Урок русского языка в 1 классе
Автор: Сторожева Светлана Валерьевна, учитель начальных классов
МАООУ «Ленинская санаторная школа-интернат»
-
1 класс.
-
Урок русского языка. Тема: Правила переноса слов.
-
Этап обучения по данной теме — начальный
4. Цель: изучить правила переноса слов
планируемые результаты:
предметные:
переносит слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
-
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
-
понимает причины успеха в учебной деятельности
-
проявлен интерес к познанию коми-пермяцкого языка
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя
-
учится работать по предложенному учителем плану
познавательные
-
использует знако-символические средства при оформлении правил переноса
-
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя
-
составляет алгоритм под руководством учителя
коммуникативные
-
слушает и понимает речь других
-
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
5.Тип урока: открытие нового знания.
6.Используемые приемы, методы, технологии обучения:
-проблемно-диалогическая технология
7. Оборудование и основные источники информации
презентация к уроку, компьютер, мультимедиа проектор, карточки «Светофоры»
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный этап. | Приветствие на коми-пермяцком языке. -Попробуйте с помощью «светофора» показать свое настроение. -Подготовим руки к письму. Физминутка (пальчиковая гимнастика) |
Обучающиеся поднимают карточки «светофоры»
|
Актуализация знаний | Работа в тетради.
Прочитайте слово(а), в котором: — все согласные твердые — ь – обозначает мягкость согласного звука — есть хитрые буквы, почему хитрые? — состоит из 3 слогов — из 2 слогов — односложные слова. -Какие задания можно предложить к словам? -Найдите лишнее слово. Почему? Хочется рассказать, как красива наша природа, особенно лес, который называется Пармой. Парма-это очень густой лес. В нашем округе лес является основным богатством. Хочу познакомить вас с деревьями и кустарниками наших лесов. Слайд 1 -Как называются деревья на коми-пермяцком языке? (учитель дополняет) |
ь ыы ььь ыыыы Обучающиеся записывают число, ставят в начале строки цифру (свой прогноз), находят закономерность и прописывают в тетради. Находят самые красивые буквы. Ель, сосна, ива, рябина, юла, шиповник, смородина, береза.
Обучающиеся работают с рядом слов.
Обучающиеся предлагают варианты заданий. Объясняют свой выбор.
Называют известные им деревья на коми-пермяцком языке. |
Постановка учебной задачи | 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. — Что же делать? — Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
— Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. — Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. Задание было одно? Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? 3. Учитель фиксирует тему на доске (или включает слайд 2): Правила переноса слов Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА | Записывают в тетради слова с комментированием.
Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: бер-еза,бе-реза,б-ереза….
Да
Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном. Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова.
|
Открытие «нового» знания
| Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. Слайд 3 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4 На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель:
О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Слайд 5 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: …С — С… Слушаем третью группу. Слайд 6 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….
Слушаем четвёртую группу. Слайд 7 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель:
Что случилось, почему буква плачет?
Почему изменилось настроение?
Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8
А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание.
Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш, Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
Показ задания. Все читают хором слова: кас—са, тон—на
Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд
Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)
Показ задания. Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ
Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.
Не хочет стоять одна!
Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.
Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.
Слова переносятся только по слогам! |
Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний
| Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Слайд 9 Почему выделены слова «вспоминаем правило»? Физминутка | Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником, делают вывод: мы открыли больше правил. Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно |
Первичное закрепление нового способа действия | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово береза, которое не вошло в строку? Слайд 10 Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка Слайд 11 |
Не могли перенести слово БЕРЕЗА.
Применяют алгоритм и объясняют перенос.
Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.
Мальчики читают слова и выбирают те, которые можно перенести. Девочки читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. Записывают в тетрадь. нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос.
|
Рефлексия. | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Слайд 12 Продолжи предложения: Я научился… Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то,что… Похвалю одноклассников за то,что… Больше всего мне понравилось… Оцени себя с помощью «светофора» | Правила переноса слов. Не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую «светофор». |