Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам».
Новое знание: имена прилагательные изменяются по родам.
Проблема: почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?
Цели:
-
Создавать условия для определения рода имен прилагательных.
-
Научить определять род имен прилагательных по роду имени существительного, с которым оно связано.
Задачи:
-
Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родам.
-
Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
-
Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
-
Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
Оборудование:
-
Презентация по теме «Изменение имен прилагательных по родам».
-
Мультимедийный проектор.
-
Карточки с заданиями.
Ход урока
Действия ученика | ||
| ||
Цели:
|
| |
Работа со словами. — Прочитайте слова. Слайд №1
|
| |
— Какую работу вы предлагаете выполнить? |
| |
— Много идей у вас возникло. Я предлагаю разбить все слова на две группы. |
| |
— Как вы получили такие группы слов? |
| |
— Как вы рассуждали? Объясните свой выбор. |
| |
— У кого не так? |
| |
| Во втором столбике слова клоун, песня, ученики, солнце обозначают предметы и отвечают на вопросы:
Это имена существительные. | |
— У кого не так? — Чему вы учились, выполняя это задание? | Мы учились различать части речи по значению и вопросу. | |
— Что объединяет слова, входящие в каждую группу? | Это части речи. Одинаковые вопросы. Значение слов. | |
— Зачем вы выполняли это задание? |
| |
— Почему вы успешно справились с заданием? | Знаем алгоритм определения частей речи. | |
— Назовите алгоритм, которым вы пользовались. |
| |
II. Создание проблемной ситуации | ||
Слайд №2
| ||
— Прочитайте словосочетания. Запишите.
|
| |
— Выделите окончания у имен прилагательных. | Высокий дом Высокая башня Высокое здание | |
— Какой у вас возник вопрос? |
| |
— Можете сами предположить? |
| |
— Сегодня мы узнаем, что имена прилагательные изменяются по родам. |
| |
— Попробуйте сформулировать цель урока |
Как определить род имени прилагательного? | |
— Попробуйте составить список вопросов, на которые мы будем искать ответ на уроке. |
| |
— Мы обязательно ответим на предложенные вами вопросы. |
| |
| ||
Слайд №3
— Обсудите в парах, что объединяет словосочетания входящие в каждую группу.
|
| |
— Как рассуждали? |
Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе. | |
— Кто думает по-другому? |
Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе. | |
— Кто рассуждал по-другому? |
Думаю, поэтому эти словосочетания в одной группе. | |
— Все ли так думали? Что можете предположить об имени прилагательном? | Предположу, что если в словосочетании имя существительное мужского рода, то и имя прилагательное тоже мужского рода. | |
— Откроем учебник на странице 56. | Читают учебник. | |
— Проверим правильность нашего вывода. |
| |
— Что можете добавить? |
| |
| ||
Слайд №3
| ||
— Спишите словосочетания. Обозначьте род имен существительных и имен прилагательных. Устно поставьте вопрос к имени прилагательному. Работайте в парах.
| Учащиеся записывают словосочетания, выделяют окончания у имен прилагательных, определяют род имен существительных и имен прилагательных. | |
— Проверим. У кого не так?
Золотая медаль
Ранняя весна
Верный друг
Яркий свет
Злой волк
Сладкое яблоко
Синее небо |
| |
— Давайте разберемся. Назовите имена прилагательные женского рода? |
Золотая, ранняя. | |
— Докажите свой выбор. | Имена прилагательные золотая, ранняя отвечают на вопрос «какая?» и имеют окончания –ая, -яя. Это прилагательные женского рода. | |
— Кто рассуждал иначе? | А я определил род имени существительного: медаль – существительное женского рода. Значит имя прилагательное золотая тоже женского рода. Имя существительное весна женского рода, значит имя прилагательное ранняя тоже женского рода. | |
— Назовите имена прилагательные среднего рода? | Сладкое, синее. | |
— Докажите свой выбор. |
| |
— Нет других мнений? |
| |
— Назовите имена прилагательные мужского рода. | Верный, яркий, злой. | |
— Докажите свой выбор. |
| |
— Наш вопрос на уроке стоял так: как определить род имени прилагательного. Какой ответ мы можем дать? |
| |
V. Физкультминутка. | ||
— А ну, хватит рассуждать. Время отдых начинать. |
| |
VI. Применение нового знания. | ||
Работа в группах. Каждая группа получает задание. (3 и 4 группе поможет карточка — подсказка). |
| |
Слайд №4
| ||
Задание для I группы. Спиши словосочетания. Обозначь род имен существительных и прилагательных. Выдели окончания. Тяжелый груз, трудное задание, спелая вишня, глубокий бассейн, горькое лекарство, дружная семья. | ||
Задание для II группы. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напиши. Обозначь род, выдели окончания. _____________ помидор, ____________ облако, ______________ слон, ___________перемена, ____________песня, ____________воин. | ||
Задание для III группы. От данных имен существительных образуй имена прилагательные. Напиши их вместе с подходящими по смыслу существительными. Выдели окончания прилагательных. Камень — ________, птица — __________, молоко – __________. Карточка – подсказка. Комната – комнатный цветок. | ||
Задание для IV группы. Спиши словосочетания, выдели окончания имен прилагательных. Укажи род. Вкусн__ хлеб, Ближн__ село, Мудр__ сказка, Крупн__ зерно. Карточка – подсказка.
| ||
— Кому нужна помощь? Выполняйте. |
| |
— После обсуждения вопросов, группы отчитываются о проделанной работе. |
| |
Слайд №4
| ||
Вывод: — Как определить род имени прилагательного? |
| |
VII. Подведение итогов. | ||
— Как вы ответите на вопросы, которые мы поставили в начале урока? |
| |
— Что еще хотели бы узнать о прилагательном? | Как еще изменяются имена прилагательные? | |
— Мы обязательно найдем ответ на этот вопрос на следующем уроке. |
| |
VIII. Рефлексия. | ||
Слайд №5.
|
| |
IX. Домашнее задание. | ||
|