Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: Наши помощники – органы чувств.
Цели: создать условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека; способствовать развитию чувственного восприятия, произвольного внимания, речи, воображения; воспитывать культуру поведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье и хорошем настроении, соблюдать гигиену, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, тетрадь «Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, карточки красного, жёлтого и зелёного цвета, карточки с названиями органов чувств, аудиозапись звуков, подбор предметов для различения на ощупь, для зрительного восприятия, стаканы с водой для различения на вкус, ароматизированные ватные диски.
Ход урока
I.Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
– Люди часто в разговоре используют слово «здоровье».Что же такое здоровье? (Ответы детей.)
– Откройте учебники на с. 56. Как вы думаете, кто из ребят реже болеет: Антон или Нина? Объясните почему.
2. Игра “Светофор здоровья”.
— Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы что полезно и что вредно для вашего здоровья. У вас на партах лежат карточки: красная, зеленая, желтая. “Зажги” “светофор здоровья”. Я показываю картинки с изображением (яблоки, мяч, телевизор, компьютер, сигареты, мыло, газированные соки). Если это помогает человеку вести здоровый образ жизни — покажите зеленую карточку. Если это вредит здоровью — покажите красную карточку. Если к этому нужно относиться осторожно — покажите желтую карточку.
– Как хорошо когда человек здоров, у него ничего не болит! Про такого человека говорят «У него организм работает, как часы», т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев.
– А кто-нибудь знает, что такое органы? (Ответы детей).
– Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: “Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.
– Сегодня я предлагаю вам поговорить об одной группе органов. А о какой – скажете чуть позже сами. Но сначала ответьте на такой вопрос:
Как мы познаём окружающий мир?
– По каким признакам мы различаем объекты между собой? (По цвету, форме, размеру, вкусу, звуку, который они издают, материалу, из которого сделаны…) Что помогает нам в этом?
(Если у детей возникнут трудности, то необходимо подвести их к мысли воспользоваться своим житейским опытом.)
– Для общения с окружающим миром, для его познания у нас с вами есть замечательные помощники – органы чувств. (Прикрепляю на доске табличку «органы чувств»)
– Кто-нибудь догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Вы правы. Тема нашего урока «Твои помощники – органы чувств».
– Кто-нибудь может их назвать? (пишу на доске предположения детей.)
– Итак, мы предположили, что информацию об окружающем мире человек получает с помощью… (зачитываю предположения детей из кластера).
– Сейчас я предлагаю исследовать наши предположения и определить, являются ли органы чувств нашими помощниками. А кто такие исследователи?
– Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека.)
III. Изучение нового материала.
-
Орган зрения – глаза.
– Проведём небольшой опыт. Что у меня в руках? (2 шарика)
– Сравните их. (Дети сравнивают их по размеру, по цвету, по форме)
– Какой орган чувств помог вам в этом опыте? (Глаза)
– Предполагали ли мы наличие этого органа чувств? (Здесь и далее ведём корректировку зафиксированных на доске предположений, прикрепляя карточки.)
– Сделайте вывод: являются ли глаза нашими помощниками?
– Глаза ещё называют органом зрения.
– Как вы думаете, почему некоторые люди носят очки? (У них плохое зрение)
– Есть что-либо важное, что необходимо помнить, говоря об органах зрения? (Глаза необходимо беречь.)
– Рассмотрите внимательно рисунки (учебник, с.58).
– Сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение.
– Глаза – очень важный орган. Большую часть информации об окружающем мире человек получает с их помощью. Именно поэтому очень важно их беречь.
– Проведём небольшую гимнастику для глаз.
-
«Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.
-
«Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.
-
«Муха»: представьте себе, что на доске муха. Я буду вам называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха.
-
Орган слуха – уши.
–Проведём ещё одно исследование. Игра «Угадай, чей голосок». Сейчас вы с закрытыми глазами должны будете отгадать, кому или чему принадлежат звуки. (Включаю звуки: пение птиц, журчание воды, рёв мотора машины)
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
– Какой орган помог вам в этом? (Уши)
– Сделайте вывод, в чём помогают уши.
– Уши называют органом слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.
– Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как? (Необходимо следить за чистотой ушей, каждый день мыть их тёплой водой с мылом, опасаться попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать.)
– Что ещё важно? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? (О влиянии излишнего шума на органы слуха.)
-
Язык – орган вкуса.
– Проведём очередное исследование. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная, сладкая и кислая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха определить какая вода в каждом стакане?
– Что необходимо для этого сделать? (Каждый ученик получает стакан с водой, проводит наблюдение)
– Какой орган вам помог? (Если учащиеся назовут рот, необходимо предложить ещё раз сделать глоток и понаблюдать, что во рту реагирует на вкус)
– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)
-
Нос – орган обоняния.
– Проведём ещё одно исследование. Я смочила один ватный диск соком лимона, а другой – соком чеснока. Как вы можете распознать запахи? Попробуйте это сделать.
– Сделайте вывод. (С помощью носа человек распознаёт запахи)
– Нос – орган обоняния. Обоняние – очень важная способность чувствовать и различать запахи.
-
Кожа – орган осязания.
– Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? Что помогло вам почувствовать тепло рук одноклассника?
– Ещё один орган чувств – кожа, орган осязания.
– Какую помощь оказывает нам кожа? (Различаем тепло, холод, острые предметы. Если учащиеся называют не всё, предлагаю потрогать кончик иглы, кусочек льда, их форму)
– Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте. Давайте поиграем: нужно на ощупь определить предмет и, не называя его, описать одноклассникам, которые должны определить по описанию, о чём идёт речь.
IV. Закрепление изученного материала.
– Итак, мы закончили исследования.
– Сколько органов чувств у человека? Перечислите их. (С опорой на кластер)
– Какой вывод вы можете сделать? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя. Поэтому к ним нужно бережно относиться.)
– Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника.
-
Фронтальная работа.
– Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь?
Между двух светил
В середине я один.
(Нос.)
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши.)
У зверушки – на макушке,
А у нас – около глаз.
(Уши.)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык.)
-
Работа в парах.
– Откройте тетради на с.25. Выполните задания.
V. Рефлексия.
– О чём сегодня говорили на уроке?
– Какие органы помогают нам узнавать мир?
– Подумайте, для чего нужны знания, полученные на уроке?
– О чём бы вам хотелось рассказать своим близким?