Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Как образуются глаголы»

Тема урока: «Как образуются глаголы»

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающая цель:

1) дать понятие о способах образования глаголов, приставочном и суффиксальном;

2) понаблюдать за словообразовательными значениями приставок с помощью морфемного анализа;

3) расширить лексический запас учащихся.

2.Развивающая цель:

— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Проверка домашнего задания.

1) Беседа о слитном и раздельном написании не с глаголами :

— Как обычно пишется не с глаголами?

— В каких случаях не с глаголом пишется слитно?

2) Распознавание глагола как части речи.

— Выпишите однокоренные слова. Подчеркните глаголы. Докажите, что подчеркнутые слова – глаголы. Определите вид и спряжение глаголов.

Рядом

С нами

Лени

Жить запрещено

Помните, ребята,

Правило одно:

Сам барабан

Не забарабанит,

Медная труба

Сама

Трубить

Не станет!

Ю. Яковлев.

— Найдите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания при обращении.

Отвечают на вопросы.

Выполняют работу в парах. При проверке оценивают друг друга.

Объясняют постановку знаков препинания при обращении.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

3. Знакомство с основными способами словообразования глагола.

1) Представление об образовании глаголов с помощью приставок и суффиксов.

— Устная и письменная работа над упр. 600 на стр. 213. В результате учащиеся устанавливают типичные словообразовательные модели глаголов.

 - Расскажите об основных способах образования глаголов в русском языке.

Работают с учебником, разбирают и анализируют примеры из упр. 600, устанавливают словообразовательные модели глаголов.

Перечисляют основные способы образования глаголов.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

2) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

— Образуйте глаголы от других глаголов.

Образец: строить – пере-строить, по-строить, от-строить, до-строить, недо-строить.

Слова для образования:

Печатать, пилить, садить, лежать, плясать, ходить, плакать, говорить, слушать, стучать, бежать, читать.

3) Роль приставок при образовании глаголов.

— Образуйте с помощью различных приставок глаголы, которые можно использовать при описании игры в футбол (баскетбол).

Бросить, давать, хватать, бить.

4) Выполнение тренировочных упражнений.

Упр. 601, 602

— Определите способ образования глаголов.

Упр. 603

— Выпишите глаголы с приставками, разберите по составу.

— Выполните синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Работают в парах, образуют глаголы с помощью приставок.

Осознают роль приставки при образовании глаголов.

Работают с учебником.

Определяют способ образования глаголов.

Разбирают по составу выписанные глаголы с приставками.

Выполняют синтаксический разбор сложного предложения.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Перечислите основные способы образования глаголов в русском языке.

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Домашнее задание. § 73 упр. 604(заменить словосочетания подходящими по смыслу глаголами, разобрать по составу).

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here