Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Литературно-творческий турнир
«Человек читающий»
(к неделе русского языка и литературы)
подготовила Якоб Елена Алексеевна,
библиотекарь МКОУ «Украинская СОШ»
с. Украинка
2012
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у школьников.
Подготовка: 1. Объявление о конкурсе в 5-6 классах.
2. Домашние задания (визитка команды; из шариков, бумаги и ткани придумать
образ любимого литературного героя, представить его и произведение, героем
которого он является).
Ход.
Ведущий: Добрый день, друзья книги. Я рада приветствовать вас на литературно-творческом конкурсе. Девизом нашей встречи будут слова:
«Умными словами недаром сказано:
Всем лучшим книге мы обязаны
Книги читают и стар, и млад,
Книжке хорошей каждый рад».
Представление жюри:
Подоляко Е. К.- зам. директора по воспитательной работе,
Новикова Л. В. — зам. директора по учебно-воспитательной работе,
Марковкина Н. А.- учитель русского языка и литературы
1 конкурс
Знакомьтесь, это мы.
5 баллов
Ведущий: Познакомимся с нашими конкурсантами, их книжными увлечениями
(команды представляют свои визитки).
Ведущий: Чтобы ещё больше узнать о наших конкурсантах проведём небольшой опрос-разминку, выявим их любовь к книгам. Каждой команде я задам вопросы, ответы жюри не оценивает.
-
Ваша любимая книга детства. Что вы любите читать?
-
Что вам ближе: классическое произведение или книги современных авторов. Ваша любимая книжка, юный друг!
-
Помните ли вы первую книгу, которую прочитали сами. Сколько вам было лет тогда? Как ведут себя родители во время твоего чтения. Хвалят или ругают тебя?
-
Вы любите поэзию? А ваше любимое стихотворение, не могли бы вы его прочитать? Вы любите сказки? Ваш любимый сказочник?
-
Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитали. Что вы больше любите читать сказки, стихи, смешные рассказы?
С командами мы познакомились. И нас ожидает следующий конкурс. Народная пословица гласит «Кто много читает – тот много знает».
2 конкурс
Разминка. Литературное попурри.
За правильный ответ- 1 балл.
Ведущий: Я задаю вопросы командам, отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Слушаем вопросы:
1. Кто написал рассказ «Живая шляпа»?
(Н.Н. Носов).
2. Из какой сказки выражение «Остаться у разбитого корыта»?
(«Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин)
3. Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»?
(Кот).
4. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку.
(«Три медведя«, русская народная сказка).
5. Назовите соломенного персонажа сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
(Страшила).
6. На чём отправились в путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс в повести
-сказке А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»?
(На яхте «Беда«).
7. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа?
(Д.Родари, «Приключения Чиполлино»).
8.Как зовут дядю — милиционера в стихах Сергея Михалкова?
(Степан Степанов).
3 конкурс
Знакомые незнакомцы.
За правильный ответ- 1 балл.
Ведущий: В начале нашего конкурса мы узнали, что больше всего наши конкурсанты любят сказки и много их уже прочитали. Задание: я зачитаю вам отрывок из сказки, а вам надо назвать автора, заглавие книги, персонажа. Слушаем.
1. Руки кривые, на ногах когти, ноги лошадиные, спереди — сзади горбы великие, верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были свиные. ( зверь лесной, чудо морское, «Аленький цветочек», Аксаков).
2. Одна из них побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя («Снежная королева», Андерсен).
3. Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издаёт звуки, похожие на гул самолёта. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник – шпион, и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон, А. Милдгрен, «Повесть о Малыше и Карлсоне»).
4. У неё только две ножки, какое убожество! У неё нет даже усиков! (Жук о Дюймовочке, «Дюймовочка», Андерсен).
Ведущий: Ну а теперь давайте вспомним этих героев.
(Слово жюри)
4 конкурс
Заморочки.
За правильный ответ – 1 балл
Ведущий: Вам нужно назвать детскую книгу по аннотации. А что такое аннотация? (ответы детей). Каждой команде я задам по 4 вопроса. Итак, в какой детской книге говорится:
-
О разоблачении строителей-бракоделов («Три поросёнка).
-
О некоторых трудностях, связанных с внедрением передового метода доставки товаров на дом бабушке («Красная шапочка»).
-
О деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук, лап при очень большом урожае («Репка»).
-
О тяжких последствиях плохого состояния средств пожарной безопасности («Кошкин дом»).
-
О принципиально новой форме оплаты наёмного труда при неимоверной жадности нанимателя («Сказка о попе и его работнике Балде»).
-
О том, что когда хочешь стать царицей, не всегда можно надеяться на рыбную ловлю
(«О рыбаке и рыбке»).
-
О вреде потребления непитьевой воды из природного водоёма («Сестрица Алёнушка»).
-
Из-за неумения держать рот закрытым, воздушный перелёт путешественницы заканчивается неудачно («Лягушка-путешественница»).
5 конкурс
Устами младенца.
Ведущий: В этом конкурсе вам нужно узнать литературного героя. Если угадаете, героя с первой подсказки получаете три очка, со второй – два, а с третьей – одно очко.
1.
– Этот дяденька живет в деревне, любит во всём порядок, он очень любопытный, когда приходит в гости всё высматривает по сторонам.
— Он кажется добреньким, но на самом деле очень вредный, может даже наябедничать, очень любит проверять документы.
— У него большая сумка. На голове всегда шапка. Когда приходит в гости,всегда стучится. Живет в Простоквашино. У него есть свой ключ от почты (Почтальон Печкин).
2.
– Этот персонаж живёт почти во всех сказках.
— Очень старая. Бывает злой, а иногда помогает путникам отыскать дорогу.
— Передвигается на летательном аппарате. (Баба-яга).
3.
– Эта девочка живет в маленьком домике, всегда умывается и чистит зубы. Она очень воспитанная.
— На голове у неё бант, платье всё в оборочках. Любит заниматься воспитанием.
— У неё голубые волосы. Её верного пса зовут Артемон. (Мальвина).
4.
– Родом он из тропического леса. Любит апельсины. Иногда так объедается, что не может передвигаться. Жилище очень маленькое.
— Его лучшему зелёненькому другу 50 лет. В его квартире есть телефон. Если он волнуется, то начинает путать слова.
-Имя ему придумали очень просто: однажды он сидел, сидел и упал. Его посадили, он снова чебурахнулся. У него необычные уши. Его лучший друг- крокодил Гена. (Чебурашка)
6 конкурс
Очумелые ручки (домашнее задание)
Ведущий: Литературных героев любимых мы вспомнили. А сейчас вас ожидает практический конкурс. Из шариков, бумаги и ткани создайте образ любимого литературного героя, представьте его и произведение, героем которого он является.
Ведущий: Пока команды трудятся, задание ждет болельщиков.
На карточках — изображения предметов, вам надо выбрать два предмета, которые принадлежат одному герою, и назвать из какой они сказки.
( конкурсы с болельщиками)
Ведущий: Посмотрим, кого создали наши команды.
( Представление изготовленных персонажей)
Спасибо нашим командам. Вот и подошли к концу наши испытания. Жюри немного посовещается и назовет нам победителей нашего конкурса.
А сейчас я приглашаю самых активных болельщиков. Вы должны угадать, что лежит в этом волшебном сундучке:
Взгляните, здесь в ларце высоком
Сокрыт таинственный предмет
И храбро витязь зорким оком
Хранит его уж много лет.
И тот, из вас, кто угадает,
Какой предмет внутри лежит,
Тот сейчас же получает
В подарок этот сказочный предмет.
1). Здесь лежит то, что было изобретено в 1 половине ХХ века, получило широкое распространение в наше время, но про неё нельзя сказать с уверенностью, что она доживет до 22 века. Она необходима ученику с первого дня учёбы. (Ручка).
2). А эту вещь проглотил крокодил. Что это за вещь? (Мочалка).
3). Очень правдивая вещь. (Зеркало)
4). А этот предмет чуть не погубил молодую царевну. (Яблоко).
5). Этот предмет заставил плакать старика и старушку после проделки маленького зверька. (Яйцо).
(Ребята получают подарки)
Ведущий: Я благодарю за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить слово жюри. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде не победить, а главное в ней участвовать. А мы все получили пользу от встречи. Кто–то захочет прочитать новые увлекательные книжки, а кто-то ещё раз прочитать старые, хорошо знакомые. Спасибо всем.
(Слово жюри. Награждение.)
Список используемых источников
1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 3. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. 30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.
Задание командам до 4 декабря!
-
Придумать название команды, эмблему и приветствие на тему «Почему нужно любить книги»
-
Домашнее задание: сделать любого книжного героя из шариков, ткани, бумаги …и других подручных средств, представить его на конкурсе: 1. Как зовут?
2. Из какой книги?
3.Кто автор книги?
4.Почему любите этого героя?
5.Посоветуйте всем прочитать эту
книгу!
Блиц-конкурс для болельщиков
Лучший в мире крокодил (Гена)
Сколько козлят у многодетной козы ( семь)
Гордость Варвары-красы (коса)
Самая известная курочка (Ряба)
Кто тянул репку перед Жучкой (внучка)
Малыш-луковка (Чиполлино)
Крокодиловая река в Африке (Лимпопо)
Сказочная скатерть (самобранка)
Назовите братьев Чук и …(Гек)
Снежная баба в детстве (снегурочка)
Дедушка-любитель зайцев (Мазай)
Главный атрибут Дуремара (сачок)
Девочка с голубыми волосами (Мальвина)
Кто разморозил сердце Кая (Герда)
Прибаутка перед сказкой ( присказка)
Былинный богатырь из города Мурома (Илья)
Воздыхатель Мальвины (Пьеро)
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
(Свист.)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник.)
Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)
Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайте
И басню отгадайте.
(«Квартет».)
Козёл, Мартышка, Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет?
(Осёл.)
Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)
Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай.)
Близ Диканьки в хуторочке
Паренёк Вакула жил.
Кем, скажи мне, братец, срочно
По профессии он был?
(Кузнец.)
Оценочный лист для жюри
Команда________________ 5 класса |
Команда_________________ 6 класса | |
1.Представление |
|
|
2. Разминка |
|
|
З.Знакомые незнакомцы |
|
|
4.Заморочки |
|
|
5.Устами младенца |
|
|
6. Очумелые ручки |
|
|
Итоги:
|
|
|