ФИО Афанасьева Римма Ахатовна
Место работы МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с. п. Унъюган
Учитель обществознания
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
Цели:
-
привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,
-
способствовать развитию нравственных качеств учащихся,
-
обучать навыкам группового взаимодействия.
-
Способствовать развитию познавательных интересов.
Оборудование:
-
Презентация к уроку «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».
-
Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.
Оформление доски:
Тема: «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».
План урока:
1. Как мы оцениваем себя и других.
2. Понятие самооценки.
Словарь: Инвалид, инвалидность
Задачи урока
1) Образовательные:
-
объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности
2) Развивающие:
-
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
-
развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;
-
умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;
-
формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;
-
развивать умение использовать ИКТ.
3) Воспитательная:
-
воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;
-
развитие высших психических функций — внимание, восприятие, логическое мышление.
В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Предметные
Метапредметные
Обучающие смогут: объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности
регулятивные
коммуникативные
познавательные
личностные
Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму
Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод
Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулировать предложения и отразить в проекте
Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями
ХОД УРОКА
№
п/п
Название этапа урока
Содержание этапа
Вспомогательный материал
1.
Организационный момент
Добрый день, прошу садиться
Мы сейчас начнем учиться!
Я надеюсь, что у вас
Настроенье – просто класс!
( смайлы на парте у каждого)
Если это так – поднимай скорее знак
Смайл с улыбкой вижу я
Все в порядке у тебя!
Если равнодушен ты –
Знак с полоской подними
Буду я настороже
Все внимание тебе!
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!
Слайд № 1
2
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний по предыдущей теме урока
Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.
— Что такое самооценка? ( Осознанная потребность в чем — либо, или в ком-либо.)
Так же я вам задавала составить свою «Азбуку качеств»
— Давайте послушаем некоторых из вас.
— Какая бывает самооценка?
— Распределите номера данных на слайде рисунков в 2 столбика и назовите каждый из них.
(Проверка по слайду)
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд №4
Слайд № 5
2.
Сообщение темы урока
Учитель читает стихотворение Л.Заводновой
Не такой, как все.
По полям, лесам, болотам
Весть сорока разнесла:
У орлицы отчего – то
Сын родился без крыла
И в округе птичья стая
Щебетала день и ночь:
«Как пришла беда такая?
Чем же птенчику помочь?»
А стервятник злое слово
Тут же высказать готов:
«Не встречали мы такого
Среди гордых птиц орлов,
Выше облаков летают,
В небесах парят орлы
Не нужны калеки в стае,
Сбросим в пропасть со скалы».
А орленок – славный птенчик
Ничего не понимал,
Рад был миру и, конечно,
Червячка от мамы ждал.
Над гнездом склонились тучи:
«не бывать тебе орлом».
И бедою неминучей
Кружит злоба над гнездом.
Только гордая орлица
Клик победно издала,
Чтоб за сына заступиться,
Вон стервятника гнала.
Зашумели птицы: «Что же
Мы не сможем поддержать
Малыша? Он хочет тоже
Жить и высоко летать
Не такой, как все, но все же
Много нас, а он один…
Подрастай, малыш, поможем,
Рядом, вместе полетим».
Стал примером этот случай…
В сердце каждого живет
То, что делает нас лучше,
И добро творить зовет.
Мир огромный и цветущий,
Солнце свет веселый льет
Поровну, на всех живущих,
Никого не обойдет.
— Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей)
-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?
(Ответы детей)
Тема нашего сегодняшнего урока
«Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».
Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.
Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.
Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д.
— А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной?
— Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.
Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Интересный факт.
День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.
На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.
Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…
Слайд № 6
СЛАЙД №7
СЛАЙД №8
СЛАЙД №9
СЛАЙД №10
3.
Работа с учебником
Работа над новой темой
С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями?
……………………………………………………
Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет?…Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми.
Хочется прочитать вам вот такое стихотворение…….
«Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!
Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями. Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой.
Так же в нашей стране есть немало предприятий выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.
СЛАЙД №11
СЛАЙД №12
4.
Продолжение работы над новой темой
Работа в учебниках и в тетрадях.
Дополнительное чтение в учебнике
— Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями.
5.
Физическая пауза
А у кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка? А вам хочется её повторить?
Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти,
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой,
Посмотри перед собой.
СЛАЙД №13
6.
Работа над новой темой
Продолжим с вами урок.
Выдающиеся достижения
Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.
Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов.
— Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии.
— Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь»
Летчик, Алексей Маресьев…(зачитать со слайда)
А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15
7
Обобщение по новой теме
Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии- причина их выдающихся успехов.
Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.
Что нужно детям инвалидам? (ответы детей и ихи обобщение по слайду)
В завершении хотелось бы прочитать еще одно стихотворение
Кто такие дети -инвалиды?
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли,
Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
Разве то, что есть мы — это грех?
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли,
Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
Разве то, что есть мы — это грех?
СЛАЙД №16
СЛАЙД №17
8
Домашнее задание
§5 Ответить на вопросы. 1-3.
Практикум под цифрой 1,2,3 по выбору.
Запись домашнего задания в тетради и дневниках
СЛАЙД №18
10.
Итог урока
Подведение итогов (рефлексия)
Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.
СЛАЙД №19
Используемая литература:
-
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009.
-
Поурочные разработки по обществознанию. 5класс. К УМК А.И. Кравченко. ФГОС» (Сорокина Е.Н.)