Урок по обществознанию во 2 классе
«Моя семья»
К.К.Мукатаева
учитель начальных классов
первой категории
Г.Семей
КГУ «СОШ №12»
Цели урока:
-формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
-
формирование у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление помогать им во всем;
-
пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Ресурсы: фотографии членов семьи, макет земного шара, сердечки, родословное дерево, аудиозаписи «Радость моя», «Песенка о счастье», «Моя семья», видеозапись «Пожелания членов семьи своим детям»
Ход урока
1. Круг радости
-Здравствуйте, милые дети!
Вы всех прекрасней на свете!
-Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников!
Возьмемся за руки и образуем круг Добра. (Дети становятся в круг.)
-Поприветствуем друг друга песней «Доброе утро»
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!
-А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
Вот он мир, в котором мы с вами живем, наша планета – Земля.
-А что означают сердечки на земном шаре? (сердечки любви, на которых написаны высказывания).
-Давайте все вместе прочитаем замечательные слова любви на сердечках.
2. Побеседуем.
-Ребята, сегодня мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека — о семье.
Скажите, пожалуйста, вы считаете, что семья важнее всего на свете?
-Что вы делаете, когда собираетесь вместе?
-В вашей семье есть что-то такое особенное, что сближает вас?
-Вы друг с другом делитесь тем, как прошел ваш день? Какие события хорошие и может быть, не очень приятные случились в течение дня?
Предлагаю детям спеть песню «Радость моя»
Побеседуем:
-Как вы чувствуете любовь мамы и папы к вам?
-А как вы проявляете свою любовь к ним?
-Бывает так, что вы ссоритесь с своими близкими?
-Кто первый идет на примирение?
-А ссоры и обиды в семье – это приятно? Как их избежать?
Послушайте «Песенку о счастье»
-Какие вы знаете средства, чтобы счастливым сделать детство?
-Для вас важно, чтобы папа и мама были всегда рядом? Почему?
-Как вы думаете, все родители любят своих детей?
(Ответы детей).
-Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
3. Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно-
И это очень страшно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…..
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
-О какой ценности говорится в этом стихотворении?
-Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).
-Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей).
-Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.
-А теперь прочитайте в учебнике что такое «семья»: «Семья – это живущие в одном доме близкие и родные друг другу люди». Запомните это определение.
-В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом? Какую роль играют в вашей жизни родители? (Ответы детей).
4. Игра «Фамилия, имя, отчество»
-Какое имя самое распрастраненное?
-Какое отчество в классе самое распрастраненное?
-Мое имя – что означает?
-Самое длинное имя в классе.
5. Чтение произведения. Г.Гребенщиков «Большая семья»
Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….
Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на вcю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.
Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…
-Над чем заставляет задуматься эта история?
-О какой мудрости говорится в этом рассказе?
-Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?
-Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?
-Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).
-Молодцы, ребята! Прочитайте пословицы: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Вся семья вместе и душа на месте». Объясните их смысл.
6. Творческая работа «Родословное дерево»
—У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают самых главных членов семьи:
-Как вы думаете кого?(бабушку, дедушку)
Затем фотографии мам, пап, фотографии детей.
_Сейчас я предлагаю составить дерево вашей семьи.
-Какой орган у дерева самый главный?(корень)
-А в семье кто самый главный, старший?
(Да это бабушка и дедушка, потому что они дают нам советы, помогают выбрать верное решение)
-Дети приклеивают фотографии, затем прикрепляют к макету Земли и говорят, какая у них семья и почему?
-На кого из членов семьи вы хотели бы быть похожими?
7. Пожелания членов семьи своим детям (видеозапись).
-Как хорошо, что у всех вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
-А хотели бы вы сейчас услышать голос своих самых близких мам и пап… (на видео родители высказывают свои пожелания детям)
8. Домашнее задание
-Выполните в тетради задание . Подумайте и напишите о «секретиках», которые рождают дружную и счастливую семью.
9. Круг «От сердца к сердцу»
-Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
-Дети поют песню «Моя семья».
Использованная литература:
1.Учебник «Самопознание» за 2 класс
2. Журнал «Самопознание»
3.Интернет ресурсы.