Волкова Н.А. (г. Новый Уренгой)

Открытый урок в 9А классе МБОУ СОШ№1 г. Новый Уренгой, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Цели урока: показать значение Конституции РФ, как документа, определяющего принципы устройства общества, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Учащиеся должны знать:

— первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам;

— Конституция обладает высшей юридической силой;

— Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;

— признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.

Учащиеся должны понимать:

— Конституция – закон высшей юридической силы;

— Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира;

— перед Конституцией стоит три задачи:

— закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

— упорядочить государственную власть;

— утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

— характеризовать смысл основных понятий;

— анализировать тексты.

Тип урока – изучение нового материала.

Форма урока – урок-путешествие.

Оборудование – видеоролики: Речь В.В. Путина, посвященная 20-летию Конституции РФ;

Презентация «День рождения Конституции РФ»; рисунки и плакаты учащихся школы; дидактические материалы; иллюстрации, подобранные учащимися

Ход урока:

I. Изучение нового материала.

1. С днем рождения Конституция Российской Федерации.

2. Правовой статус человека.

3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

1. С днем рождения Конституция РФ. Что такое Конституция?

(показ видеоролика – « Речь В.В. Путина, посвященная 20-летию Конституции РФ.)

Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция.

Конституции в переводе с латинского – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны на их внутренней организации.

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения конституции в действие.

В отличие от остальных законов конституция: ( слайды «День рождения Конституции РФ)

— закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

— является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

— отличается стабильностью;

— характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел1), заключительных и переходных положений ( раздел 2 ).

Учащиеся путешествуют по разделам Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

Преамбула

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть

Составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

После путешествия по разделам Конституции РФ, учащиеся заполняют таблицу «Основы

конституционного строя» с учетом статей каждого раздела.

  1. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека есть совокупность его прав и обязанностей.

Что значит быть гражданином России?

— это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

— получать от государства гарантии соблюдения прав и быть ему чем-то обязанным;

( работа с учебником и статьями Конституции РФ)

3.Основные права и обязанности, закрепленные за гражданами страны.

Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации можно классифицировать: (слайды «День рождения Конституции Российской Федерации»)

— личные (право на жизнь);

— политические (свободу слова, совести, мысли);

— гражданские (избирательное право);

— социально-экономические ( на труд, отдых, образование, экологически чистую окружающую среду);

— культурные (на свою национальную культуру, язык).

( по ходу комментариев и просмотра слайдов учащиеся делают записи в тетради).

Учащиеся в ходе обсуждения также выясняют, что Конституция РФ закрепила также основополагающие обязанности граждан ( слайды «День рождения Конституции РФ»). После обсуждения учащиеся записывают обязанности граждан РФ в тетрадь. После записи учащимся дается задание – покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь.

II Закрепление изученного материала.

  1. Работа над основными понятиями: Конституция, правовой статус человека.

  2. Вопросы для обсуждения:

— что такое конституция страны, какова ее роль в жизни общества?

— что означает юридическая сила конституции?

— назовите основные права и свободы граждан.

— назовите основные обязанности граждан по Конституции РФ.

— каковы основные обязанности государства по отношению к своим гражданам?

III Домашнее задание: параграф 33, написать эссе на тему «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» ( Платон)

Литература

Основная литература:

  1. Конституция РФ.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.-

Дополнительная литература:

  1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: пособие для учителя.- М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994.

  2. Никитин А.Ф. Политика и право: учебное пособие для 9 класса. – М., 1997.

  3. Соколов Я.В. Граждановедение. Российская Конституция: пособие для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.

  4. Большой энциклопедический словарь: в 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1991.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here