Словарная и словообразовательная работа
при изучении приставок в 5 классе.

(учитель русского языка и литературы Тучак Л.Я.)

В соответствии с действующей программой приставку следует рассматривать не только как часть основы, как морфему, служащую для образования новых слов, но и как морфему, имеющую своё значение. Внимание к значению приставок будет способствовать развитию не только речи, но и мышления учащихся. Непонимание значения приставок ведёт к неправильному употреблению одной приставки вместо другой и к орфографическим ошибкам.

Лексические и словообразовательные упражнения, составляя единое целое, помогают раскрыть структуру и значение слова. Известно, что словообразовательная работа обогащает словарь учащихся. В свою очередь раскрытие лексического содержания слова делает словообразовательные упражнения более интересными и доступными для школьников.

Как правило, почти не встречаются ошибки в правописании приставок до-, за-, на-, над-, по-, про-, об-, от-, хотя они чаще бывают в безударном положении. При работе над орфографией этих приставок эффективен словообразовательный анализ с выделением приставки (долететь – лететь, запеть – петь).

В то же время ученикам 5 класса нелегко даётся правописание приставок на з, конечный согласный которых перед глухими оглушается, что и является причиной многих ошибок.

В приставочных образованиях приставки присоединяются к целому слову (носить – приносить), в приставочно-суффиксальных — к целому слову (бежать – разбежаться) и к основе (снег – подснежник).

Значение приставок легче воспринимается при сопоставлении слов с антонимичными приставками, например: вбежать-выбежать, подлететь-отлететь, уехать-приехать и др. Поэтому одновременно с лексической работой над антонимами полезно разбирать их и по составу.

Значение некоторых приставок приводится в учебнике: «Приставка без- указывает на отсутствие чего-либо».Эти сведения закрепляются, и здесь же можно показать синонимичность приставок без- и не-, используя, где можно, замену слова с приставкой без- словами с приставкой не-: безграмотное сочинение – неграмотное сочинение, безвкусная пища – невкусная пища.

Антонимичность приставок под- и над- (первая указывает на положение ниже чего-нибудь, вторая – выше) можно очень наглядно показать с помощью сравнения однокоренных слов (надводный — подводный, надземный – подземный).

Эффективны упражнения, при выполнении которых выяснение лексического значения слова сочетается с морфологическим разбором и подбором одноструктурных слов. Например, при анализе слова перебросить (перебросить мяч через забор) выясняем его значение. В результате разбора по составу устанавливаем, что слово состоит из приставки пере-, корня –брос-, суффикса глагольной основы —и— и инфинитивного окончания –ить.

Сокращённо обозначаем структуру слова (П+К+С+ОК). Подбираем слова с такой же приставкой, например: переписать, перепилить, пересолить, переиграть, перепрыгнуть. На этих примерах можно показать многозначность приставки пере-: переписать (домашнее задание) – «произвести действие заново»,перепилить (доску) — «разделить предмет», пересолить (суп)- «перейти границы нормы», перепрыгнуть (через забор)- «направление действия через что-то». Нужно отметить, что в словах перебросить и перепрыгнуть приставки имеют одно значение.

Многие глаголы с приставкой пере —вследствие её многозначности получили по нескольку значений. Например, глаголы типа переиграть, перекрасить в основном употребляются в двух значениях: «переделать заново» (переиграть партию в шахматы, вновь покрасить все парты) и «сделать много, выполнить весь объём работы» (переиграть все пьесы, перекрасить все столы). Значения некоторых слов настолько разошлись, что эти слова превратились в омонимы: перелить в значении «переместить из одного сосуда в другой» и перелить- «сделать литьё заново».

Работу над значением приставок можно завершить выполнением следующих упражнений.

1. Какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении? (Перебежать через улицу, перебежать к врагам; перегрузить ящики с поезда на теплоход, перегрузить работой; передвинуть столы, передвинуть сроки экзаменов; перебросить шарф через плечо, перебросить войска на другой фронт).

2. Определите, какое значение имеют слова с приставкой пере- в сочетаниях:

Заново перебелить стены, перевоспитать подростка, перегородить комнату, пережечь кирпич, пережечь все дрова.

Полезны устные упражнения в определении морфологической структуры при помощи сигнальных карточек: П+К+О, П+К+С+О, П+К+С+ОК, П+К+ОК. Разбирая слова приход, передумать, проводка, вынести, перегородка, пресмешной, прирост, несмелость, подлесок, залив, заграница, сотоварищ, можно попутно выяснить значение некоторых приставок и отдельных слов.

Иногда учащиеся смешивают приставки с созвучными корнями. Чтобы предупредить такие ошибки, важно не только разбирать слова по составу, но и сопоставлять их морфемную структуру, например: возчик и возраст, низкий и низводить.

Подобную лексическую и словообразовательную работу полезно проводить и при изучении отдельных тем, связанных с правописанием приставок.

Гласные и согласные в приставках.

Изучение правописания гласных и согласных в приставках целесообразно начинать с заучивания правила. Нужно обратить внимание учащихся на то, что перед глухими согласными конечный звонкий приставки оглушается, но пишется и перед глухими и перед звонкими одинаково, независимо от произношения. Выработать необходимый орфографический навык помогает сопоставление слов с одними и теми же приставками, но с разными ( звонки-ми и глухими ) начальными согласными корня. Полезно построить словообразовательный ряд : чувство – чувствовать – предчувствовать, а из орфографического словаря выписать слова с той же приставкой, например: предрешать, предлагать, предсказать.

Правописание гласных в приставках иногда можно проверить ударением: окислить – окись, обыскать – обыск, осыпать – осыпь, отсвечивать – отсвет, допускать – допуск, надписать – надпись, поискать – поиск и др. Проверочные слова – это в основном существительные, образованные безаффиксным способом от глаголов. Подбор проверочных слов, сопровождающийся выяснением лексического содержания этих слов, способствует расширению словарного запаса учащихся.

Большое число орфографических ошибок даёт приставка с-, которая перед звонкими согласными произносится как з. Сообщаем, что приставки «з-» в русском языке нет, и предлагаем учащимся убедиться в этом, рассмотрев таблицу.

З и С в начале слов

срезать здание

сбросить здесь

сгореть здоровый

сделать здешний

сжечь здравствуй

сдвинуть зги (не видно ни зги)

Находим, что слова левой колонки могут употребляться без первой буквы (резать, бросить, гореть, делать, жечь, двинуть); следовательно, в их составе «с»— приставка. Слова же правой колонки без первой буквы прочитать нельзя, получается бессмыслица.Так учащиеся убеждаются в том, что «з» в этих словах входит в состав корня.

Для закрепления этого правила можно провести устный словарный диктант (учащиеся поднимают карточки с буквой «с» и «з»): сжать, сгрузить, здание, сдавать, сжечь, сбрить, сберечь, здесь, срезать, сгладить, здоровье, срубить, сговориться, сдаваться.

Полезно обратить внимание учащихся на то, что приставка с- многозначна, и определить её значение, сравнивая приставочные и бесприставочные образования: сбросить – бросить (движение сверху вниз), сбрить – брить, сорвать – рвать (удалить что-нибудь с поверхности). Такие упражнения повышают орфографическую грамотность учащихся, обогащают их пассивный и активный словарь. Речь школьников становится богаче, образнее, они легче находят синонимы и антонимы к данному слову, раскрывая лексическое значение слова, дают более точные и полные ответы.

Правописание приставок на «з»

Изучение правописания приставок на «з» может быть эффективным в том случае, если учащиеся хорошо различают глухие и звонкие согласные и умеют чётко разбирать слова по составу. Эти навыки можно закрепить при объяснении правописания слов разбить, расплатиться, встряхнуть, безвредный, взрыхлить, воскликнуть, изготовить, излагать, нисходить, исписать. Отмечаем слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: бесплатный – без платы, бесшумный – без шума, бесчисленный – без числа, безвкусный – без вкуса. Учащиеся сравнивают предложно-падежные сочетания с образованными от них прилагательными и объясняют правописание предлогов и приставок.

Полезно остановиться на морфологическом составе слова взмахнуть (П+К+С+ОК), подобрать и записать несколько слов с тем же значением приставки («движение кверху»): взбежать, взлететь, вспорхнуть.

Приставки воз- (вос-) и низ- (нис-) непродуктивны, встречаются в глаголах и отглагольных именах книжного характера, поэтому необходимо объяснить значение слов с этими приставками.

Выяснение состава слова предостерегает от ошибочного определения морфем и часто от орфографической ошибки. Особенно важно это при анализе таких слов, как низвергаться и низкий. Низвергаться – возвратный глагол, образован от низвергать, выделяем суффикс –ся, глагольный суффикс -а- и инфинитивное окончание –ть; сопоставление с родственными словами с другими приставками (свергать, повергать) помогает выделить приставку низ— и корень –верг-. Изменяя прилагательное низкий, выделяем окончание –ий. Учащиеся подбирают родственные слова (низенький, низина, внизу), сравнивают их и вычленяют суффикс –к— и корень низ-. Таким образом мы устанавливаем, что разбираемые слова имеют разные корни.

Расширению словарного запаса учащихся и выработке навыка правописания слов с приставками на «з» способствуют следующие упражнения.

  1. Выборочный распределительный диктант. В одну колонку учащиеся записывают слова с приставкой на конечную з, в другую- на с.

(Стрельцов долго лежал на спине, бездумно глядя в сумрачную предрассвет-ную синеву, вслушиваясь в порывистые всплески ветра. Беспомощно вздрагивали под ветром тонкие веточки белой акации. Расшумелись над деревней, над берёзами грачи. Бесхитростное лицо Павла выражало искреннюю веру в то, что он говорил. Полоска алая рассвета всегда мне говорит одно: идёт сраженье тьмы со светом и не бескровное оно. Мне страстно хотелось разговориться с ней, расспросить её обо всём. Наступила весна, всё зазеленело, распустилось, расцвело. Мы возвратились домой поздно вечером.)

  1. Зрительный диктант. На 3-4 секунды поднимается карточка с тремя словами, учащиеся запоминают её содержание. Затем карточка опускается, ученики восстанавливают её в памяти и записывают слова в тетради: восстановить, возненавидеть, возложить; извергать, исписать, израсходовать; рассудить, расхвалить, разузнать; разъяснить, изъявить, разъединить; безымянный, подыскать, предыстория.

  2. Сделайте словообразовательный анализ слов:

Безвинный, безвкусица, бесконечность, беспосадочный, бездорожье, бессердечный, сгорбиться, сгрести. Сдёрнуть, исписать, раскрошить.

  1. Докажите, что глаголы возвращаться и возиться не родственные.

  2. Какое лексическое значение вносит приставка раз- (рас-) в слова: раскрасавица, разумница, развесёлый, разудалый, разнесчастный, раскудрявый, распрекрасный, расчудесный? В случае затруднения сравнивайте значения данных слов со значением слов, от которых они образованы.

  3. Распределите слова с приставкой раз- (рас-) в зависимости от значения в две колонки:
    1) обозначающие «направление действия в разные стороны»,
    2) указывающие на «доведение действия до конца».

Разослать (послать людей в разные стороны). Разбежаться, разбудить, разубедить, рассердить, рассмешить, разморозить, разъехаться, развеселить, разойтись.

  1. Найти в «Школьном словообразовательном словаре» З.А.Потихи и выписать существительные с такой же приставкой, как в слове извлечение.

Как показывает практика, значительных успехов добиваются те учителя, которые сочетают орфографические упражнения с лексическими и словообразовательными. Понимание значения слова и его состава предохраняет учащихся от многих орфографических ошибок, обогащает речь школьников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here