Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам».

Новое знание: имена прилагательные изменяются по родам.

Проблема: почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

Цели:

  • Создавать условия для определения рода имен прилагательных.

  • Научить определять род имен прилагательных по роду имени существительного, с которым оно связано.

Задачи:

  1. Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родам.

  2. Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

  3. Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

  4. Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

Оборудование:

  1. Презентация по теме «Изменение имен прилагательных по родам».

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Карточки с заданиями.

Ход урока

Действия учителя

Действия ученика

  1. Актуализация

Цели:

  • Повторить знания о частях речи: что такое имя существительное, имя прилагательное.

  • Умение отличать одну часть речи от другой, используя алгоритм.

Работа со словами.

— Прочитайте слова.

Слайд №1

— Какую работу вы предлагаете выполнить?

  • Составить предложения

  • Разобрать слова по составу

  • Найти все орфограммы в словах

  • Разбить на группы

  • Разделить для переноса

  • Составить словосочетания:

— Много идей у вас возникло. Я предлагаю разбить все слова на две группы.

  • Веселый солнце

  • Умные ученики

  • Яркое клоун

  • Хорошая песня

— Как вы получили такие группы слов?

  • Нужно вспомнить, как отличать одну часть речи от другой

  • Я ставил вопросы к каждому слову и определял значение слова

— Как вы рассуждали? Объясните свой выбор.

  • В первом столбике слова веселый, умные, яркие, хорошая обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы:

  • Веселый – какой?

  • Умные – какие?

  • Яркое – какое?

  • хорошая – какая?

  • Это имена прилагательные.

— У кого не так?

Во втором столбике слова клоун, песня, ученики, солнце обозначают предметы и отвечают на вопросы:

  • Клоун – кто?

  • Песня – что?

  • Ученики – кто?

  • Солнце – что?

Это имена существительные.

— У кого не так?

— Чему вы учились, выполняя это задание?

Мы учились различать части речи по значению и вопросу.

— Что объединяет слова, входящие в каждую группу?

Это части речи. Одинаковые вопросы. Значение слов.

— Зачем вы выполняли это задание?

  • Чтобы проверить знания.

  • Чтобы найти общее у разных слов.

  • Чтобы повторить, как определять разные части речи.

— Почему вы успешно справились с заданием?

Знаем алгоритм определения частей речи.

— Назовите алгоритм, которым вы пользовались.

  • Определить значение слова

  • Поставить вопрос к слову

  • Определить часть речи

II. Создание проблемной ситуации

Слайд №2

— Прочитайте словосочетания. Запишите.

— Выделите окончания у имен прилагательных.

Высокий дом

Высокая башня

Высокое здание

— Какой у вас возник вопрос?

  • Почему окончания у имен прилагательных разные?

  • От чего это зависит?

— Можете сами предположить?

  • Я думаю, окончания у имен прилагательных разные потому, что вопросы, которые мы задавали, тоже разные:

    • Высокий – какой?

    • Высокая – какая?

    • Высокое – какое?

  • Если имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, то, может быть, имена прилагательные изменяются по родам?

  • Быть может, мы чего-то не знаем об имени прилагательном?

— Сегодня мы узнаем, что имена прилагательные изменяются по родам.

— Попробуйте сформулировать цель урока

Как определить род имени прилагательного?

— Попробуйте составить список вопросов, на которые мы будем искать ответ на уроке.

  1. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе?

  2. Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском, женском и среднем роде?

  3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского, женского и среднего рода?

— Мы обязательно ответим на предложенные вами вопросы.

  1. Открытие нового знания

Слайд №3

— Обсудите в парах, что объединяет словосочетания входящие в каждую группу.

  1. Сладкое яблоко – синее небо

  2. Верный друг – яркий свет – злой волк

  3. Золотая медаль – ранняя весна

  • Одинаковый вопрос, который ставим к именам прилагательным.

  • Имена существительные в каждой группе одного рода.

— Как рассуждали?

  1. В первом столбике к словам яблоко, небо поставили слова (оно, мое), значит это имена существительные среднего рода. К именам прилагательным сладкое, синее поставил одинаковый вопрос «какое?».

Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе.

— Кто думает по-другому?

  1. Во втором столбике к словам друг, свет, волк поставил слова (он, мой), значит это имена существительные мужского рода. К именам прилагательным верный, яркий, злой поставил один и тот же вопрос «какой?».

Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе.

— Кто рассуждал по-другому?

  1. В третьем столбике к словам медаль, весна поставил слова (она, моя), значит это имена существительные женского рода. К именам прилагательным золотая, ранняя поставил одинаковый вопрос «какая?».

Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе.

— Все ли так думали?

Что можете предположить об имени прилагательном?

Предположу, что если в словосочетании имя существительное мужского рода, то и имя прилагательное тоже мужского рода.

— Откроем учебник на странице 56.

Читают учебник.

— Проверим правильность нашего вывода.

— Что можете добавить?

  • Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.

  • Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ый, -ий, -ой, и отвечают на вопрос «какой?».

  • Имена прилагательные женского рода имеют окончания -ая, -яя и отвечают на вопрос «какая?».

  • Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ое, -ее и отвечают на вопрос «какое?».

  1. Первичное закрепление

Слайд №3

— Спишите словосочетания. Обозначьте род имен существительных и имен прилагательных. Устно поставьте вопрос к имени прилагательному.

Работайте в парах.

Учащиеся записывают словосочетания, выделяют окончания у имен прилагательных, определяют род имен существительных и имен прилагательных.

— Проверим. У кого не так?

Золотая медаль

Ранняя весна

Верный друг

Яркий свет

Злой волк

Сладкое яблоко

Синее небо

— Давайте разберемся.

Назовите имена прилагательные женского рода?

Золотая, ранняя.

— Докажите свой выбор.

Имена прилагательные золотая, ранняя отвечают на вопрос «какая?» и имеют окончания –ая, -яя. Это прилагательные женского рода.

— Кто рассуждал иначе?

А я определил род имени существительного: медаль – существительное женского рода. Значит имя прилагательное золотая тоже женского рода. Имя существительное весна женского рода, значит имя прилагательное ранняя тоже женского рода.

— Назовите имена прилагательные среднего рода?

Сладкое, синее.

— Докажите свой выбор.

  • Имя существительное яблоко среднего рода, значит и прилагательное сладкое, с которым оно связано, тоже среднего рода.

  • Имя существительное небо – существительное среднего рода. Значит имя прилагательное синее тоже среднего рода.

— Нет других мнений?

— Назовите имена прилагательные мужского рода.

Верный, яркий, злой.

— Докажите свой выбор.

  • Имя существительное друг – мужского рода. Значит и имя прилагательное верный тоже мужского рода.

  • Имя прилагательное синий отвечает на вопрос «какой?» и имеет окончание –ий. Это прилагательное мужского рода.

  • Имя существительное волк мужского рода, значит и прилагательное злой, с которым оно связано, тоже мужского рода.

— Наш вопрос на уроке стоял так: как определить род имени прилагательного. Какой ответ мы можем дать?

  1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

  2. Определить род имени существительного.

  3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

  4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

V. Физкультминутка.

— А ну, хватит рассуждать.

Время отдых начинать.

VI. Применение нового знания.

Работа в группах.

Каждая группа получает задание. (3 и 4 группе поможет карточка — подсказка).

Слайд №4

Задание для I группы.

Спиши словосочетания. Обозначь род имен существительных и прилагательных. Выдели окончания.

Тяжелый груз, трудное задание, спелая вишня, глубокий бассейн, горькое лекарство, дружная семья.

Задание для II группы.

Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напиши. Обозначь род, выдели окончания.

_____________ помидор, ____________ облако, ______________ слон, ___________перемена, ____________песня, ____________воин.

Задание для III группы.

От данных имен существительных образуй имена прилагательные. Напиши их вместе с подходящими по смыслу существительными. Выдели окончания прилагательных.

Камень — ________, птица — __________, молоко – ­­­­­­­­­­­­­­­__________.

Карточка – подсказка. Комната – комнатный цветок.

Задание для IV группы.

Спиши словосочетания, выдели окончания имен прилагательных. Укажи род.

Вкусн__ хлеб,

Ближн__ село,

Мудр__ сказка,

Крупн__ зерно.

Карточка – подсказка.

  1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

  2. Определить род имени существительного.

  3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

  4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

— Кому нужна помощь? Выполняйте.

— После обсуждения вопросов, группы отчитываются о проделанной работе.

Слайд №4

Вывод:

— Как определить род имени прилагательного?

  1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

  2. Определить род имени существительного.

  3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

  4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

VII. Подведение итогов.

— Как вы ответите на вопросы, которые мы поставили в начале урока?

  • Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

  • Имена прилагательные мужского рода имеют окончания –ый, -ой, -ий.

  • Имена прилагательные среднего рода имеют окончания –ое, -ее.

  • Имена прилагательные женского рода имеют окончания –ая, -яя.

  • Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?».

  • Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос «какое?».

  • Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какая?».

— Что еще хотели бы узнать о прилагательном?

Как еще изменяются имена прилагательные?

— Мы обязательно найдем ответ на этот вопрос на следующем уроке.

VIII. Рефлексия.

Слайд №5.

IX. Домашнее задание.

  1. По учебнику страница 57, упражнение 493.

  2. Написать мини-сочинение «Моя любимая игрушка». Найди в своем сочинении имена прилагательные. Обозначь у них род, выдели окончания.

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here