Урок русского языка в 3 классе

Конспект урока

русского языка

в 3 классе по

учебно-методическому

комплекту «Русский язык»

Канакиной В.П.

(Учитель: Райкова Л.Н.)

Визитная карточка урока.

Тема: Общее представление о правописании частей слова.

Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.).

Форма: Работа в группах и парах статичного состава.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.

Учебная задача: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.

Цели:

Обучающие: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.

Воспроизвести знания об изученных правилах письма.

Развивающие: развивать умения выделять части слова.

Способствовать развитию орфографического навыка.

Активизировать мыслительную, познавательно-
языковую и коммуникативно-речевую деятельность
учащихся.

Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Оборудование.

  • Учебник «Русский язык» — 3 класс, В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г.

  • «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г.

  • Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся.

  • Тексты для определения их типов.

  • Картинки с изображением птиц: ворона, сорока.

  • Индивидуальные листы с заданиями.

  • «Светофоры».

  • Набор из значимых частей слов, при правильном сочетании которых образуются новые слова.

Место в разделе: первый урок (из 29 уроков) по теме «Правописание частей слова».

Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент (3мин)

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

— Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день — всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас не мало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел.

Рефлексия

Учитель: — Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе).

(См. приложение №1 к уроку).

II. Чистописание. (5мин)

Учитель: Первое задание для чистописания.

1.Отгадайте мои загадки.

а) Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Зовут ее … (ворона).

(Картинка с изображением вороны).

б) Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока). (Картинка с изображением сороки).

2. Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1).

— Прочитайте слова

(Гороховец, ворона, сорока, Воронеж)

На какие группы можно разделить эти слова?

( а) города и птицы

б) имена собственные и нарицательные).

  • Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)

  • Какие это птицы? (зимующие)

-Чем мы можем помочь этим зимующим птицам?

(Ответы детей).

3. Краткая фонетическая минутка.

Учитель: Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:

  • парные согласные звуки (в, с, к). Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.

  • звонкий непарный сонорный согласный звук (н).

  • первую гласную алфавита (а).
    Что осталось? (оро).

-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.

(Письмо строки соединений –оро-).

4.Подбор слов с данным соединением.

а) самостоятельно

б) по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша).

5. Объяснение значения слова «пороша».

(Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.

III. Словарная работа. (5мин)

1. Введение нового слова

  • Назовите среди записанных слов словарные (сорока, ворона).

  • А почему их так назвали? (Ответы детей).

  • 2. Новое слово.

  • Какой сегодня день недели? (четверг)

  • Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
    Четверг — это наше новое словарное слово.

3. Характеристика слова (слоговой анализ).

  • Сколько в слове слогов?

  • Какой слог ударный?

  • Какая безударная гласная пропущена? (е).

  • Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно-
    проверяемой безударной гласной?

  • Попробуйте проверить. (четверо)

— Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че — тверг).( Оба варианта переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову).

— Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.

4.Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2).

  • Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2)

  • Какие типы текстов перед вами. (№ l — рассуждение,
    № 2 — описание, № 3 — повествование).

  • Что общего во всех этих текстах?(слово «четверг»).

IV. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока. (2 мин)

Учитель: а сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока. Работа с учебником с.90.

Чтение темы урока: Правописание частей слова.

Чтение главного вопроса: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова?

V. Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (12мин)

1) Выполнение упр. №169.

Прочтите текст. Спишите текст, вставляя пропущенные гласные буквы и обозначьте ударение в словах.

Текст упражнения:

Ночью пришёл первый зам..р..зок. он надышал холл..дом на стёкла, посыпал з..рнистым инеем на крыши, захрустел под н..гами.

2) Выполнение заданий к упр. № 169.

  • В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне).
    Объясните их написание. (Ответы детей).

  • Объяснить значение выделенного слова (Заморозок — лег
    кий утренний мороз осенью или весной.)

3) Выполнение заданий по рядам.

1 ряд: Найти слова с безударными гласными в приставках

(пришел, надышал, посыпал, захрустел).

2 ряд: Найти слова с безударными гласными в суффиксах

(заморозок, посыпал).

3 ряд: Найти слова с безударными гласными в окончаниях

( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем).

4) Вывод.

  • В каких частях слова могут находиться безударные гласные? (Ответы детей).

  • Как выбрать правильное написание безударной гласной, если
    она находится:

а) в приставке?

(запомнить)

б) в суффиксе?

в) в корне? (запомнить, проверить по словарю;

подобрать проверочное слово.)

  1. Чтение сведений о языке с. 91. (Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (пришёл), в суффиксе (маленький), в окончании (в доме), в корне (дарить).


Физкультминутка (в форме игры «Генералы»).

«Генералы» (Корень, Суффикс, Окончание, Основа, Приставка). «Солдаты» (структурные части грамматических правил).

Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала». (См. Приложение № 3).

VI. Наблюдение над парными согласными звуками и буквами. (8мин)

1. Игра «Конструктор».

(Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит комплект, состоящий из значимых частей фрагментов слов, при правильном сочетании которых должны образоваться новые слова ).(См. Приложение № 4).

Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание работы сигнализируйте светофором.

(подстаканник, подружка, коробок, говорлив).

— В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой).

Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания.

2. Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она
находится в (запомнить или проверить по словарю)

а) — корне

(подобрать проверочное слово)

б) — суффиксах (запомнить их
и приставках? написание).

3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу. (Взаимопроверка)

У/ ■

4. Чтение сведений о языке: с. 170.

(Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (сделать, обходить),, в суффиксе (правдив, пирожок), в корне (сливки, четверг), в окончании (нет звуков, жуков).

VII. Обобщение работы. (5мин)

Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91.

  • Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную либо согласную, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук? ( В какой части слова она находится).

  • Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок? (Ответы детей).

VIII. Итог урока.

  1. Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? (См. Приложение №4)

  2. Оценка работы учащихся.

  3. Определение уровня эмоционального комфорта учащихся Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).

IX. Домашнее задание по уровням:

Репродуктивный: Упр. № 170 с. 90

Продуктивный: подобрать по 3 своих примера на каждый случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся каждому ученику после Итогов урока).

Примечание: Урок рассчитан на 40 минут. При 45 – минутном варианте урока добавляется дополнительное время на следующие этапы урока: наблюдение над безударными гласными звуками и буквами – 1 мин., наблюдение над парными согласными звуками и буквами – 2 мин., обобщение материала – 2 мин.

Ф. И. О. автора: Райкова Лариса Николаевна

Место работы: Меленковская средняя общеобразовательная школа № 1.

Должность: Учитель начальных классов.

Квалификация: Высшая.

Контактный телефон: 2-20-90 (школа); 2-24-48 (дом).

Класс, в котором изучается раздел и тема: 3 класс.

Название программы, УМК: УМК «Русский язык» В.П. Канакиной.

Название раздела и темы программы, по которым представлена работа:

Раздел: Правописание частей слова. (29 часов)

Тема: Общее представление о правописании частей слова.

Правописание частей слова

Приставка

Суффикс

Корень

Безударные гласные

  1. Непроверяемые и труднопроверяемые.

  1. Проверяемые.

запомнить

запомнить

1. Запомнить или проверить по словарю

2. Подобрать проверочное слово оринка – сор)

Парные по глухости-звонкости согласные.

  1. Непроверяемые и труднопроверяемые.

  1. Проверяемые.

запомнить

запомнить

1. Запомнить или проверить по словарю

2.

Подобрать проверочное слово (травка – трава)

Образцы текстов для индивидуальных листов.

1.

Названия дней недели, оказывается, не такая уж и большая загадка. Вот, например, четверг. Почему он так называется? А ответ весьма прост. Четверг – это четвертый день недели. Вот и вся разгадка!

2.

На прошлой неделе, в четверг, со мной произошёл вот какой случай.

В этот день мы отправились с друзьями в лес по грибы. Вдруг налетел ветер, небо закрыла страшная туча, сверкнула молния, раздался оглушительный гром и начался сильный ливень. Мы сначала очень испугались, а потом забрались под маленькие ёлочки и стали громко распевать песни.

Нам стало весело, а тут и дождик прошёл.

3.

Сегодня четверг, 14 декабря. Смотрю в окно и любуюсь красотой! На солнце сверкают бесчисленные блёстки инея. Они убирали в алмазный наряд тонкие ветви деревьев и превратили в бриллиантовое ожерелье тонкую паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Какая красота вокруг!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here