Прилуцкая Валентина Геннадьевна

МКОУ СОШ №19 п.Светлый Пластовского района

Челябинской области

Конспект урока по обществознанию 9 класс №13.

Тема: Формы правления.

Цель:

разъяснить учащимся, что такое форма правления, какие бывают виды форм правления, их особенности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с формами правления и как государства различаются между собой по форме правления.

  • продолжить формирование навыка анализа исторического документа.

  • формировать активную гражданскую позицию.

Форма урока: изучение нового материала.

Методы работы: «Ожидания», работа в группах, анализ документа, работа с текстом, «Карусель».

Межпредметные связи: история.

Оборудование: АРМ, маркеры, бумага, учебник Кравченко А.И. «Обществознание» 9 класс, тексты документов.

Ход урока.

  1. Учебная мотивация (слайд 1). На слайде два высказывания:

«Широко кругом простирается небо вдали,

Но нету под небом ни пяди нецарской земли.

На всем берегу, что кругом омывают моря,-

Повсюду на этой земле только слуги царя».

(Из древнекитайской «Книги песен»).

«Торжественно клянусь, что буду честно исполнять обязанности Президента США и, по мере своих сил, буду охранять, оберегать и защищать Конституцию США».

(Из присяги Дж.Вашингтона).

Вопросы (слайд 2):

  1. О чем идет речь в отрывках?

  2. В чем отличие отрывков?

  3. Поясните, почему президент обязуется защищать Конституцию?

2.Объявление темы урока: Формы правления (слайд 3)

3. Метод «Ожидания». Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Возможные варианты ответов (записываются на доске):

  1. Что такое форма правления?

  2. Какие бывают формы правления?

  3. Чем они отличаются друг от друга? И другие.

4. Объявление плана урока и целеполагание. (слайд 4).

План урока.

  1. Что такое форма правления?

  2. Основные признаки демократии.

  3. Монархия и республика.

Здесь обязательно нужно обратить внимание детей, что наши цели полностью или частично совпадают.

5. Вводное слово учителя по схеме (слайд 5).

Учитель: Основой типологии всех форм правления типология древнегреческого ученого Аристотеля (слайд 6).

6. Работа в группах. Анализ государства с точки зрения формы правления.

Ребята в конце работы отвечают на вопрос «Кто правил?».

Учитель: Аристотель выделял три основных вида: монархию-власть одного, аристократию – власть меньшинства, демократию –власть большинства– и три их извращенных формы: тиранию, олигархию, охлократию (слайд 7).

7. Работа с учебником: группы должны выписать из учебника признаки демократии (стр 32). Объявление результатов работы, дополнения групп, проверка (слайд 8).

Учитель: Три правильные формы правления – монархию, аристократию и демократию Аристотель объединял в одну и назвал ее – республикой.

8. Работа с учебником: группы должны доказать, что в республике сочетаются все три формы правления. Объявления результатов, дополнения групп, проверка (слайд 9).

Учитель: Проанализируйте наше государство с точки зрения формы правления. Ответ: Россия –республика, т.к. есть Президент, парламент.

Учитель: Монархия и республика могут быть разных видов (слайд 10).

9. Вопросы группам: (слайд 11)

  1. Приведите примеры государств с монархической формой правления.

  2. Приведите примеры государств с республиканской формой правления.

  3. Какой республикой является Россия? Докажите примерами.

Учитель: В цивилизованных странах предусмотрена такая процедура как импичмент.

10. Работа с определением в учебнике (стр. 37).

Вопрос: (слайд 12).

  1. Необходима ли такая процедура?

Обсуждение методом «Карусель». Подведение итогов.

11. Рефлексия: синквейн (слайд 13).

Монархия Республика

-абсолютная, ограниченная — президентская, парламентская

-угнетает, притесняет, ограничивает — гарантирует, защищает,

— монархия сохраняется как традиция разделяет

— царь — республика-самая

распространенная форма

форма правления

— Президент.

13. Объявление оценок. Д/з: п. 4, практикум стр.38.

Вопрос для самостоятельной работы: Когда и в каких странах применялась процедура импичмента?

Тексты для анализа.

Задание 1.

Как следует из надписей, большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать планы строительства крупных сооружений в сельском хозяйстве и в царских имениях, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших имелись многочисленные средние, мелкие чины.

( Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон).

Задание 2.

В 50-60-е годы 19 века английские предприниматели укрепили свои позиции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Королева Виктория и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Между двумя влиятельными политическими силами – виги и тори – шла упорная борьба за власть. Эти названия постепенно стали вытесняться наименованиями «консерваторы» и «либералы».

Большую роль в жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии.

(Нарочницкий А.Л. Новая история).

Задание 3.

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Белого моря до Урала.

Много веков тому назад высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривали важные вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу церкви – епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние контакты Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Его дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».

(Орлов А.С. Пособие для подготовительных отделений вузов).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here