Степанова Светлана Борисовна

учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка, Тверской области

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

(4 класс Образовательная система «Школа России»)

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

— создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;

— формировать у обучающихся способность к рефлексии;

— систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;

— научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;

— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Оборудование: учебник для 4 класса Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой; проектор, заготовленные карточки с заданиями; карточки с буквами и и е (для обучающихся)

Ход урока.

Организационный момент урока.

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.

Запишите:

Число.

Классная работа.

Самоопределение к учебной деятельности.

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

— Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)

— Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)

Обучающиеся выполняют задание.

Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)

— Как вы действовали при написании окончания?

На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)

Имя существительное

Ставлю существительное

в начальную форму: ед.ч., И.п.

Определяю тип склонения

1, 2, 3 скл.

Определяю падеж

— Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

— Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

— Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

— Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)

-. Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

— Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

— научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

— запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

— научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 2)

Работа над решением поставленных задач

(работа по алгоритму)

1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.

— Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)

На партах детей карточка со словами:

Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.

По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.

Проверка:

Дается эталон выполненного задания на слайде 3.

— Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?

— Выполни ли задание без ошибок?

— Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)

— Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)

Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде 4 появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

Физминутка

Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.

За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….

Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.109)

Таблица окончаний появляется на слайде 5.

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

— Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.

— Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание — -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание — -е)

— От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)

Правило с.110 (проверка в парах)

Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Упражнение №84

(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)

Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)

Слова- ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных

— Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)

— Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)

— Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)

— Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)

— Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)

На слайде 6 появляется алгоритм пользования словом-ключом.

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.

2 шаг. Подбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.

3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же окончание.

Практическая работа по отработке действия по алгоритму

На слайде 7:

(без) насмешки (е)

1 шаг. (без) насмешки (и/ е ) (что?) насмешка

2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)

3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли

Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:

Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)

— Со всеми поставленными задачами вы справились?

— На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

— При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)

Домашнее задание (дифференцированное)

Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:

1) №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)

2) №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)

3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.

— Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here