Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»

План-конспект урока литературы в 6 классе

«Страна березового ситца…»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Малянова Елена Николаевна

п.Учебный 2014

Цели: развитие интереса к творчеству С.Есенина, обучение анализу поэтического произведения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание любви к родине.

Оборудование: презентация, фонограмма песни «Отговорила роща золотая…», лирическая музыка, свечи и бумага формата А, сборники стихотворений С.Есенина.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок литературы, посвящённый творчеству

С. А. Есенина. Тема урока: «Страна берёзового ситца».

3.Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Никитина «Есенин — это вечное». Как вы понимаете слова Никитина?

4.Слово учителя о Есенине.(Презентация, звучит лирическая музыка)

— В самом центре России, под Рязанью, на высоком берегу Оки, привольно раскинулось старинное село Константинове — родина великого русского поэта — С.А. Есенина. Этот край стал живым родником поэзии. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве», -говорил Есенин.

4.Беседа по произведениям Есенина с элементами выразительного чтения.

Киплинг отмечал, что в каждом параграфе, в каждом рассказе, в сказке и песне, даже во фразе, ты только вдумайся, только всмотрись, — кроется самая главная мысль.

Ребята, вы знакомы со многими стихами Есенина. Вдумаемся в их строки. Что же такое Родина для поэта?

( Родина для Есенина неразрывно связана с любовью к матери. Неизбывность сыновнего чувства передаёт он в стихотворении «Письмо матери».)

Чтение отрывка из стихотворения «Письмо матери».

— Любовь к родине — это и любовь к родной земле, к жизни страны.

Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая». Что говорит о себе автор?

( Называет себя «поэтом золотой бревенчатой избы».)

— Родина, Россия для Есенина была началом всех начал. Даже имя её он произносит с восхищением: «Россия… какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то».

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

или

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

— Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Какое слово было для него любимой рифмой? (слово Русь)

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Ребята, в каких ещё стихотворениях рифмуется слово «Русь»?

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатый.

Звериных стихов твоих грусть

Я кормил резедой и мятой

(стихотворение « Хулиган»)

и

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…

(стихотворение «О пашни, пашни, пашни…»)

— Какие средства выразительности использует Есенин, изображая Родину?

(метафоры, олицетворения, эпитеты)

-С Родиной связана лучшая метафора Есенина-«страна берёзового ситца». Берёза для Есенина — символ Родины. В каких стихах поэта мы «встречаемся» с берёзкой?

( В стихах «Берёза», «Зелёная причёска», «Письмо к сестре» («Берёзки! Девушки — берёзки), «Мой путь» («Зеленокосая, в юбчонке белой стоит берёзка») и в др.

-Как Есенин описывает природу?

(Автор очеловечивает природу и в этих стихах, и во многих других : «Пороша», «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «Черёмуха»)

-Мир, созданный поэтом, — это задушевная песнь о великом и вечном — о России.

Какая же она, Есенинская Русь?

Один из выпускников увидел и изобразил её в виде берёзовой рощи.(Рассматривают картину, подаренную школе выпускником)

Давайте и мы с вами попробуем изобразить красками «страну берёзового ситца».

5.Творческая работа.

Звучит песня «Отговорила роща золотая». Учащиеся рисуют на бумаге свечами. Потом раскрашивают работы красками.(Чаще всего выбирают голубой цвет или желтый, получаются интересные работы!)

Выставка рисунков (прикрепляются работы на доску магнитами).

— Какой цвет выбрали для своего рисунка? Почему? Какие произведения С.Есенина вы проиллюстрировали?

6.Вывод.

-Жизнь постоянно меняется, но неизменен интерес к творчеству Есенина. «Есенин- это вечное …» Почему?

(В каждой строчке поэта, «если вдуматься и всмотреться», кроется самая главная мысль» -любовь к жизни, к родине. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты.)

7.Рефлексия

8.Итоги урока. Оценка ответов учащихся .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here