ФИО Афанасьева Римма Ахатовна

Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ 1» с. п. Унъюган

Учитель обществознания

Конспект урока по обществознанию в 5 классе

Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цели:

  • привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,

  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся,

  • обучать навыкам группового взаимодействия.

  • Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование:

  • Презентация к уроку «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

  • Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

Оформление доски:

Тема: «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

План урока:

1. Как мы оцениваем себя и других.
2. Понятие самооценки.

Словарь: Инвалид, инвалидность

Задачи урока

1) Образовательные:

  • объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

2) Развивающие:

  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;

  • развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

  • формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

  • развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

  • воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;

  • развитие высших психических функций —   внимание, восприятие, логическое мышление.

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Обучающие смогут: объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму

Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод

Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулировать предложения и отразить в проекте

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

ХОД УРОКА

№ 
п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Вспомогательный материал

1.

Организационный момент

Добрый день, прошу садиться

Мы сейчас начнем учиться!

Я надеюсь, что у вас

Настроенье – просто класс!

( смайлы на парте у каждого)

Если это так – поднимай скорее знак

Смайл с улыбкой вижу я

Все в порядке у тебя!

Если равнодушен ты –

Знак с полоской подними

Буду я настороже

Все внимание тебе!

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Слайд № 1

2

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по предыдущей теме урока

Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.

— Что такое самооценка? ( Осознанная потребность в чем — либо, или в ком-либо.)

Так же я вам задавала составить свою «Азбуку качеств»

— Давайте послушаем некоторых из вас.

— Какая бывает самооценка?

— Распределите номера данных на слайде рисунков в 2 столбика и назовите каждый из них.

(Проверка по слайду)

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд № 5

2.

Сообщение темы урока

Учитель читает стихотворение Л.Заводновой

Не такой, как все.

По полям, лесам, болотам

Весть сорока разнесла:

У орлицы отчего – то

Сын родился без крыла

И в округе птичья стая

Щебетала день и ночь:

«Как пришла беда такая?

Чем же птенчику помочь?»

А стервятник злое слово

Тут же высказать готов:

«Не встречали мы такого

Среди гордых птиц орлов,

Выше облаков летают,

В небесах парят орлы

Не нужны калеки в стае,

Сбросим в пропасть со скалы».

А орленок – славный птенчик

Ничего не понимал,

Рад был миру и, конечно,

Червячка от мамы ждал.

Над гнездом склонились тучи:

«не бывать тебе орлом».

И бедою неминучей

Кружит злоба над гнездом.

Только гордая орлица

Клик победно издала,

Чтоб за сына заступиться,

Вон стервятника гнала.

Зашумели птицы: «Что же

Мы не сможем поддержать

Малыша? Он хочет тоже

Жить и высоко летать

Не такой, как все, но все же

Много нас, а он один…

Подрастай, малыш, поможем,

Рядом, вместе полетим».

Стал примером этот случай…

В сердце каждого живет

То, что делает нас лучше,

И добро творить зовет.

Мир огромный и цветущий,

Солнце свет веселый льет

Поровну, на всех живущих,

Никого не обойдет.

— Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей)

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(Ответы детей)

Тема нашего сегодняшнего урока

«Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.

— А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной?

— Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Интересный факт.

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…

Слайд № 6

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

СЛАЙД №9

СЛАЙД №10

3.

Работа с учебником

Работа над новой темой

С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями?

……………………………………………………

Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет?…Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми.

Хочется прочитать вам вот такое стихотворение…….

«Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.

Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным,

Испуганным и нервным.

Ступени – это мрачный сумрак.

О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,

Все эти ступеньки!

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями. Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой.

Так же в нашей стране есть немало предприятий выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

СЛАЙД №11

СЛАЙД №12

4.

Продолжение работы над новой темой

Работа в учебниках и в тетрадях.

Дополнительное чтение в учебнике

— Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями.

5.

Физическая пауза

А у кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка? А вам хочется её повторить?

Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти,
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой,
Посмотри перед собой.

СЛАЙД №13

6.

Работа над новой темой

Продолжим с вами урок.

Выдающиеся достижения

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов.

— Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии.

— Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь»

Летчик, Алексей Маресьев…(зачитать со слайда)

А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.

СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

7

Обобщение по новой теме

Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии- причина их выдающихся успехов.

Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Что нужно детям инвалидам? (ответы детей и ихи обобщение по слайду)

В завершении хотелось бы прочитать еще одно стихотворение

Кто такие дети -инвалиды?

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли,

Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
Разве то, что есть мы — это грех?

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли,

Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
Разве то, что есть мы — это грех?

СЛАЙД №16

СЛАЙД №17

8

Домашнее задание

§5 Ответить на вопросы. 1-3.

Практикум под цифрой 1,2,3 по выбору.

Запись домашнего задания в тетради и дневниках

СЛАЙД №18

10.

Итог урока

Подведение итогов (рефлексия)

Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

СЛАЙД №19

Используемая литература:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009.

  2. Поурочные разработки по обществознанию. 5класс. К УМК А.И. Кравченко. ФГОС» (Сорокина Е.Н.) 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here