТОРИЧЕСКОМУ ВОДОПАДУ». (СЛАЙД 34)
Дроби появились в глубокой древности. Наряду с необходимостью считать предметы, у людей появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время, делить добычу поровну. Но результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и часть. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц и стали первыми названиями дробей.
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. (СЛАЙД 35)
В Древнем Египте дроби записывались с помощью иероглифов, в Древнем Китае вместо черты дроби писали точку. На Руси встречались такие дроби, как
Учитель: Ребята, смотрите на горизонте появилась земля. Прямо по курсу Остров Сокровищ.(СЛАЙД 36) Мы почти уже на месте. Клад в нескольких шагах. А вот и сундук. Но здесь нет ни золота, ни бриллиантов. Что же здесь тогда?
Здесь знания. А знания – это самое превосходное из всех владений, это самое главное для человека. Молодцы, ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Сокровища у нас. (СЛАЙД 37)
Ой, ребята, смотрите – пираты. Они так просто не хотят расставаться с сокровищами и дают вам последнее задание №4. (СЛАЙД 38). Берем в последний раз судовые журналы и заполняем самостоятельно пропуски.
Давайте проверим правильность выполнения этого задания. А помогать мне будет …
На этом наше путешествие завершается. Молодцы, ребята! Вы смело выдержали все испытания. Благодарю за хорошую службу.
В качестве домашнего задания вам необходимо будет выучить п.23 учебника, а также вы получите карточки (СЛАЙД 39), где вам нужно будет закрасить нужную часть фигуры, записать с помощью дробей какая часть фигуры (из задания №1) осталась не закрашенной, а также решить задачу.
На сегодняшнем уроке оценки получили:
И в заключении я хотела бы вам спеть песню про дроби. (СЛАЙД 40)
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.
Учитель: А давайте теперь все вместе еще раз. (СЛАЙД 41)
Ребята, у каждого из вас на столе лежат монеты (золотая, серебренная). (СЛАЙД 42) Поднимите, пожалуйста, одну из них.
Золотая монета – я удовлетворён уроком, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал.
Серебреная монета – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно, к ответам на уроке я не был готов.
Большое спасибо, дети за урок!!!
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!
Урок окончен. (СЛАЙД 43)