Алгебра. 7 класс
Урок № 26
Дата:_____________
Учитель: Горбенко Алена Сергеевна
Тема: Сложение и вычитание многочленов
Тип урока: комбинированный
Формы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: формирование умений учащихся выполнять сложение и вычитание многочленов
Задачи:
Образовательные: определить тему и цель урока; провести актуализацию знаний; знать определения одночлена и многочлена, степени многочлена и одночлена, подобных слагаемых; уметь приводить подобные слагаемые многочлена, определять степень одночлена и многочлена; ознакомиться с правилами сложения и вычитания многочленов; уметь складывать и вычитать многочлены; продолжить умению приводить к стандартному виду одночлены и многочлены;
Развивающие: развивать ЗУН и способности при выполнении заданий, связанных со сложением и вычитанием многочленов; развитие логики и мышления, навыков самостоятельной деятельности, наблюдательности, сообразительности, познавательных и творческих способностей у учащихся; привитие интереса к математике;
Воспитательные: воспитание личности, коллективизма, желания активно учиться с интересом; четкость и организованность в работе, дать каждому ученику достичь успеха;
Оборудование: Школьные принадлежности, доска, мел, учебник, карточки с заданиями, ноутбук.
План урока
-
Организационный момент
-
Целеполагание
-
Актуализация знаний
-
Изучение нового материала
-
Физминутка
-
Закрепление изученного материала
-
Инструктаж домашнего задания
-
Итоги урока. Рефлексия
-
Организационный момент
-
Взаимное приветствие;
-
Деление учащихся на группы (3 группы, заранее раздаются жетоны)
-
Мотивация урока;
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, — улыбнулась она ему, — но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.
Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке
-
Постановка целей и задач урока учащимися
Решите анаграмму
Работа в группах. Учащиеся определяют тему урока
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
ГО – МНО – ЕНЫ – ЧЛ
Составьте из этих слов тему нашего урока. (Сложение и вычитание многочленов)
—Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Записали тему.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. (Дети формулируют цель: наша цель: научиться складывать и вычитать многочлены)
Ребята, на столах находятся оценочные листы, заполните их. Спикеры в группах Камила, Лена, Айгуль
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
Баллы | |
Фронтальный опрос | 1 |
Представитель животного мира | 1 |
Изучение нового материала | 1+2 |
Первичное закрепление | 1+5 |
Тестовая работа в группе | 1 |
-
Актуализация знаний (фронтальный опрос).
Правильный ответ 1 балл
-
Что мы называем многочленом?
-
Дайте определение одночлена?
-
Как называется числовой множитель у одночлена?
-
Как найти степень одночлена?
-
Многочлена?
-
Как называются слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть?
-
Является ли выражение -6а7в8 многочленом? (Да.)
-
Нуль это степень многочлена -8. (Да.)
-
Многочлен ух + а4в6 является одночленом? (Нет.)
-
В многочлене 2ав – 4ху есть подобные слагаемые? (Нет)
Задание: В следующих заданиях зашифрован представитель животного мира, занесенный в Красную книгу. Решив примеры, вы узнаете его. (индивидуальная и групповая работа)
Е | Р | Е | В | Я | З | К | А | |
А | З | Я | Е | Е | П | К | В | Р |
10а+4в-8 | 5х-у | 10 | 3 | -5 | 11 | -х+6 | 6 | 1,8 |
1. Найдите значение выражения:
а)12,8 + (11-12,8) =11
б)-1,7-(5-1,7) =-5
в)11,6 + 5у-(3у + 11,6) при у = 0,9 =1,8
2. Какова степень многочлена:
а) а3 -а2-а + 1 =3
б) 3х2 -4х3у3 +2у5 =5
в) 3-х2 у6 — ху8 +0,5х7уz2. =10
3. Приведите подобные слагаемые:
а) 2х-3у+3х+2у =5х-у
б) -3х-1+2х+7 =6-х
в) 7а-1+5в-7+3а-в =10а+4в-8
Немного об этом животном
Окраска меха очень пестрая. Основная окраска головы, горла, груди, «брюха и всех ног черно-бурая, блестящая. В центре брюха 5 — 6 мелких оранжево-желтых пятен. Вокруг рта белое кольцо, которое не заходит на горло. По бокам шеи впереди ушей через лоб идет широкая белая полоса, которая не сливается с белым пятном у рта. Оторочка ушей белая. Основной тон окраски верха тела оранжево-желтый, испещренный ржаво-коричневыми мелкими пятнами, которые сливаются на загривке, в области лопаток и на огузке. Хвост пушистый, двухцветный; последняя треть его части черная. Летний мех значительно короче зимнего и окраска его более яркая. В Казахстане перевязка распространена по всей его южной части — от западных границ республики до границы с Китаем.
Если вы правильно решили, то поставьте в оценочный лист 1 балл.
-
Изучение нового материала
Сложение и вычитание многочленов
Ребята, сейчас перед вами лежит огромная ответственность. Вам предстоит изучить новую тему, и от того, как вы поработаете, будут зависеть ваши дальнейшие успехи и успехи ваших товарищей.
Внимательно изучите содержание лежащей перед вами карточки и выполните по образцу предложенное вам задание. После окончания работы над карточкой представитель от каждой группы выйдет к доске и объяснит остальным содержание своей карточки, а остальные учащиеся должны сделать соответствующие записи в тетради и по ходу объяснения задать вопросы, если возникнет необходимость.
(учащиеся работают в группах по карточкам; учитель по необходимости помогает детям)
Обучающая карточка №1 (1 группа) Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Сложение многочленов
Алгоритм действий:
-
составить сумму многочленов;
-
раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
-
привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.
(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =5х2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1.
Задание. Сложите многочлены: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.
Ответ: (2а3 – 5а + 5) + (а3 – 4а –2) = 3а3 – 9а + 3
Обучающая карточка №2 (2 группа) Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Вычитание многочленов
Алгоритм действий:
1) составить разность многочленов;
-
раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
-
привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Выполните вычитание многочленов 5х2 — х +8 и 2х2 – 7х -1.
(5х2 — х +8) — (2х2 – 7х -1) = 5х2 — х +8 — 2х2 + 7х +1 = 3х2 + 6х + 9.
Задание. Выполните вычитание многочленов: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2
Ответ: (2а3 – 5а + 5) – (а3 – 4а – 2) = 1а3 – а + 7
Обучающая карточка №3 (3 группа) Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Правила раскрытия скобок
-
Если перед скобками ставится знак «плюс», то члены, которые заключают в скобки, записывают с теми же знаками;
-
если перед скобками ставится знак «минус», то члены, заключаемые в скобки, записывают с противоположными знаками.
Пример, 3х3-2х2+(-х+4) = 3х3 -2х2-х+4
3х3-2х2 –(х-4) + 3х3 -2х2-х+4
Задание: раскройте скобки: (a +b) + (c – d) – (p – n) – (x + y) = a +b + c – d – p + n – x – y.
Три ученика готовят необходимые записи на доске для объяснения нового материала и объясняют его (спикеры).
Занести в оценочный лист за работу в группе – 1 балл, за объяснение темы у доски – 2 балла
-
Релаксационная минутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
-
Первичное закрепление материала
Работа у доски по учебнику: к доске вызываются по 3 учащегося из каждой группы.
За правильно решенный пример по 1 баллу
В это время спикеры выполняют самостоятельно задания, потом совместно проверяют
За правильно решенный пример по 1 баллу
Задание: запишите во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце:
Задание: запишите во втором столбце такой многочлен, чтобы его разность с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце:
Тестовая работа в группе. Каждой группе выдаются карточки с тестами.
Задание 1: Решите уравнение
(7х – 9) + (2х – 8) = 1
и) 4;
н) 0;
ф) 2;
ш) – 2.
Задание 2: Решите уравнение
(12х + 5) – (3х – 7) = 3
и) – 1;
н) 0;
ф) 81;
ш) 1 .
Задание 3: Решите уравнение
30х + 5(3х – 1) = 35х – 25
и) – 1;
н) – 2;
ф) 3;
ш) – 5.
Задание 4: Решите уравнение
7(2х+1)+5(3х+1)=70
н) – 1;
ш) 0.
и) 2;
ф) 1;
Задание 5: Решите уравнение
2(2х-3)+(7х-13)+3(5-2х)=6(х-1)
и) 2;
ш) – 2;
ф) 0;
н) 1.
Результатом выполнения тестовых заданий будет слово “финиш”.
-
Информация о домашнем задании:
Параграф 6, № 106, №107 дополнительно
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова была цель урока?
Заполните таблицу ЗХУ
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
Баллы | |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
| |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
| |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
| |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
| |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Оценочный лист. Ф.И учащегося _______________________Оценка _____
| |
Фронтальный опрос |
|
Представитель животного мира |
|
Изучение нового материала |
|
Первичное закрепление |
|
Тестовая работа в группе |
|
Решите анаграмму.
Переставляя слоги или сочетания звуков местами, получите слова
ГО – ЕНЫ – МНО – ЧЛ
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
Тема урока: _______________________________________
Решите анаграмму.
Переставляя слоги или сочетания звуков местами, получите слова
ГО – ЕНЫ – МНО – ЧЛ
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
Тема урока: _______________________________________
Решите анаграмму.
Переставляя слоги или сочетания звуков местами, получите слова
ГО – ЕНЫ – МНО – ЧЛ
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
Тема урока: _______________________________________
Решите анаграмму.
Переставляя слоги или сочетания звуков местами, получите слова
ГО – ЕНЫ – МНО – ЧЛ
НИЕ – ЖЕ – СЛО
ЧИ – НИЕ – ВЫ – ТА
Тема урока: _______________________________________
Представитель животного мира
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А | З | Я | Е | Е | П | К | В | Р |
10а+4в-8 | 5х-у | 10 | 3 | -5 | 11 | -х+6 | 6 | 1,8 |
Представитель животного мира
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А | З | Я | Е | Е | П | К | В | Р |
10а+4в-8 | 5х-у | 10 | 3 | -5 | 11 | -х+6 | 6 | 1,8 |
Представитель животного мира
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А | З | Я | Е | Е | П | К | В | Р |
10а+4в-8 | 5х-у | 10 | 3 | -5 | 11 | -х+6 | 6 | 1,8 |
Представитель животного мира
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А | З | Я | Е | Е | П | К | В | Р |
10а+4в-8 | 5х-у | 10 | 3 | -5 | 11 | -х+6 | 6 | 1,8 |
Найдите значение выражения: Ответ ____1 БУКВА ___
12,8 + (11-12,8)=
Найдите значение выражения: Ответ ____2 БУКВА ___
-1,7-(5-1,7)=
Найдите значение выражения: Ответ ____3 БУКВА ___
11,6 + 5у-(3у + 11,6) при у = 0,9.
Какова степень многочлена: Ответ ____4 БУКВА ___
а3 -а2-а + 1=
Какова степень многочлена: Ответ ____5 БУКВА ___
3х2 -4х3у3 +2у5=
Какова степень многочлена: Ответ ____6 БУКВА ___
3-х2 у6 — ху8 +0,5х7уz2=
Приведите подобные слагаемые: Ответ ____7 БУКВА ___
2х-3у+3х+2у=
Приведите подобные слагаемые: Ответ ____8 БУКВА ___
-3х-1+2х+7=
Приведите подобные слагаемые: Ответ ____9 БУКВА ___
7а-1+5в-7+3а-в=
Обучающая карточка №1
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Сложение многочленов
Алгоритм действий:
-
составить сумму многочленов;
-
раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
-
привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.
(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =5х2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1. Задание. Сложите многочлены: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.
Обучающая карточка №2
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Вычитание многочленов
Алгоритм действий:
1) составить разность многочленов;
2) раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
3) привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Выполните вычитание многочленов 5х2 — х +8 и 2х2 – 7х -1.
(5х2 — х +8) — (2х2 – 7х -1) = 5х2 — х +8 — 2х2 + 7х +1 = 3х2 + 6х + 9.
Задание. Выполните вычитание многочленов: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2
Обучающая карточка №3
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Правила раскрытия скобок
-
Если перед скобками ставится знак «плюс», то члены, которые заключают в скобки, записывают с теми же знаками;
-
Если перед скобками ставится знак «минус», то члены, заключаемые в скобки, записывают с противоположными знаками.
Пример 3х3-2х2+(-х+4) = 3х3 -2х2-х+4
3х3-2х2 –(х-4) + 3х3 -2х2-х+4
Задание: раскройте скобки: (a + b) + (c – d) – (p – n) – (x + y)
Моя фамилия, имя _________________________
Задание: запишите во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце: правильный ответ – 1 балл
Моя фамилия, имя _________________________
Задание: запишите во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце: правильный ответ – 1 балл
Моя фамилия, имя _________________________
Задание: запишите во втором столбце такой многочлен, чтобы его сумма с первым была равна многочлену, записанному в третьем столбце: правильный ответ – 1 балл
Тестовая работа в группе
Задание 1: Решите уравнение (7х – 9) + (2х – 8) = 1
и) 4;
н) 0;
ф) 2;
ш) –2.
Задание 2: Решите уравнение (12х + 5) – (3х – 7) = 3
и) – 1;
н) 0;
ф) 81;
ш) 1 .
Задание 3: Решите уравнение 30х + 5(3х – 1) = 35х – 25
и) – 1;
н) – 2;
ф) 3;
ш) – 5.
Задание 4: Решите уравнение 7(2х+1)+5(3х+1)=70
н) – 1;
ш) 0.
и) 2;
ф) 1;
Задание 5: Решите уравнение 2(2х-3)+(7х-13)+3(5-2х)=6(х-1)
и) 2;
ш) – 2;
ф) 0;
н) 1.
Перевод баллов в оценку
8 баллов и более – оценка «5»
5 – 6 баллов – оценка «4»
2 – 4 балла – оценка «3»
0 – 1 баллов – оценка «2»
Перевод баллов в оценку
8 баллов и более – оценка «5»
5 – 6 баллов – оценка «4»
2 – 4 балла – оценка «3»
0 – 1 баллов – оценка «2»
Перевод баллов в оценку
8 баллов и более – оценка «5»
5 – 6 баллов – оценка «4»
2 – 4 балла – оценка «3»
0 – 1 баллов – оценка «2»
Перевод баллов в оценку
8 баллов и более – оценка «5»
5 – 6 баллов – оценка «4»
2 – 4 балла – оценка «3»
0 – 1 баллов – оценка «2»
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Моя Ф.И.________________________Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|