План-конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Цели урока:

  1. Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;

упражнение в разборе слова по составу.

  1. Развитие мышления, речи, кругозора.

  2. Воспитание аккуратности, чувства товарищества, уважения к девочкам.

Оборудование:

наглядные пособия, перфокарты, телеграмма.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, дети!

Тихо сядут девочки.

Ещё тише – мальчики.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. …, прочитай её, пожалуйста.

Телеграмма.

Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.

Ваши друзья – Морфемы.

— Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.

— Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.

— Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?

— А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

  1. Минутка чистописания.

— Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот?

( На рисунке изображён плот из брёвен, которые напоминают букву Ш).

— Какие элементы можно выделить?

Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.

Итак,

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо – не согнусь.

За работу я возьмусь.

Напишите строчку букв ш и строчку Шш.

  1. Работа по теме урока. Закрепление изученного.

  1. Итак, все готовы? Спускаем наши плоты на воду, закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.

(Звучит музыка).

— А вот и островное государство. Откройте глазки. Посмотрите на карту. С какого острова начнём освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня.

Что такое – корень?

— Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.

( На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)

  1. Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание.

— Что такое – окончание?

— Для чего оно служит?

Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.

Соберите пословицу.

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

— Что вы изменили? (Окончание).

— Запишите это предложение.

  1. Физминутка

А мы

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.

Одной, другой –

Это кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправились домой.

  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

— А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр…., найдите Упр….. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно.

— Кому не понятно, что нужно сделать?

— Выполняйте.

  1. Проверка самостоятельной работы.

— Что же у вас получилось?

Вы победили Змея Горыныча и здесь.

  1. Коллективная работа.

— Осталось освободить последний остров. Какой?

— Что такое — приставка?

— Для чего она служит?

Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать от данного слова с помощью приставок:

а) слова со значением приближения;

б) слова со значением удаления;

в) последнее слово разберём по составу.

  1. Подведение итогов.

— Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай.

— Какие же острова стали свободными?

— Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки.

(Звучит музыка).

— Откройте глазки. Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here