Конспект урока по курсу « Грамота»
УМК «Начальная школа XXI века»
1 класс
Тема: Сопоставление звуков [ з ] – [ с ] по глухости-звонкости.
Учитель: Евстигнеева Марина Игоревна
Цели и задачи: 1 Учить выделять звуки [ з ] и [ с] в словах.
2. Учить сопоставлять звуки [ з ] и [ с ], давать характеристику звукам; узнавать буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Формировать навык чтения.
4. Закрепить знания о правописании имён собственных и начало предложения с большой буквы.
5. Развивать фонематический слух, речь, внимание.
6. Предоставить возможность учащимся проявить организаторские способности и коммуникативные качества.
7. Создать атмосферу сотрудничества
8. Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: Букварь, Пропись № 2, иллюстрации «Снеговик, снежинки», модели звуков (набор для учителя),
модели звуков ( индивидуальные наборы у учащихся , мультимедийный продукт к уроку (созданный учителем)
План урока: 1. Создание психологического настроя.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса.
4. Определение темы урока.
5. Новый материал. Сравнение звуков[ з ] и [ с ] .
6. Закрепление материала.
7. Подведение итога. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы и методы. | Форма деятельности | Формируемые УУД | Результат деятельности | |
1.Создание психологического настроя
| Учитель просит занять свои места.
Предлагает настроиться на урок. К нам в гости пришёл снеговик. Он просит помощи. По дороге снеговик растерял снежинки. Снежинки в небе закружились и к нам на доску приземлились. Помогите ему их собрать. Для этого надо выполнить несколько заданий.
| Учащиеся подготавливают рабочее место.
Учащиеся эмоционально настраиваются.
| Словесно-побуждающий
| Коллективная
| Регулятивные: самоопределение. Личностные: умение слушать и выполнять просьбу. | Организация рабочего места под руководством учителя. Освоение роли ученика. Позитивный психологический настрой на дальнейшую деятельность. |
2.Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.
Определение темы урока
| 1.Предлагает выполнить фонетическую зарядку. Са-са-са – в лесу бегает лиса. Су-су-су – было холодно в лесу. -Какой звук повторялся в чистоговорке? -Дайте характеристику звуку [ c] За-зо-зу – мы поймали стрекозу. Зи-зе-за – приближается гроза. Зо-за-зы – убегаем от грозы. -Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? Произнесите звук [ з ]. Дайте характеристику звуку. -Назовите парные звуки по глухости – звонкости (Слайд 2) Работа ведется с и спользованием мультимедийного продукта.
Поработайте в паре. Догадайтесь, о каких звуках пойдёт речь на уроке. -Какая тема урока?
| Учащиеся проговаривают чистоговорку.
Определяют парные звуки по глухости-звонкости.
Учащиеся работают в паре.
Формулируют тему урока.
| Словесный.
Поисковый
Инструкционный. Организация работы в парах. | Коллективная
Работа в парах.
| Регулятивные: понимание учебной задачи. Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование других точек зрения.
Регулятивные: понимание учебной задачи. Коммуникативные:принимают другое мнение, допускают существование других точек зрения.
| Артикуляционное проговаривание чистоговорок. Включение детей в активную деятельность.
Устные высказывания. Определение темы урока |
Новый материал. Сравнение звуков[ з] и [с]
. |
Упражнения в сопоставлении звуков[ з ] , [ с ] 1.Отгадайте загадку. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.
Поработайте в парах и составьте звуковую модель слова ЗИМА на доске и каждый у себя на партах. Рассмотреть модель слова ЗИМА; объяснить, что означает красный колокольчик над третьей фишкой; рассказать, как можно проверить, что звук [з ] звонкий согласный.
Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы.
Составьте звуковую модель к слову САНКИ на доске и на парте при помощи фишек. Сравните модели слов. Чем они отличаются?
Слайд (3)
( зима – Сима)
2.Работа в тетрадях по чтению. Поработайте в тетрадях. Преобразуйте звуковые модели в слова, разделить слова на слоги, поставить ударение. Зима – санки Зима – Сима Запишите слова на нужной строчке в соответствии с наличием определённой буквы. Впишите нужные буквы.
( Слайд 4)
3. Работа по Букварю
— Рассмотрите модель слова КОЗА -Что означает колокольчик над третьим звуком? — Проверяем. Прикладываем ладошку к горлышку. -Дайте полную характеристику звука [з] -Рассмотрите модель слова, которое расположено справа. Чем она отличается? Сравните третьи звуки. Что произошло? -Что мог бы нарисовать художник над моделью к слову КОСА? -Проверьте, правильно ли составлена звуковая модель слова ЛИСА; Сравните модели, произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа; -Расскажите, чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов; -Какими буквами обозначаются звуки [ з] и [ с ] ? — Составьте слова из слогов на доске. -ко- -за- -ли- -са- -Ли- -за- (Слайд 5)
4.Чтение слов, текста с буквами З и С (с.94)
Сорока сказала зайцу о лисе.
[ з ] . |
Отгадывают загадку. Работают в парах. Составляют звуковые модели к словам на доске и на парте. Анализируют звуки. Дают характеристику звукам. Сравнивают звуки. Делают вывод.
Играют в игру со звуками. Находят место звука в слове. Наблюдают за правильным расположением звуков. Исправляют ошибки одноклассников.
Преобразуют звуковые модели в слова. Делят слова на слоги, ставят ударение. Записывают слова на нужной строчке. Вписывают буквы.
Сравнивают звуки. Дают характеристику звукам. Проверяют звуковые модели. Составляют слова из слогов.
Читают слова, текст. Выделяют буквы в словах. Выбирают слова, с определенным звуком. |
Словесно-информационный. Моделирование. Объяснительно-побуждающий. Инструкционный:составь модель слова.
Поисковый.
Проверка знания.
Инструкционный. Включение детей в активную познавательную деятельность. Объяснительно-побуждающий. Поисковый.
Инструкционный. Объяснительно-побуждающий. Поисковый.
Объяснительно-побуждающий.
Инструкционный.
Поисковый.
Объяснительно-побуждающий.
Инструкционный.
Поисковый. |
КоллективнаяИндивидуальная. Работа в парах.
Коллективная Групповая.
Индивидуальная.
КоллективнаяИндивидуальная.
Индивидуальная.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и того, что еще не известно
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: правила сотрудничества, применяют навыки в практической деятельности.
Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: сравнение результата с просмотренной информацией
|
Модели Словесная характеристика звуков.
Составленные слова в результате дидактической игры «Живые звуки».
Письменная работа в тетради. В прописи записаны слова со вставленными буквами.
Включение детей в активную познавательную и мыслительную деятельность Устная полная характеристика звуков. Сравнение моделей. Исправление ошибок в тетради. Составление слов из слогов. Моделирование. .
Устная работа с текстом. Работа со словом в предложении. Фонетический анализ звуков в слове.
|
Физминутка. | Выполните движения. Лепим мы снеговика Из пушистого снежка. Вот скатали первый ком. Вот такой большущий он. Ком второй чуть-чуть поменьше. Третий – это голова. Шляпа будет из ведра. Нос – морковка, а глаза- Два весёлых уголька. Всё, готов наш снеговик. У него довольный вид. Рот смеётся до ушей. Веселит он всех детей/ | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Активный отдых. | Коллективная. | Коммуникативные. | Психологическая разгрузка. |
Закрепление материала.
| Работа в Прописи № 2 -Поработайте в прописях и вспомните как пишутся письменные буквы З и С (с. 48).
1)Выполните классификацию слов, включающих глухие и звонкие согласные звуки, запишите эти слова. 2)Запишите на месте пропусков букв З и С слова. Подберите и запишите слова, соответствующие моделям. Вспомните, что нужно делать, чтобы правильно списать слова, распределив их по строчкам в зависимости от того, какая из букв – З или С –есть в слове. Прочитайте слова, которые были записаны после буквы З; найдите среди них такие, в которых все согласные звуки твёрдые.
3) Поработайте с деформированным предложением Поработайте в четвёрках и составьте текст, соединяя слова по-порядку. Послушайте варианты текстов. Исправьте ошибки. Запишите рассказ, который у вас получился (с.50). Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа по парте.
| Прописывают буквы. Классифицируют слов. Подбирают слова к моделям. Читают слова.
Работают с деформированным предложением. Составляют текст в четверках. Слушают тексты одноклассников. Находят ошибки. Исправляют неточности в ответах. Проверяют работу соседа по парте. | Объяснительно-побуждающий.
Инструкционный. Поисковый
Объяснительно-побуждающий.
Инструкционный. Поисковый. Организация работы в группах. Организация взаимопроверки. | Индивидуальная.
Групповая. Работа в парах. Взаимопроверка. | Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации слов. Регулятивные: ориентирование в рабочей тетради, оценивание результата своих действий. Коммуникативные: анализ и исправление ошибок.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
| Практическое применение знаний. Письменная работа в тетради: записаны слова, соответствующие моделям. Исправление деформированных предложений. Составление текста из данных предложений.
|
Подведение итога.
Рефлексия. |
— Какие трудности встретились во время урока? — Какие задания показались сложными? — Что новое для себя вы узнали?
Нарисуйте в правом нижнем углу тетради снежинку. Если вам было трудно, то раскрасьте ее в голубой цвет, а если все получилось, то оставьте белой. |
Отвечают на вопросы. Определяют эмоциональное состояние на уроке. Самооценка деятельности на уроке.
Рисуют снежинку. Оценивают своё эмоциональное состояние в конце урока. |
Фронтальная. Самооценка. Анализ собственной деятельности
Анализ собственной деятельности
|
Индивидуальная.
Индивидуальная. |
Личностные. Регулятивные: оценивание результата своей деятельности |
Определение результата и настроения в конце деятельности.
Рисунок, раскрашенный в соответствии с эмоциональным состоянием. |