МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

«Общее понятие об имени существительном».

3 класс

Подготовила: учитель начальных классов

Полисадова Ольга Игоревна

2013

Тема урока: Общее понятие об имени существительном.

Цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное)

Задачи урока:

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся об имени существительном – его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (кто? что?).

2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное, часть речи, одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное.

3. Учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, память.

2. Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

2. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, внимательное отношение к речи.

3. Формировать исследовательские умения.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-сказка, с использованием компьютера, рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, 2 презентации, Обучающая компьютерная программа «Имя существительное», учебник «Русский язык» часть 2, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Авторский медиапродукт: презентация, интерактивные задания

Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов

Количество приложений: 4 приложения

Образовательное учреждение: МКОУ Глуховская СОШ

Время реализации занятия — 45 минут

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

  2. Словарная работа.

  3. Вхождение в тему.

  4. Физкультминутка двигательная.

  5. Работа по теме урока.

  6. Первичное закрепление (групповая работа по учебнику).

  7. Проверка усвоения материала

  8. Выставление оценок.

  9. Домашнее задание.


Этапы урока


Временная реализация


1.Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу


2 мин


2.Словарная работа. Проблемный поиск.


4 мин


3.Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.


6 мин

4.Физкультминутка двигательная.

2 мин

5.Работа по теме урока.

Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (кто? что?).


7 мин

6.Первичное закрепление (групповая работа по учебнику).

Умение употреблять имена существительные в речи.


8 мин

7.Проверка усвоения материала

Работа с компьютерной программой «Имя существительное»


10 мин

8.Выставление оценок


3 мин

9.Выдача домашнего задания


3 мин

1. Организационный момент. Психологический настрой.

В класс крадется тишина,

Подожди ее пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни.

— Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. Все ли на месте? Садитесь.

— Как справились с домашним заданием? (Дежурные собирают тетради)

— А вот теперь начнем урок

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я возьмусь!

— Записываем в тетради число, классная работа

2. Словарная работа

— Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку и вспомнить часть речи — имя существительное, но пропуском в сказку будут слова называющие предметы, для этого мы должны выполнить словарную работу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация «Словарная работа»)

Воробей, машина, платок, капуста, молоток, собака, тетрадь, картина, заяц, ребята, месяц.


3. Вхождение в тему.

 Ребята, сегодня мы должны отправиться с вами в сказку и вспомнить часть речи — имя существительное.

Слайд 1 Сказка эта знакома вам. Вы читали её на уроках внеклассного чтения.

— Героиня этой сказки очень хочет отправиться на бал, но злая мачеха не хочет отпускать девушку. Кто эта героиня? Слайд 2

— Кто ее автор? (Шарль Перро) Слайд 3

— А поедет ли она на бал, сегодня зависит от нас. Билетом будет служить паспорт имени существительного, который мы будем заполнять. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Паспорт имени существительного)

— Что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предметы).

Заполнение строки в паспорте — Имя существительное обозначает предметы.

— А как вы думаете, что может еще обозначать имя существительное? (признаки, явления природа, действия)

Заполним строку в паспорте

 Сказка “Золушка” начинается так: “Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером… Учиться им не хотелось. Они все время спорили между собой.

— Стали раз сёстры спорить да скандалить, почему некоторые существительные пишутся с большой буквы, а некоторые с маленькой. Да чуть не подрались.

— Давайте поможем разрешить их спор.

— Как называются слова записанные с заглавной буквы? (Они называются именами собственными.)

— А как называются существительные обозначающие предметы? (Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений (дерево, урок, снег)).

Заполним строку в паспорте.

4.Физминутка двигательная.

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

5.Работа по теме урока.

— Слайд 4 Золушка выполняла самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Она трудилась с утра до поздней ночи. Но вот еще одно задание с которым Золушка не могла справиться, мы должны ей помочь.

— Слайд 5 Замени первую букву в словах, так чтобы они отвечали на вопрос кто?

Заполним строку в паспорте

 И вот как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Золушке очень хотелось поехать. И вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела, горько плакала и перебирала крупу… Работы было много. Золушка понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Слайд 6

— Но она пришла не с пустыми руками посмотрите какое задание она нам принесла Слайд 7 – 1 вариант выписывает неодушевленные существительные, а 2-ой – одушевленные (1вариант – лейка, окно, конура, ящик, лопата; 2 вариант – муха, коза, жук, девочка, дятел).

— А теперь меняемся тетрадочками и проверяем у соседа.

6.Первичное закрепление (групповая работа по учебнику).

— Крестная мать Золушки была фея и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал. Фея сказала ей: “Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце”.

— Я предлагаю, помочь Золушке выполнить работу, потому что дружба творит чудеса.

— Слайд 8 Открываем наши волшебные книги на стр.53 упр.6

Предмет: тракторист – кто?, товарищ – кто?

Явление природы: заморозки – что?, метель – что?

Признак: синева – что?, смелость – что?, глубина – что?, темнота – что?, красота – что?.

— Слайд 9. Молодцы, и вот старое платье превратилось пышный наряд.

-Ребята, найдите в этом предложении имя существительное (платье, наряд)

Слайд 10. Золушка отправилась во дворец, не помня себя от радости.

— Давайте попробуем и в этом предложении найти имя существительное (Золушка, дворец, радость).

— Но ведь для того чтобы попасть на бал Золушке нужен пригласительный билет имени существительного, он готов?

Чтение паспорта по “цепочке”

7. Проверка усвоения материала

— Слайд 11.

 

И вот наша героиня попала на бал. Принц не сводил с нее глаз и не отходил от неё ни на минуту. Но вот часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл.

— Слайд 12.

Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

— “Как же найти красавицу?”- думал принц. Нам осталось последнее, но самое трудное задание, но я не сомневаюсь, мы и с этим справимся!

Задание 1

Самостоятельная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интерактивное задание «Признаки имени существительного»)

Соотнести стрелочками существительные к признакам

ОТЕЦ

ДЕЙСТВИЕ МОЛНИЯ

ДОБРОТА

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ АККУРАТНОСТЬ

ПЕНИЕ

ПРЕДМЕТЫ ХОДЬБА

ТОПОР

ПРИЗНАК ОТТЕПЕЛЬ

Задание 2

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интерактивное задание «Имя существительное»)

Разделить одушевленные и неодушевленные имена существительные

— Слайд 13.

Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер. Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу”.

Слайд 14.

8. Выставление оценок.

Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному – поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать – это грех.
Когда знаешь всё – рядом бродит успех!

— Выставление оценок

9.Домашнее задание.

— Чтобы закрепить успех, я предлагаю вам домашнее задание стр.54 упр.8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here