Русский язык 4 класс. Тема. «Повторение. Понятие о местоимении».

Цель: Дать понятие о местоимении как части речи

Знать о местоимении, как о части речи; вместо какой части речи мы употребляем местоимения, для чего мы их употребляем;

Уметь употреблять местоимения в устной и письменной речи; заменять повторяющиеся существительные местоимениями; работать в команде и самостоятельно;

Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, устную и письменную речь, внимание, память, культуру общения, мышление;

воспитывать уважение к мнению товарищей, интерес к уроку.

Оборудование: карточки с заданием, оценочные листы, компьютер, таблица для рефлексии, карточки с задачами урока.

Модули: обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, управление и лидерство в обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения ,использование ИКТ в преподавании и обучении.

Ход урока.

1. Деление на команды

Каждый ребенок берёт часть открытки и дети собирают картинку.

Получилось 3 картинки — группы.

Мотивационно – целевой этап

2. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк, снова начался урок

Мы за парты тихо сели, на меня все посмотрели

Слушаем внимательно, работаем старательно.

— А сейчас оцените своё настроение в начале урока и покажите карандаш нужного цвета:

1. Отличное – красный карандаш.

2. Хорошее – зелёный карандаш.

3. Не очень – желтый карандаш.

3. Актуализация знаний

Игра «Ромашка Блума»

Простые.На какой вопрос отвечает и что обозначает имя прилагательное?

Чем является имя прилагательное в предложении?

Уточняющие. Я могу ошибиться, но по-моему имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам?

Ты действительно думаешь, что прилагательное связано с существительным?

Практические. Что нужно сделать, чтобы прилагательное в словосочетании «зимний лес» стоял в родительном падеже?

Что нужно сделать, чтобы словосочетание морозный день было во множественном числе?

Оценочные. Какова роль прилагательных в речи?

II. Познавательно – закрепляющий этап

1. Оформление тетрадей

— число

— классная работа

— чистописание

Морозный день -подчеркнуть орфограмму, подобрать проверочное слово. мороз

2. Тема и цели урока

Каждая команда получает лист с заданием, выполнив которое они должны определить тему урока.

Знакомство с оценочными листами и с критериями оценивания

1. Ты-редактор

За каждое правильную замену существительного местоимением 1 балл

                             

2. Работа по группам АВС

За каждое правильно выполненное задание 3 балла

 

 

3. Синтаксический разбор предложения

За правильный разбор 2 балла

 

4. Словарная работа.

За правильное слово 1 балл

 

5.Самостоятельная работа

За  правильный ответ 1 балл

 

 

 

18-17 баллов — «5»

16-14 баллов — «4»

13-10 баллов — «3»

ниже 10 не справился с заданиями.

 

 

Перед обсуждением повторим правила работы в группе.

1. Слушать друг друга, не перебивать.

2. Ждать своей очереди, чтобы высказаться.

3. Поощрять друг друга.

4. Расходиться во взглядах более дружелюбно.

1 задание

— замените выделенные существительные другой частью речи, а какой вы должны догадаться сами.

— задание для группы № 1

Настя выбежала на улицу. На улице был мороз. Настя забыла варежки дома. Настя побежала домой за варежками. Настины варежки были очень красивыми. Насте нравились эти варежки.

— задание для группы №2

Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка закрывает мордочку хвостом, когда спит.

— задание для группы №3

У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика. 

Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Оценить в баллах.

Какой частью речи вы заменили повторяющиеся существительные?

О чем мы будем говорить на уроке? Что надо знать по данной теме?

Дети должны назвать: — Что такое местоимение

— Находить местоимения в предложении.

— Наблюдать за ролью местоимений в предложении.

— Развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.

2 задание.

Приступаем к реализации наших задач на уроке.

-1 нам надо узнать, что такое местоимение.

Найдут ответ на него ребята группы А (слабый ученик)

-2 Находить местоимения в предложениях будут ребята группы В(средний ученик)

— 3 Наблюдать за ролью местоимений в предложении будут ребята группы С(сильный ученик)

 Работа по теме урока

Игра «Вспомним все» У каждого на парте лежит карточка с буквами А В С

Задание для детей с буквой А. Собери слова так, чтобы получилось правило.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько

Задание для детей с буквой В Списать текст заменяя существительные местоимением.

Задание для детей с буквой С

Произвести синтаксический разбор предложения.

Подписать части речи. 1) Сегодня мы принимаем гостей! 2) Он смотрел интересный фильм. 3) Я увидел красивое дерево.

Какой частью речи выражено подлежащее?

Проверка. Самооценка. Оценивание в баллах 

Упражнения на укрепление глазных мышц 1. Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд) 2. «Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз) 3. «Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).

3 задание

 Задание: каждая команда получает карточку с текстом.

Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи каким членом предложения являются местоимения.

1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала о нём. 4. Она закрыла лицо руками и заплакала. 5. Он поедет с вами за город.

Проверка. Взаимопроверка.  Оценивание в баллах

 Физическая минутка 

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)

— Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

4 задание.

 Словарная работа.

— Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались. Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.Оценивание в баллах

 Веселые задачки

Задаю вопросы, каждая команда по очереди отвечает на один вопрос.

1) Первый слог слова — местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).

2) Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Ябеда).

3) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

5 задание.

Самостоятельная работа. Каждый ученик получает карточку с заданием (на усмотрение учителя по данной теме).

1. Укажи местоимение: 1) охотник 2) осторожный 3) бегать 4) (с) тобой

2. Укажи подходящий предлог: … меня 1) к 2) от 3) о 4) между

3. Каким местоимением можно заменить существительное изображение? 1) он 2) она 3) оно

4. Укажи предложение, в котором местоимение является подлежащим. 1) У нас в квартире идёт ремонт. 2) Ловите его быстрее! 3) Ты умеешь плавать?

Проверяем.

 Итог. Что такое местоимение? — Чему учились на уроке?

 Рефлексивно – оценочный этап  На стикерах дети пишут свои имена и прикрепляют на выбранный ими прямоугольник. на прямоугольниках записано. 1 — совсем не понял. не могу. 2 — понял. могу. но сомневаюсь. 3 — всё понял. всё могу.

 

 Домашнее задание: стр. 124 упраж 320 Группа А списать заменить существительные местоимениями Группа В тоже самое + определить падеж местоимений Группа С тоже самое + синтаксический разбор предложений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here