Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Как образуются глаголы»
Тема урока: «Как образуются глаголы»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
1) дать понятие о способах образования глаголов, приставочном и суффиксальном;
2) понаблюдать за словообразовательными значениями приставок с помощью морфемного анализа;
3) расширить лексический запас учащихся.
2.Развивающая цель:
— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
— вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
2. Проверка домашнего задания. 1) Беседа о слитном и раздельном написании не с глаголами : — Как обычно пишется не с глаголами? — В каких случаях не с глаголом пишется слитно? 2) Распознавание глагола как части речи. — Выпишите однокоренные слова. Подчеркните глаголы. Докажите, что подчеркнутые слова – глаголы. Определите вид и спряжение глаголов. Рядом С нами Лени Жить запрещено Помните, ребята, Правило одно: Сам барабан Не забарабанит, Медная труба Сама Трубить Не станет! Ю. Яковлев.
— Найдите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания при обращении.
|
Отвечают на вопросы.
Выполняют работу в парах. При проверке оценивают друг друга.
Объясняют постановку знаков препинания при обращении. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. |
| |
3. Знакомство с основными способами словообразования глагола. 1) Представление об образовании глаголов с помощью приставок и суффиксов. — Устная и письменная работа над упр. 600 на стр. 213. В результате учащиеся устанавливают типичные словообразовательные модели глаголов.
- Расскажите об основных способах образования глаголов в русском языке.
|
Работают с учебником, разбирают и анализируют примеры из упр. 600, устанавливают словообразовательные модели глаголов.
Перечисляют основные способы образования глаголов. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
2) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. — Образуйте глаголы от других глаголов. Образец: строить – пере-строить, по-строить, от-строить, до-строить, недо-строить. Слова для образования: Печатать, пилить, садить, лежать, плясать, ходить, плакать, говорить, слушать, стучать, бежать, читать. 3) Роль приставок при образовании глаголов. — Образуйте с помощью различных приставок глаголы, которые можно использовать при описании игры в футбол (баскетбол). Бросить, давать, хватать, бить. 4) Выполнение тренировочных упражнений. Упр. 601, 602 — Определите способ образования глаголов. Упр. 603 — Выпишите глаголы с приставками, разберите по составу. — Выполните синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
|
Работают в парах, образуют глаголы с помощью приставок.
Осознают роль приставки при образовании глаголов.
Работают с учебником.
Определяют способ образования глаголов.
Разбирают по составу выписанные глаголы с приставками. Выполняют синтаксический разбор сложного предложения. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Перечислите основные способы образования глаголов в русском языке. — Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
— Домашнее задание. § 73 упр. 604(заменить словосочетания подходящими по смыслу глаголами, разобрать по составу). | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |